Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 7 страница




У лиц сенсорно-планирующего типа после здоровья на первых местах оказа­лись «активная деятельная жизнь», «интересная работа», затем «друзья». Наи­меньшую ценность для них представляют такие, видимо, чересчур «высокие» по­нятия, как «творчество», «счастье других людей», «любовь». Среди ценностей-средств сенсорно-планирующие, в отличие от остальных, отдали предпочтение «честности» и «воспитанности» и полностью отвергли «высокие запросы». Это действительно «органически порядочные» люди, которые умеют организовать и свою, и чужую жизнь. Именно они знают и соблюдают меру во всем. Представи­тели других типов могут на них положиться.

Интуитивно-чувственные лица после здоровья на второе место поставили «друзей». Лица этого типа испытывают наибольшую потребность в других людях. Отвергаются ценности «творчества», «развлечений», «счастья других людей». Интуитивно-чувственные романтики высоко ценят «воспитанность», «широту взглядов» и пренебрегают «исполнительностью», поставив ее на последнее место в списке ценностей-средств.

Представители четвертого, сенсорно-импульсивного типа в списке из восем­надцати ценностей поставили здоровье на тринадцатое место. На первом месте у них оказалась «любовь», на втором — «материально обеспеченная жизнь», на тре­тьем — «друзья». На последние места в списке они поставили «познание», «твор­чество» и «счастье других людей». Такую ценность, как «семья», они ставят на пятое место — гораздо выше других типов. Среди ценностей-средств для сенсор­но-импульсивных важнее всего «жизнерадостность», «аккуратность» и «незави­симость», а наименьшее значение имеют такие качества, как «чуткость», «ответ­ственность», «исполнительность» и, увы, «честность». Что же, за жизнерадост­ность приходится платить!

Таким образом, мы приходим к выводу, что каждый психологический тип име­ет свои ценностные приоритеты, свои представления о счастье и жизненном ус­пехе. «Надтипологической» ценностью можно признать только здоровье, а также индивидуализм (малая степень заботы о счастье других людей).


Различие ценностных структур и мировоззрения приводят людей различных типов к специфическим психологическим проблемам. Остановимся коротко на важнейших из них, выявленных в результате группового анкетирования и под­твержденных в ходе многочисленных индивидуальных психологических консуль­таций.

Для интуитивно-логических лиц характерна неустойчивая самооценка с рез­кими перепадами в сторону повышения и снижения (в 80 % случаев). Весьма ча­сто они отмечают неумение и нежелание подчиняться, а также затруднения в не­формальном общении (в том числе с противоположным полом). Сенсорно-пла­нирующий тип отличают затруднения в неформальном общении, в целом же эти люди самоуверенны и хорошо адаптируются в любом социальном контексте. Интуитивно-чувственный тип избыточно чувствителен к эмоциональному кли­мату в группе; эти лица весьма часто отмечают недостаточные навыки психичес­кой саморегуляции и жалуются на свои ограниченные организаторские способ­ности. Для сенсорно-импульсивных в первую очередь характерно неумение и не­желание подчиняться.

Таким образом, индивидуально-типологический подход предоставляет воз­можность экономным и удобным способом выявлять психологические проблемы клиента и намечать пути их оптимального решения.

Наряду с обычными жизненными ситуациями выявляются также существен­ные типологические различия в кратковременных и длительных стрессовых си­туациях. В качестве примера кратковременного стресса приведем данные обсле­дования группы студентов-медиков в процессе сдачи важного курсового экзаме­на. Использовались психологические, физиологические и эндокринологические методы для оценки форм и выраженности стресса. Заметим, что экзаменационный стресс мало поддается тренировке, человек реагирует на него в соответствии со своими природными качествами. Как и ожидалось, психологические типы реаги­ровали в экспериментальной ситуации по-разному. Наиболее чувствительными к стрессу оказались лица интуитивно-чувственного типа. Они дали острую, но кратковременную реакцию в форме чувства тревоги, выраженного напряжения функции сердца, большого выброса в кровь гормонов надпочечников и щитовид­ной железы. Сходную по силе реакцию давали студенты сенсорно-планирующего типа, однако эта реакция оказалась продолжительной, приобретала инертный и даже застойный характер. Лица сенсорно-импульсивного типа реагировали на стресс относительно слабо и кратковременно. В отличие от других типов их само­чувствие на экзамене заметно повысилось. Можно сказать, что для них экзамен оказался хоть и небольшим, но праздником. Повышения уровня тревоги они не испытывали. Их средний балл на данном экзамене — «удовлетворительно», в то время как у остальных — «хорошо». Студенты интуитивно-логического типа в данной выборке практически отсутствовали, что обусловлено их малой склонно­стью к врачебной профессии. Этому типу более свойственны профессии группы «человек-знак».

Можно сделать вывод, что экзаменационная ситуация имела разную значи­мость для студентов трех исследованных типов. Наименьшей ценностью экзамен обладал в глазах людей сенсорно-импульсивного типа. Это наблюдение полное­


тью укладывается в картину их ценностных приоритетов, описанную выше. Поэто­му они обошлись минимальными физиологическими затратами. Наибольшую значимость экзамен имел для лиц сенсорно-планирующего типа. Судя по конеч­ному результату, эти студенты добросовестно готовились к испытанию своих зна­ний, всерьез переживали и получили заслуженные оценки, однако большой фи­зиологической ценой. Этот факт тоже соответствует их психологическому «порт­рету». Что касается интуитивно-чувственных, то они реагировали весьма бурно, но быстро разгружались от стрессорных переживаний. По-видимому, это одно из проявлений их общей адаптивной стратегии.

Выявлены типологические различия и в ситуациях длительного стресса. В ча­стности, наблюдалась группа молодых людей, направленных на службу из сред­них широт на Крайний Север. Им приходилось приспосабливаться к суровейшему климату, жестким социальным условиям совместного проживания, новым профес­сиональным обязанностям. Указанные лица выступали в качестве специалистов преимущественно физического профиля деятельности. В исследовании был за­действован обширный комплекс психологических, физиологических и медицин­ских методик. Установлено в основном следующее.

Высокие широты для вновь прибывших туда лиц — экстремальная среда, тре­бующая значительного напряжения адаптационных механизмов. Один из важных факторов, влияющих на процесс адаптации в условиях высоких широт, — это типологические особенности личности. При оценке общего состояния здоровья установлена изначально лучшая, исходя из индекса общей адаптации, приспособ­ленность к условиям Крайнего Севера представителей сенсорно-планирующего типа, обладающих, кроме того, наибольшими резервами адаптации. Интуитивно-чувственные заняли второе место, сенсорно-импульсивные — третье, причем они обладали наименьшими возможностями для дальнейшей адаптации. Наконец, интуитивно-логический тип оказался менее всего приспособленным к условиям высоких широт. Анализ успешности профессиональной деятельности и норматив­ности поведения обследованных показал следующее. Наилучшими по этим двум показателям были опять же сенсорно-планирующие. На втором месте находились интуитивно-логические. Их высокий интеллектуальный потенциал оказался не­востребованным ввиду преимущественно физического профиля профессиональ­ной деятельности. Интуитивно-чувственные достаточно успешно справлялись со служебными обязанностями. В то же время нормативность их поведения была ниже среднего. Успешность профессиональной деятельности сенсорно-импуль­сивных была ниже среднего уровня, а нормативность поведения — ниже всех, зна­чительно ниже среднего уровня. Лица этого типа дали большую часть грубых дис­циплинарных проступков за исследуемый промежуток времени. Таким образом, психологический тип может способствовать или препятствовать как биологиче­ской, так и социальной адаптации человека в длительно действующих экстремаль­ных условиях.

На основании изложенных фактов можно сделать вывод о существовании че­тырех типологически обусловленных форм психического здоровья. Для каждого из четырех типов оптимальной жизненной стратегией является всемерное само­раскрытие своих типологических особенностей (в выборе профессиональной и других видов деятельности и отдыха, в выборе сексуальных и брачных партнеров,


друзей и знакомых и т. д.) при одновременном неуклонном развитии и трениров­ке приобретенных качеств, которые приближают их к представителям остальных трех типов. Нахождение оптимального баланса между указанными двумя тенден­циями — поиском «истинно своего», природно предназначенного, и овладением «чужими», по необходимыми для успешной адаптации навыками — одно из важ­нейших условий сохранения психического здоровья.

С учетом всего вышеизложенного сформулируем краткие рекомендации по психокоррекции и психологической самопомощи для представителей четырех описанных типов.

Интуитивно-логический тип. Вероятные области формирования признаков невротизации: дефицит самореализации в сфере интимного общения, сложности эмоционального отреагирования в межличностных взаимоотношениях. В случае формирования патологии этот психологический тип следует расценивать как «маркер» резистентной к терапии симтоматики (в частности, с астено-адинами-ческими, астено-депрессивными, гипобулическими, обсессивными и ипохонд­рическими явлениями), Коррекционная работа с клиентами — представителя­ми интуитивно-логического типа имеет следующую специфику. Ведущие психо­логические проблемы лиц этого типа относяся к коммуникации «близкого круга» (ближайшие друзья, сексуальные партнеры), а также связаны с нестабильностью самооценки. Это обычно проявляется в чувстве одиночества, порывистых и непро­думанных попытках его преодоления, чередовании недовольства собой с самопе­реоценкой, заносчивостью, высокомерием. Отсюда представляется оправданным считать основными направлениями психокоррекции лиц указанного типа стаби­лизацию самооценки с опорой на наиболее существенные индивидуальные каче­ства, а также развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности и открытости в процессе общения. Предпочитаемый стиль взаимодействия психо­лога с лицами этого типа — недирективный, дискуссионный, рационально-конст­руктивный, акцентированно безобвинительный и безоценочный. Из психотерапев­тических методик предпочтительны индивидуальные психодинамические техники в их краткосрочных вариантах в сочетании с техниками экзистенциально-гумани­стической терапии.

Сенсорно-планирующий тип. Учитывая высокую эмоциональную стабиль­ность этого типа, следует иметь в виду повышенную вероятность соматизирован-ных невротических расстройств и психосоматозов. Это проявляется в форме обо­стренной, но скрытой чувствительности к резким переменам, недостаточной гиб­кости поведения, трудностей в адекватной демонстрации и передаче своих чувств. Отсюда вытекает основная цель психологической коррекции — повышение ком­муникативной компетентности, развитие навыков саморегуляции в процессе об­щения — как делового, так и неформального. Предпочитаемый стиль проведения психологической консультации — директивный, рационально-строгий (деловой) с выдачей четких и определенных рекомендаций. Из психотерапевтических ме­тодик в первую очередь приемлемы бихевиоральные, включая прямую суггестию и эриксонианский гипноз. В качестве дополнительных эффективны также тера­певтические техники в рамках гуманистического направления, способствующие росту самосознания и личностному росту, в частности экзистенциальная психо­терапия.


Интуитивно-чувственный тип. Данный тип способствует глубокому вовлече­нию личности в картину пограничного расстройства (истерические, тревожные, аффективно-шоковые, эксплозивные реакции, панические атаки) с преимуще­ственными нарушениями в аффективной и мотивационной сферах. Это проявля­ется в повышенной ранимости, незащищенности от отрицательных эмоций, «за­стревании» на травмирующих ситуацих, вспыльчивости, излишней мечтательно­сти в ущерб практическим делам. Основные цели психологической коррекции: формирование устойчивых навыков саморегуляции состояний, развитие волевых качеств и организаторских способностей.

Предпочитаемый стиль взаимодействия психолога с клиентом — поддержива­ющий, недирективный, основанный на принципах гуманистического направления психотерапии (эмпатия, аутентичность, «отзеркаливание», встречная исповедь и др.). Из психотерапевтических методик предпочтительны «аффект-центрирован-ные» техники, обеспечивающие эмоциональное отреагирование (имажинативно-кататимная терапия, клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, арт-те­рапия и др.).

Сенсорно-импульсивный тип. В случаях невротизации данный тип способству­ет ярким проявлениям патологии и возможным переходам ее в глубокие формы. Возможные области формирования невротических расстройств: конфликты и на­пряженность в профессиональной сфере, всевозможные ограничения свобод, внеш­няя регламентация различных сторон жизни. Дезадаптация проявляется в форме перевозбуждения, экзальтации, непоследовательности, хаотичности социальных связей, увлечений и интересов. Отсюда вытекает основная цель психологической коррекции — развитие и укрепление волевых качеств, повышение внутренней орга­низованности и самодисциплины, углубление самопонимания. Предпочитаемый стиль проведения психокоррекции — игровой, спонтанный, с элементами психодра­мы и эмоциональной экспрессии, общение с клиентом на короткой дистанции и в «приземленной» форме. Из психотерапевтических методик наиболее приемлемы малоструктурированные когнитивно-бихевиоральные техники с неожиданной сме­ной ролей, переменами «мизансцен», оживленными дискуссиями, интенсивным контактом между психотерапевтом и пациентом. Учитывая способность лиц дан­ного типа к непроизвольному подражанию, возможно применение внушения через пример, а также иных форм внушения. В качестве дополнительных вполне прием­лемы бихевиоральные техники модификации поведения.

Можно сделать заключение, что понимание и учет человеком собственных типологических особенностей способствуют повышению адаптационного потен­циала личности и сохранению психического и физического здоровья.

 

Акцентуации личности и психическое здоровье

Конституционально обусловленные дисгармонии личности, влияющие на фор­мирование многообразных психологических проблем и психических нарушений, в настоящее время особенно актуальны как для пограничной психиатрии, так и для клинической психологии. Вместе с тем эта проблема представляется недоста­точно разработанной. Считается, что понятие «акцентуированная личность» было


впервые введено в научный лексикон немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 г. Автор отталкивался от представлений П. Б. Ганнушкина (1931) о латентных, или компенсированных, психопатиях. Здесь прослеживается несомненная преем­ственность между нозоцентризмом в оценке поведения здорового человека (ла­тентные психопатии) и попыткой трансформировать психиатрические категории в психологические (акцентуации личности, характера, темперамента и др.). Осно­воположником этого весьма продуктивного подхода был Э. Кречмер, выдвинув­ший в 1921 г. предположение о наличии 2 типов здоровых людей — шизотимиков и циклотимиков, которые по своему поведению напоминают психопатов — шизо­идов и циклоидов. Учитывая, что Э. Кречмер подразделял как шизоидов, так и циклоидов на 6-7 разновидностей, его следует считать предшественником кон­цепции акцентуированных личностей, получившей развитие во второй половине XX в. К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера (де­монстративный, педантический, застревающий, возбудимый) и 6 типов акцентуа­ций темперамента (гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный). На основе этих описаний Шмишек в 1970 г. разработал личностный опросник, предназначенный для диа­гностики 10 акцентуаций у взрослых людей. Попытку творческого развития кон­цепции К. Леонгарда предпринял отечественный психиатр А. Е. Личко, выделив­ший 11 типов акцентуаций характера у подростков и предложивший их оригиналь­ные психологические описания. Эти описания были проанализированы автором на основе теории отношений В. Н. Мясищева, в результате чего появился новый тест для оценки акцентуаций — патохарактерологический диагностический опросник (ПД О). Следует заметить, что сходство между концепциями А. Е. Личко и К. Ле­онгарда чисто внешнее, например, эпилептоидный тип первого автора напомина­ет возбудимый второго, истероидный сходен с демонстративным и т. д. Однако анализ психологических характеристик в обеих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости. Таким образом, проблема акцентуиро­ванных личностей, как в теоретическом, так и в методическом плане остается в значительной мере открытой.

Согласно одному из последних развернутых определений (Реан А. А., Лукин С. Е. 1993), акцентуация — это дисгармоничность развития характера, гипертрофиро­ванная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязви­мость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Причем это может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях, не референтных данной акцентуации. При этом особенно сле­дует подчеркнуть, что акцентуации никоим образом не связаны с одноименными психическими болезнями (шизофренией, параноей и т. д.).

Если принять понимание акцентуаций как особенностей характера, следует отнести их, согласно традиции отечественной психологии, к трансформируемым качествам личности, формируемым исключительно внешними социальными воз­действиями. Представляется, что такое одностороннее понимание уводит от сути проблемы и игнорирует давно подмеченную связь между психопатиями и акцен­туациями. По всей видимости, оба этих понятия целесообразно рассматривать как


различную степень личностных изменений: в первом случае тотальных и интег­ральных, во втором — частных, парциальных, затрагивающих те или иные под­структуры личности. Разумеется, мы при этом не исключаем возможность фор­мирования временных акцентуированных черт, что в свое время было убедитель­но показано А. Е. Личко и затем подтверждено рядом других авторов.

Целесообразно кратко рассмотреть методические аспекты диагностики акцен­туаций с тем, чтобы формулировать теоретические предположения, основываясь на экспериментальных примерах. Обследование группы здоровых студентов пер­вого курса педагогического вуза с помощью опросника Шмишека показало, что 83,3 % из них проявляют признаки циклотимической акцентуации, 75 % — эмо-тивной, 69,4 % — гипертимной и экзальтированной. Возникает вопрос: не отража­ют ли столь высокие цифры высокий уровень эмоциональной активации у прак­тически здоровых и гармоничных юношей и девушек?

Сопоставление этих результатов с аналогичными данными курсантов первых курсов военного вуза технического профиля выявило существенные различия между ними. У курсантов наиболее выражена психастеническая акцентуация, что можно расценивать как адаптивную реакцию, связанную с жестким регламентом военной службы. К третьему курсу психастенический компонент отходит на вто­рой план, а его место занимает гипертимная акцентуация. По данным различных авторов, от 18 до 88,6 % студентов отечественных вузов имеют акцентуации. Столь большой разброс данных указывает на несовершенство как методов, так и крите­риев диагностики. Известно, что А. Е. Личко при повторном обследовании под­ростков в юношеском возрасте находил признаки акцентуаций лишь у 10% испы­туемых. К. Леоигард полагал, что акцентуантами являются до 50 % взрослых людей. Очевидно, необходимы методы, позволяющие дифференцировать отно­сительно длительные адаптационные реакции личности (они могут продол­жаться от нескольких месяцев до нескольких лет) от истинных акцентуаций. Решение этой проблемы необходимо начинать с уточнения ее теоретических аспектов. Анализируя различные классификации психопатий (П. Б. Ганнушки-на, О. В. Кербикова, Б. В. Шостаковича и В. Ф. Матвеева и др.), мы сформиро­вали представление о 8 исходных, ключевых формах личностных дисгармоний, представленных в табл. 6.1.

 

Таблииа 6. /    
Основные формы акиент ^аиий личности  
Отношение к сферам личности Гипергические формы Гиперергические формы
Когнитивная сфера Шизоидная Паранойяльная
Волевая сфера Психастеническая Эксплозивная
Аффективная сфера Депрессивная Гипертимная
Сенсомоторная сфера Астеническая Истероидиая

Предлагаемая классификация охватывает те формы акцентуаций, с. ттвова-ние которых подтверждается как клинической, так и психологической пра сой. Классификация является своеобразным «пересечением» наиболее широко рас­


проетраненных систем и их дальнейшим развитием. Акцентуации редко бывают изолированными. Наиболее часто у одного и того же субъекта сочетаются две-три формы, а иногда и больше. Таких субъектов называют акцентуантами, или акцен­туированными личностями. Поскольку акцентуация (в отличие от психологиче­ского типа) не накладывает отпечаток на всю личность, не трансформирует ее, пра­вильнее говорить не о формах, а об акцентуированных радикалах — отдельных группах черт личности. С каждым из таких радикалов правоверно cdilbcfавить характерный для него дезадаптивный паттерн поведения, вероятные проблемные зоны, стрессогенные ситуации и пути их преодоления.

Шизоидная акцентуация проявляется аутическими тенденциями, уходом от реальности в мистику, оккультизм, эзотерические религии и т. д. Поведение че­ловека характеризуется как странное, необычное, чудаковатое. Его умственная продукция отличается оригинальностью, нестандартными и неочевидными обоб­щениями и аналогиями. Его умозаключения и выводы представляются окружаю­щим неожиданными, парадоксальными, что позволяет говорить об их некоторой «заумности». Со стороны аффективной сферы могут иметь место недостаток эм-патии, проявления сухости, черствости, безучастия, ошибочные оценки эмоцио­нальных реакций у окружающих. Это нередко сочетается с повышенной чувстви­тельностью и даже ранимостью. Для сохранения психического здоровья носите­лям шизоидного радикала предпочтителен узкий и стабильный круг общения, необходима возможность длительного и спокойного одиночества. Психологиче­ские проблемы и стрессовые ситуации возникают в случаях неожиданных и бесце­ремонных вторжений в их тщательно оберегаемый внутренний мир, «силового» принуждения к общению (особенно в широком круге), занятиям общественной деятельностью, а также в случае насмешек над их необычными увлечениями. Подобрше попытки «раскрытия» и «приземления» шизоида ведут лишь к боль­шей его отчужденности, уходу в себя, защитным реакциям высокомерия и даже проявлениям презрения к окружающим людям. Психологическая помощь дол­жна быть направлена на формирование навыков социальной перцепции, сосредо­точение внимания на эмоциях окружающих, активный поиск подходящих парт­неров общения. Интенсивная психотравма может повлечь шизоидные (в том чис­ле шизотипические) психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (когнитивных, бихевиоральных, психоана­литических и др.).

Паранойяльная акцентуация отличается избыточной фокусировкой и ригид­ностью мышления, что способствует формированию сверхценных образований (отношений, установок, идей и др.). Это проявляется в так называемом безальтер­нативном, «черно-белом» мышлении и некотором фанатизме. Его оборотная сто­рона — недоверчивость, подозрительность, злопамятность, связанные с общей недооценкой других людей. Возможны сутяжные тенденции, уход в борьбу, сверх­ценные фиксации на травмирующих объектах с идеями мести. Таким образом, ригидность мышления приводит к ригидности аффектов. Очевидно, что это мо­жет стать источником серьезных психологических проблем. Стрессовые реакции при наличии паранойяльного радикала возникают чаще всего во фрустрирующих


ситуациях, требующих быстрой смены психического стереотипа и ускоренной адаптации к новой ситуации. Психологическая помощь в таких случаях должна быть направлена на формирование безобвинительных объективных отношений к окружающему, многомерных и «многоцветных» оценок различных явлений, ак­тивизацию рефлексии, детализацию и уточнение самооценки, усиление доверия к людям. Интенсивная психотравма может повлечь паранойяльные и параноид­ные психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтиче­ских вмешательств (когнитивных, суггестивных и др.).

Психастенический акцентуированный радикал связан с ритуализацией жиз­ни, введением ее в искусственные рамки, педантизмом, перфекционизмом, в ос­нове которых лежит недостаточность инициирующих волевых механизмов. Это влечет также нерешительность, избыточную рефлексию, склонность к затяжным колебаниям и сомнениям, откладыванию исполнения и необоснованной отмене принятых решений. Факторы угрозы обычно переоцениваются, что проявляется в сверхосторожности и сверхпредусмотрительности. Недоверие к себе влечет много­численные проверки и перепроверки результатов совершенных действий. Основ­ными психологическими проблемами обычно являются избыток ответственности, перегруженность заботами, недостаточное противодействие психологическому давлению и манипулированию. Стрессовые ситуации возникают в результате со­четания внешнего давления и избытка ответственности, появления неожидан­ной и внезапной, ранее незнакомой угрозы, а также при необходимости самостоя­тельно действовать в «свободном поле», импульсивно принимать и исполнять реше­ния. Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков спонтанного поведения, быстрых переключений разнородных видов деятельности, тренировку волевых качеств, умения заблаговременно принимать окончательные решения и противостоять внешнему психологическому давлению. Интенсивная психотравма может повлечь обсессивно-компульсивные невротические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиораль-ных, суггестивных и др.).

Эксплозивный акцентуированный радикал проявляется прежде всего в агрес­сивном стиле преодоления препятствий и общения с окружающими. Волевой на­пор и сниженный самоконтроль способствуют быстрому переходу вербальной агрессии в физическую. Для таких лиц характерен поиск'разрядки напряжения в экстремальных видах спорта и профессиональной деятельности. Отношения с другими людьми строятся по конкурентной схеме, а сотрудничество дается им с трудом. Они, как правило, напряженно-энергичны, обидчивы и жестоки, а также проявляют упрямство и негативизм. Для них характерны быстрота и безапелля­ционность в принятии решений, незамедлительное приведение их в исполнение, вплоть до безрассудной смелости. Отсутствует чувство раскаяния в случае ошиб­ки, в связи с чем они легко выходят за рамки социальных норм. Они также часто испытывают чувства зависти и ревности. Стрессовые ситуации возникают в слу­чаях непреодолимых препятствий в достижении целей. Психологические пробле­мы связаны с необходимостью ликвидации отдаленных последствий агрессивных действий и враждебных поступков. Психологическая помощь должна быть на­


правлена на формирование навыков перемещения, переключения агрессивных импульсов, тренировку тормозных волевых качеств сдержанности и терпеливо­сти, умения своевременно снимать избыточное напряжение. Интенсивная психо­травма может повлечь эксплозивные, эпилептоидные, садистические психопати­ческие реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиоральных, суггестивных и др.).

Депрессивный акцентуированный радикал проявляется в сниженном фоне настроения, малой выраженности положительных эмоций. Такие люди выглядят серьезными, мрачными, малоразговорчивыми и труднодоступными. Это связано со слабым стремлением к установлению социальных контактов. В ходе общения обнаруживается полная сохранность коммуникативного потенциала. Повышен­ное чувство вины, тенденция преувеличивать значимость собственных ошибок влечет самонаказывающее, саморазрушающее и суицидальное поведение, Ангедо-низм сочетается у них с повышенным альтруизмом, готовностью любой ценой оказать помощь другим людям. Стрессовые ситуации возникают в случаях вы­нужденной интенсивной социальной активности, сопряженной с переживания­ми (праздники, торжества, многолюдные встречи, шоу, вечеринки и т. д.), а таже различных неудач и потерь. Психологические проблемы связаны с затруднения­ми участия в игровой, спонтанной деятельности и общении. Психологическая по­мощь должна быть направлена на формирование навыков эмоциональной саморе­гуляции и разгрузки, активного обращения к людям, усиление экспрессивности, общее растормаживание. Интенсивная психотравма может повлечь депрессивные, самоуничижительные, мазохистические невротические и психопатические реак­ции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (гумани­стических, экзистенциальных, психоаналитических и др.).

Гипертимная акцентуация проявляется в систематически приподнятом на­строении, говорливости, импульсивности, возбудимости. Повышенная психиче­ская и двигательная активность носит, как правило, ситуативный, поверхностный, неустойчивый и малопродуктивный характер. Такие люди отзывчивы, легко дают обещания, но столь же легкомысленно относятся к их выполнению. Склонны к гедонизму, поиску развлечений, рекреативная установка (на игру и отдых) пре­обладает над деловой. Возможны эпизоды аддикции, импульсивные отклонения поведения. Стрессовые ситуации возникают при необходимости подчиняться и регламентировать свою деятельность. Это расценивается акцентуантами как ог­раничение свободы, ущемление прав и т. д. В таких случаях возможны бурные протесты, пререкания, открытое неподчинение. При этом из конфликтных и фру-стрирующих ситуаций выходят без особого труда. Психологические проблемы связаны с неспособностью доводить важные дела до конца, неудовлетвореннос­тью своим социальным статусом, несерьезным отношением окружающих. Психо­логическая помощь должна быть направлена на формирование навыков последо­вательного и упорядоченного поведения, тренировку концентрации внимания и тормозных волевых качеств, умения осмысливать свою жизнь, устанавливать дол­говременные доверительные отношения, стабилизировать самооценку. Интенсив­ная психотравма может повлечь гипоманиакальные невротические реакции, что




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.