Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 3 страница





йогов позволит, по мнению одного из крупнейших специалистов в этой области В. Эванса-Вентца, психологам и физиологам сформулировать совершенно новый взгляд на психологическое и физическое функционирование человеческого орга­низма во время как обычных, так и необычных, удивительных состояний сознания1.

Самоконтроль — главное условие успеха в овладении техникой исполнения различных упражнений по системе йога. Самоконтролю и самообладанию йога отводит значительную роль. Систематические и правильно организованные тре­нировки дисциплинируют проявления эмоциональной сферы, подчиняют их со­знательному контролю и управлению, усиливают в целом сопротивляемость стрессу. Постоянное обращение к самоконтролю во время упражнений постепен­но приводит к закреплению его как устойчивой личностной характеристики.

Техника медитации йогов связана с такими понятиями, как янтры и мантры [11, с. 169-174]. Янтры — это реальные или воображаемые графические изобра­жения. Установлено, что фигуры разнообразной формы и цвета оказывают раз­личное влияние на психическое состояние человека. Так, зигзагообразная линия с острыми углами создает впечатление резкого изменения, накопления и разряда энергии, вызывает у человека, чувство напряженности, тревоги. Фигуры с ради-ально расходящимися прямыми создают иллюзию излучения, квадрат связывают с представлением завершенности, круг — с космической бесконечностью и абсо­лютной гармонией. Определенное влияние на психическое состояние оказывают и различные цвета. Так, красный цвет возбуждает, а фиолетовый успокаивает; желтый концентрирует внимание, а синий и красный — рассеивают; оранжевый цвет порождает прилив энергии, амбицию и стремление к триумфу. Эффект воз­действия формы и цвета на психическое состояние человека лежит в основе прак­тики лайя-йоги. Медитация здесь проводится посредством концентрации внима­ния на янтрах.

Мантры — это звукосочетания, эмоционально воздействующие на человека за счет выразительности, громкости, музыкальности произнесенных слов. Следует признать, что зависимость силы воздействия человеческой речи от ее структуры — еще мало разработанная область знаний. Слова, смысл которых конкретен (день, ночь, холод, тепло, кисло), обладают большей суггестивной силой, чем слова с аб­страктным смыслом (справедливость, честность, искренность). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его суггестивное воздействие. Та­ким образом, если стоит задача сформировать образ отдельно взятого человека, следует говорить не о человечестве вообще, а о конкретных качествах конкретно­го человека.

1 Эванс-Вентц В. И. Тибетская йога и тайные доктрины. — Киев, 1993.

Суггестивное воздействие речи повышают такие ее качества, как мягкость и сила голоса, паузы, использование эффекта неожиданности. На эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только смысл и интонация речи, но и определенное звукосочетание слов. Такие слова, кжмама, детство, солнце, вызы­вают субъективно теплые ощущения, а слова подъем, команда, ура — жесткие, сти-4 мулирующие к действию. Любопытно, что звук «р» присутствует в слове «крас­ный» почти во всех европейских языках. При воздействии словом важно не толь­


ко его смысловое содержание, но и звуковая структура. Так, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного, холод­ного, звук «о» вызывает состояние расслабленности, мягкости, теплоты. Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассоциируются с мрачным, темным [11, с. 173].

Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древности. Многократное повторение определен­ных, чаще всего бессмысленных, слов широко распространено в практике народ­ной медицины, культовых обрядов, присуще стрессовым ситуациям. В таком воз­действии бессмысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздействует не смысловая нагрузка, не информация, а зву­косочетание.

Для занятий медитацией принимаются специальные позы тела, называемые асанами. Согласно учителям йоги, ключ к успеху заключается в обязательном соблюдении трех условий: последовательность, регулярностью умеренность. Дви­жения ученика должны быть не только правильными, но и плавными, мягкими, не допускающими никакого насилия над собой. Вместе с тем надо поддерживать устойчивое сосредоточение на той части тела (или том физиологическом органе), на которую направлено воздействие асаны. Тот, кто следует этим наставлениям, обязательно ощутит на себе благотворное, оздоровительное воздействие асан. Считается, что человек только тогда овладел асаной, когда он может непринуж­денно находиться в этой позе не менее 3 часов. Говоря об асанах, мы имеем в виду прежде всего хатха-йогу. Хатха-йога — это физическая йога, где, как говорили древние, 99% практики и 1% вдохновения. Но только тот добьется успеха, кто вло­жит в занятия 100% пота и 100% вдохновения. Асаны, выполняемые на первый взгляд с такой легкостью ведущими гуру Индии, стоят им порой 10-15-часовых ежедневных занятий.

После комплекса асан идут занятия пранаямой — системой дыхательных уп­ражнений. Они тоже требуют осознанной и строго контролируемой техники ис­полнения. Пранаяма вобрала в себя за многовековую историю йоги уникальные знания о правильной организации дыхания и его возможностях в профилактике заболеваний, укреплении организма, поддержании и восстановлении физическо­го здоровья человека. Лежа с закрытыми глазами либо сидя в любой удобной аса­не, занимающийся стремится ни о чем не думать и сконцентрировать внимание только на одной точке — у себя на лбу. Кстати, именно это место помечают специ­альной краской индийцы.

Индийский физиолог и врач В. Бхоле со своими сотрудниками провел клини­ческое изучение пациентов, которые получали лечение йоготерапией по поводу самых разных заболеваний. Было установлено, что даже один только комплекс дыхательных упражнений способен полностью вылечить такие болезни, как хро­нический бронхит, гастрит, колит. Подобные заявления можно было бы считать фантастикой, если бы они не имели научного подтверждения. На сегодняшний день благоприятное влияние на работоспособность упражнений йогов можно счи­тать доказанным. Но очень важно, чтобы они были подобраны индивидуально. Видимо, не случайно академик Н. М. Амосов включил в свой ежедневный физ­


культурный комплекс только три упражнения йогов, а академик А. Н. Микулин -лишь четыре асаны. Чрезмерное увлечение ими может навредить.

Классификация техник медитации:

1. Техники пассивной медитации: техника негативной концентрации на раз­личных частях тела; техника быстрой релаксации; концентрация на меди­тативной музыке; концентрация на дыхании; концентрация на позе; мант­ра-медитация; медитация на определенных фразах; медитация на янтрах; медитация на чакрах; концентрация на муладхаре, свадхистхане, манитуре, анахате, вишудхе, аджне; техника стимулирования деятельности вегетатив­ной нервной системы (лайя-йога); медитация на позвоночнике.

2. Техники динамической медитации: медитация на процессе приема пищи; медитация на ходьбе; медитация на позе тела; осознание привычек и авто­матизмов; осознание на беседе с другим человеком; осознание на собствен­ном поведении. В Японии одна из самых популярных форм динамической медитации — церемония приготовления чая.

Систематические и правильно организованные занятий йогой влекут за собой коренные изменения личности. Под их воздействием человек становится все бо­лее совершенным субъектом самоуправления. Психическое равновесие и стабиль­ность становятся его характерными чертами. Крепкое физическое и психическое здоровье — одно из самых ценных вознаграждений занимающемуся йогой за на­стойчивость и последовательность на этом пути.

Психомышечная тренировка. В апреле 1966 г. в лаборатории психологии ВНИИФКа врачом-психиатром А. В. Алексеевым была разработана новая мето­дика самовнушения, которая в дальнейшем получила название «психорегулирую-щая тренировка» (ПРТ). Она, как, впрочем, и ряд других отечественных методик ПСР, берет свое начало от AT Шультца.

В ПРТ две части — «успокаивающая» и «мобилизующая», которые характе­ризуются следующими особенностями: отсутствует формула «тяжести»; имеет­ся мобилизующая часть; в одном комплексе объединяются успокаивающая и моби­лизующая части с разнонаправленным характером действия; последовательность формул систематизирована, и значительно сокращены сроки обучения начальным приемам саморегуляции.

Полный набор формул успокаивающей части ПРТ, применяющийся только при обучении, очень подробный. Он содержит 50 формул, объединенных в пять групп. В каждой группе — стереотипная последовательность, к которой обучаю­щиеся быстро привыкают и которая способствует четкости построения всей структуры ПРТ. Большое число формул в начале обучения позволяет показать участникам последовательность «внутренней работы», в дальнейшем она прокла­дывает дорогу для будущего, когда такого обилия формул уже не потребуется. По мере овладения приемами успокаивающей части ПРТ число формул постепен­но сокращается. Поскольку предшествующими повторениями рефлекс выработан и закреплен, далее он реализуется целиком, сразу. С этого времени применяются сокращенные наборы формул, обеспечивающие быстрый переход в состояние аутогенного погружения, которое обучающимся остается только поддерживать, сосредоточиваясь на расслаблении мышц.


Наиболее сложны и требуют более длительной отработки мобилизующие при­емы так называемой психотонической тренировки, разработанной К. И. Миров-ским и А. Н. Шогамом для лиц с пониженным общим тонусом, гипотонией, асте­нией, апатией, т. е. для тех, кому противопоказана аутогенная тренировка. Дей­ствие мобилизующей части связано с достижением ощущений и представлений, противоположных успокоению, — напряжения мускулатуры, озноба, прохлады. Тонизирующие формулы (как и формулы успокоения) могут быть выражены разными словами. Важно, чтобы они были понятны и доступны занимающему­ся. Каждый человек может сам подобрать наиболее выразительные для него фор­мулировки, вспомнить из своей практики наиболее близкие ощущения. Так, для получения ощущения холода на коже можно использовать формулировку «Воло­сы на руках остекленели», представляя при этом «гусиную кожу», волосы как ос­колки ^ьдинок.

В психопрофилактической работе необходимо применение двух противопо­ложно направленных приемов психической саморегуляции — успокоения и мо­билизации. Только так можно обеспечить тонко направленное влияние на состо­яние. Объективные данные о результатах воздействия ПРТ на психическое состо­яние людей обычно регистрируются с помощью электрокожного сопротивления (ЭКС), температуры кожи, тонуса мышц, частоты сердечных сокращений, коэф­фициента скорости поглощения кислорода (КСПК).

Предложенный метод ПСР постоянно совершенствовался, и в 1973 г. появил­ся новый, укороченный вариант успокаивающей части ПРТ, названный психомы­шечной тренировкой (ПМТ).

Психомышечная тренировка как метод психического самовнушения подразу­мевает, что работа мозга сосредоточивается в основном на тренировке представ­лений. Основное содержание метода составляют формулы, направленные на со­здание состояния пониженной активности различных систем организма. В осно­ве ПМТ лежат следующие элементы:

♦ умение расслабиться;

♦ способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не на­прягаясь, представить' содержание формул самовнушения;

♦ умение удерживать внимание на избранном объекте;

♦ умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.

При разработке структуры психомышечной тренировки обычно исходят из следующих соображений1.

1 Некрасов В. Я. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. — М., 1985. — С. 86-87.

1. Для быстрого отключения и воздействия на нервно-психические и двига­тельные функции, способствующего достижению необходимого результа­та, требуется целенаправленная «загрузка» основных мышечных групп, выполняющих эти задачи. Чем специфичнее стоящая задача, тем более различна интенсивность работающих мышечных групп. Поэтому необхо­дима и парциальная их релаксация.


2. Каждый вид физической нагрузки психически воспринимается как прият­ный или неприятный (трудности начала выполнения упражнения, боли в мышцах, чувство физической слабости, усталость, невозможность сосредо­точиться и др.). Поэтому параллельно с парциальной мышечной релакса­цией необходимо активизировать общий эмоциональный настрой как важ­ный побудительный компонент.

3. Наряду с парциальной мышечной релаксацией и эмоциональной активиза­цией создаются еще и благоприятные предпосылки для активизации ког­нитивных процессов. В результате релаксации и активизации человек бу­дет полностью соответствовать заданным и даже завышенным требованиям.

Быстрота и прочность овладения ПМТ зависят от особенностей нервно-пси­хического развития человека. В частности, так называемый «художественный тип» (лучше развита способность к образному, предметному мышлению) овладе­вает ПСР быстрее, чем «мыслитель», для которого более характерно оперирова­ние абстрактными, отвлеченными понятиями. Человек с подвижными нервными процессами опережает в занятиях того, у кого эти процессы отличаются замедлен­ностью. Главный же фактор, от которого зависит успешность овладения ПСР, — наличие ясно осознанной цели и понимание того, что именно самовнушение спо­собно помочь в достижении этой цели.

Идеомоторная тренировка. В середине XIX в. двое знаменитых ученых — французский химик Шеврель и английский физик Фарадей — независимо друг от друга пришли к одинаковому выводу, проделав схожий опыт. Каждый из нас может сейчас проделать этот же опыт. Возьмите обычную нитку длиной около 1 м и привяжите к одному ее концу грузик весом в 5-15 г, а другой конец намотайте на последний сгиб указательного пальца ведущей руки (у правшей — правой, у лев­шей — левой). Расстояние между пальцем и грузиком должно быть приблизитель­но 70-80 см. Вытяните прямую руку перед собой на уровне плеча и уравновесьте груз. Затем, сосредоточив внимание на висящем предмете, мысленно представь­те, что он начинает раскачиваться как маятник, сначала слабо, потом все сильнее и сильнее. Буквально через несколько секунд грузик действительно придет в дви­жение. Причем движение можно изменить, представляя, что груз движется впе­ред — назад, вращается по кругу. И груз действительно начнет двигаться по задан­ной мыслью траектории.

Причина происходящего в том, что мысленное представление о движении ав­томатически порождает в соответствующих мышцах едва заметные сокращения и расслабления, в результате чего человек начинает выполнять то движение, ко­торое он мысленно представил. Эти микропроцессы в мышцах не всегда заметны на глаз, но легко фиксируются специальной аппаратурой. Процессы, рождающи­еся в виде мысленных представлений, идей и реализующиеся в моторике, в дви­жении соответствующих групп мышц, получили название идеомоторных актов. Идеомоторные акты обычно непроизвольны, неосознаваемы и, как правило, име­ют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомотор­ных актов был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан анг­лийским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно


отнести к классу непроизвольных и что мышечные сокращения, вызывающие дан­ные движения, могут быть осознаваемы.

В научной литературе описывается эксперимент, в котором участвовали три группы испытуемых. В начале работы всем участникам предложили выполнить по десять бросков мяча в баскетбольное кольцо. В дальнейшем первая группа ежедневно по часу тренировалась в выполнении упражнения на баскетбольной площадке; представители второй группы, сидя на местах для зрителей, осуществ­ляли броски в корзину лишь мысленно, а третья группа не привлекалась для тре­нировок. Через неделю провели контрольную проверку. Естественно, первая груп­па существенно улучшила свои показатели в броске мяча, результаты участников третьей группы остались неизвестными. В то же время среднее количество попа­даний в кольцо у членов второй группы, не державших мяча и не выходивших на площадку, но мысленно тренировавшихся, значительно возросло и лишь немного уступало показателям первой.

Суть идеомоторного принципа построения движений состоит в умении непос­редственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, а также назвать исполняемое движение точными словами [1, с. 128]. Под идеомо-торной тренировкой обычно понимают планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка1. Активное представ­ление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ учиты­вается ряд моментов:

1 Там же, с. 89-90.

♦ В начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя «готовность к воображению» и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех.

♦ Содержание программ идеомоторной тренировки обучающийся и психолог должны вырабатывать совместно. В процессе обучения изменяется потреб­ность человека в информации. Поэтому программы идеомоторной трени­ровки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подго­товленности обучающегося в данный момент.

♦ Часто отвлекающиеся люди, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредо­точиться и вообразить услышанное.

♦ Число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности и задач обучения. Сложные двигательные навыки отра­батываются с помощью более коротких повторений во время одного заня­тия, перерывы между которыми также должны быть сокращены.

♦ Информация, которую получает человек во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.


Визуомоторная тренировка поведения. В 70-х гг. XX в. в США получила рас­пространение методика контролируемых снов, которую позже назвали визуомо-торной тренировкой поведения. Ее авторами принять считать Ричарда М. Суин-на и Джеймса И. Лоэра.

В 1972 г. психолога Университета штата Колорадо Ричарда М. Суинна пригла­сили помочь специалисту в области электроники, которого прооперировали по поводу расстройства голосовых связок. Последний жаловался на то, что всякий раз, обращаясь к своим руководителям, он едва мог говорить из-за «слабости» своего голоса. Его лечащий врач, однако, настаивал, что никакой физической сла­бости нет, а проблема заключается в стрессе. Встретившись с пациентом, Суинн понял, что ни волнения, ни стресс не являются причиной возникших затруднений. Больной просто не был в состоянии действовать. Суинн решил изменить обще­принятую процедуру лечения фобий. При обычной методике восстановления нор­мального состояния пациентам, страдающим фобией, предлагают все больше и больше представлять то, чего они боятся, до тех пор, пока связанные с этим чув­ством отрицательные эмоции не исчезнут. Суинн же решил использовать вообра­жение своего пациента с иной целью: для развития навыков непринужденной речи на публике. Упражнения начались с напряжения и расслабления главных мышц и последующего расслабления всего тела. Затем пациент должен был вообразить себя в качестве работника, готовящего для своего руководства доклад, и мыслен­но «проговорить» его от начала до конца. «Этот метод оказался настолько удач­ным, — рассказывал Суинн, — что я задумался над возможностью использовать его для развития и других навыков».

Вскоре к нему обратился член университетского горнолыжного клуба с просьбой помочь спортсменам справиться со стрессом во время соревнований. Психолог разделил команду на две группы — экспериментальную и контрольную. В первой группе проводились тренировки воображения, во второй эта методика не приме­нялась. Спортсмены из экспериментальной группы в течение 20 минут поочеред­но напрягали и расслабляли мышцы. Это простейший способ расслабления тела и сознания. Затем последовало так называемое состояние контролируемого сна, которое сочетает глубокую сосредоточенность и воображаемый сон с бодрствова­нием и контролем за пробуждением. В этом своеобразном состоянии им было приказано умозрительно воспроизвести упражнения в слаломе, спуске по круто­му склону и даже финишировании. В результате на соревнованиях горнолыжни­ки, занимавшиеся визуомоторной тренировкой поведения, добились лучших ре­зультатов, чем их коллеги из контрольной группы, и последним даже не удалось составить им сколько-нибудь серьезную конкуренцию.

Проведенные учеными исследования показали, что зрительное представление события во время контролируемого сна активизирует вовлеченность организма на самых глубоких уровнях. Контролируемое состояние сна, по мнению Суинна, может стимулировать определенные участки мозга, которые затем используются в деятельности человека, будь то публичное выступление или лыжная гонка.

Комплекс упражнений, которые можно использовать для совершенствования своих навыков в самых разнообразных областях профессиональной деятельно­


сти — от тренировки в силе и выносливости до обучения ораторскому и артисти­ческому искусству, включает:

1. Использование зрительных представлений (как основы методики), помо­гающих в выработке таких навыков, как уверенность, собранность, умение расслабляться или развивать силу и выносливость.

2. «Какой бы ни была ваша цель, в случае, если вам необходим заряд кратко­срочной энергии, подумайте о чем-то, что "зарядит" вас, будь то зрительный образ, чувство или звук», — утверждают авторы данной методики. Напри­мер, один профессиональный конькобежец перед тем, как выйти на лед, во­ображал, как он проглатывал звезду, которая затем взрывалась в нем, напол­няя весь организм энергией. Ответом нервной системы на этот вызов был приток физической энергии, обусловленный притоком адреналина.

3. Контроль выражения лица, осанки, жестикуляции, голоса. У многих людей переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей пе­регруппировкой лицевых мышц. Например, обычная улыбка передает нерв­ные импульсы от лицевых мышц в эмоциональный центр мозга. Результа­том являются позитивные чувства радости или расслабления.

4. Представление себя в тот момент, когда вы смогли справиться с любым за­данием без особых усилий, каким бы сложным оно ни было. Например, слу­чай, когда вам удалось убедить милиционера не выписывать штраф за на­рушение правил дорожного движения. Воспроизведите эти эпизоды во всех возможных подробностях, припомните сопутствовавшую обстановку. Не­обходимо запечатлеть в сознании свое лучшее время так, чтобы вы могли вспомнить его, оказавшись в кризисном положении.

5. Позитивное мышление. Экспериментально проверено, что лишь одна мысль о поражении, неудаче может стать причиной провала, крушения при выпол­нении ответственного задания. Предлагаемые методики направлены на то, чтобы человек совершал позитивную мысленную работу под лозунгом «Я смогу!». Одним из таких эффективных упражнений является так называе­мая стоп-тренировка — техника позитивного мышления, которая особенно действенна в борьбе с навязчивыми мыслями негативного или деструктив­ного характера.

6. Самоутверждение. Упражнение заключается не только в стремлении изба­виться от негативных мыслей, но и в превращении их в позитивные. Если что-то не удается, следует повторять: «Я могу этого добиться» или «Мне это нравится».

7. Определение долгосрочных целей.

8. Контролируемые сны.

9. Усилители энергии. Почувствовав, что силы на исходе, вы можете восста­новить их кратковременной активной деятельностью. Несколько корот­ких упражнений «подзаряжают» вас энергией и приводят в состояние го­товности.

10. Физические упражнения, направленные на избавление от напряжения.


Контрольные вопросы

1. Дайте определение психического самоуправления.

2. Какие виды ПСР вы знаете?

3. Раскройте сущность AT.

4. Что такое БОС, медитация, психомышечная, идеомоторная и визуомотор-ная тренировки?

 

Литература

1. Алексеев Л. В. Себя преодолеть. — М., 1978.

2. Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте. — М., 1983.

3. Бемиг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. — Минск, 1985.

4. Водейко P. И., Мазо Г Е. Как управлять собой. — Петрозаводск, 1990.

5. Гиссен Л. Д. Время стрессов. — М., 1990.

6. Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. — Л., 1976.

7. Динейка К. В. Десять уроков психофизической тренировки. — М., 1987.

8. Евтимов В. Йога. - М., 1986.

9. Зайчковски Л. Д. Биологическая обратная связь и саморегуляция в управ­лении соревновательным стрессом // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983.

 

10. Клейнзорге X., Клюмбиес Г Техника релаксации. — М., 1965.

11. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1993.

12. Кушниренко Э. Ю. Два цветка на древе медицины. Учение индо-тибетской медицины о здоровье и долголетии. — М.; Воронеж, 1999.

13. Куэ Э. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой. — М., 1996.

14. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. — М., 1985.

15. Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка. — Л., 1986.

16. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

17. Орлов В. А., Гиляревский С. Р. Проблемы изучения качества жизни в совре­менной медицине. — М., 1992.

18. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПбГУ, 1993.

19. Свами Рама. Жизнь среди гималайских йогов (духовные опыты). — М„ 1995.

20. Шулътц И. Г. Аутогенная тренировка. — М., 1985.

21. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. — Новосибирск, 1989.


Раздел IV

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ


Г лава 17

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Перинатальная психология, психопатология и психотерапия

Охрана здоровья населения — важнейшая государственная задачи. Значительно лег­че предупредить развитие заболеваний, чем лечить их. Причем начинать эту работу необходимо как можно раньше. Уже на ранних этапах онтогенеза человека важно обеспечить благоприятные условия его развития, в том числе и психического.

На Коллегии Минздрава России 15 мая 2001 г. обсуждались проблемы ухудша­ющегося психического здоровья детей. При этом особо была выделена проблема психических нарушений у детей раннего возраста. В течение 20 лет в различных ре­гионах России (Москва, Волгоградская, Владимирская области и др.) проводил­ся мониторинг психического здоровья детей. Результаты показали, что если в начале 1980-х гг. на 100 малышей до 3 лет приходилось 9 с психическими нарушениями, а 30 составляли группу риска, то к концу 1990-х гг. эти группы соответственно вы­росли до 16 и 35. Известно, что 35-40% детей-инвалидов стали инвалидами вслед­ствие перинатальных поражений нервной системы. Эти факты послужили одной из важнейших причин того, что 12 февраля 2002 г. Министерство здравоохранения РФ дало указание № 202-У о создании Координационного совета Минздрава России по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреж­дениях детства и родовспоможения. Цели Координационного совета — развитие ме­дико-психологической службы в этих учреждениях и внедрение в их работу совре­менных технологий клинической (медицинской) психологии и психотерапии.

Все это делает особо актуальным сравнительно новое научно-практическое на­правление — перинатологию (греч. peri — приставка, означающая расположение около, вокруг; лат. natus — рождение). Традиционно в медицине принято считать, что собственно перинатальный период продолжается с 28-й недели внутриут­робной жизни человека по 7-е сутки жизни после рождения. Однако Г. Д. К-райг (G. J. Craig) определяет перинатологию как

раздел медицины, изучающий здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, пренатальный (внутриутробный) период, роды и первые месяцы постиатального (послеродового) периода (2000).

Он подчеркивает, что эта «новая ветвь медицины» рассматривает рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как


длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренаталь-ный период, сами роды и первые месяцы после рождения.

Очень важный раздел перинатологии — перинатальная психология, знание которой необходимо любому психологу.

Перинатальная психология — это область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психологического и психического развития на самых ранних этапах онтогенеза человека от зачатия до первых месяиев жизни после рождения.

Длительность постнатального периода, включаемого в сферу интересов пери-натологов, разными авторами оценивается по-разному. Но если считать основны­ми особенностями перинатального периода симбиотическую связь матери с ребен­ком, неспособность ребенка выделять себя из окружающего мира, т. е. отсутствие четких телесных и душевных границ, несамостоятельность его психики, то при­знаками его завершения можно считать проявления самосознания, возникающие примерно к концу 2-го года жизни. Психологу очень важно знать закономерности развития ребенка на разных этапах онтогенеза, а также факторы, способствующие или препятствующие развитию здорового ребенка на ранних этапах онтогенеза (с зачатия до 3 лет).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.