Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 5




В 2012 году между ООО «Заказчик» и ООО «Подрядчик» заключен договор строительного подряда. ООО «Подрядчик» осуществляет строительство гаража из материалов, принадлежащих 000 «Заказчик». Стоимость переданных материалов – 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.).

Стоимость СМР ООО «Подрядчик» – 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.), без учета стоимости материалов.

Вариант 1. Передача материалов на возмездной основе.

Право собственности на материалы, согласно договору, переходит к 000 «Подрядчик». Расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются по мере завершения выполняемых строительных работ 000 «Подрядчик», путем уменьшения обязательств по оплате стоимости выполненных работ.

Бухгалтерский учет у заказчика-застройщика:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Строительные материалы» КРЕДИТ 60

– 1000 0000 руб. – приняты к учету приобретенные материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 180 000 руб. – отражен НДС по приобретенным материалам;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 180 000 руб. – НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 1 180 000 руб. – отражена выручка от реализации материалов, переданных подрядчику;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 180 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 10 субсчет «Строительные материалы»

– 1 000 000 руб. – отнесена на себестоимость продаж стоимость переданных материалов;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Строительство основных средств» КРЕДИТ 60

– 3 000 000 руб. – приняты к учету строительные работы от подрядчика, включая стоимость материалов (форма КС-2);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 540 000 руб. – отражен НДС по работам, выполненным подрядчиком;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62

– 1 180 000 руб. – отражен зачет стоимости материалов в счет обязательств по оплате строительных работ (основание-договор, Отчет об использованных материалах).

Бухгалтерский учет у подрядчика:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 1 000 000 руб. – приняты к учету приобретенные материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 180 000 руб. – отражен НДС по приобретенным материалам;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 180 000 руб. – НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 1 000 000 руб. – материалы списаны в производство;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 3 540 000 руб. – отражена выручка от реализации СМР, включая стоимость материалов (форма КС-2);

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20

– 1 000 000 руб. – стоимость материалов списана на себестоимость выполненных работ;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 540 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62

– 1 180 000 руб. – отражен зачет стоимости материалов в счет обязательств по оплате строительных работ (основание – договор, Отчет об использованных материалах).

Вариант 2. Передача материалов на давальческой основе.

Право собственности на материалы, согласно договору, не переходит к 000 «Подрядчик», материалы передаются на давальческой основе. Расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются по мере завершения выполняемых строительных работ.

Бухгалтерский учет у заказчика-застройщика:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Строительные материалы» КРЕДИТ 60

– 1 000 000 руб. – приняты к учету приобретенные материалы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 180 000 руб. – отражен НДС по приобретенным материалам;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону» КРЕДИТ 10 субсчет «Строительные материалы»

– 1 000 000 руб. – отражена стоимость материалов, переданных подрядчику;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Строительство основных средств» КРЕДИТ 60

– 2 000 000 руб. – приняты к учету СМР от подрядчика (основание – форма КС-2), без учета стоимости переданных материалов;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 360 000 руб. – отражен НДС со стоимости СМР;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Строительство основных средств» КРЕДИТ 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»

– 1 000 000 руб. – приняты к учету использованные давальческие материалы (основание – Отчет об использованных материалах);

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 2 360 000 руб. – осуществлены расчеты с подрядчиком.

Бухгалтерский учету подрядчика:

ДЕБЕТ 003

– 1 000 000 руб. – отражены приобретенные материалы;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 2 360 000 руб. – отражена стоимость выполненных СМР, без учета стоимости материалов (основание – форма КС-2);

КРЕДИТ 90 субсчет «НДС» ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 360 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 003

– 1 000 000 руб. – списаны приобретенные материалы (основание – Отчет об израсходованных материалах);

КРЕДИТ 51 ДЕБЕТ 62

– 2 360 000 руб. – осуществлены расчеты с заказчиком.

 

4.2 Строительство временных зданий и сооружений

 

В процессе осуществления строительства возникает необходимость в возведении временных зданий и сооружений.

Временные здания и сооружения подразделяются на:

титульные;

нетитульные.

 

4.2.1 Титульные здания (сооружения)

К титульным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

Средства на строительство и разборку титульных объектов учитываются при составлении сводного сметного расчета в главе 8 «Временные здания и сооружения» (п. 4.83 МДС 81–35.2004, утвержденной постановлением Госстроя от 5 марта 2004 года №51).

Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении №7 к Методике МДС 81–35.2004. Он полностью соответствует перечню, приведенному в Приложении №2 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81–05-01–2001, утвержденного постановлением Госстроя от 7 мая 2001 года №45 (далее – Сборник ГСН 81–05-01–2001). Приведем его.

«Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, которые учтены сметными нормами.

1. Временное приспособление вновь построенных постоянных зданий и сооружений для обслуживания работников строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.

2. Аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств.

3. Временное приспособление вновь построенных и существующих постоянных зданий и сооружений для производственных нужд строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.

4. Перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, создание и благоустройство временных поселков (в том числе вахтовых), разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад.

5. Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа.

6. Временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и неотапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки.

7. Временные обустройства (площадки с типом покрытия, установленным ПОСом, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ.

8. Временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотничные и др.).

9. Электростанции (для нужд электроснабжения титульных временных зданий и сооружений и освещения территории строительной площадки), трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные (приобретение, монтаж и затраты на эксплуатацию) и т. п. здания (сооружения) временного пользования, включая пусконаладочные работы.

10. Временные станции для отделочных работ.

11. Временные установки для очистки и обеззараживания поверхностных источников водоснабжения.

12. Временные камнедробильно-сортировочные установки, бетонорастворные узлы и установки для приготовления бетона и раствора с обустройствами на территории строительства или передвижные на линейном строительстве.

13. Временные установки для приготовления грунтов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими, временные цементно-бетонные и асфальтобетонные заводы для приготовления бетонных и асфальтобетонных смесей с битумохранилищами и т. п.

14. Полигоны для изготовления железобетонных и бетонных изделий и доборных элементов с пропарочными камерами.

15. Площадки, стенды для укрупнительной и предварительной сборки оборудования.

16. Звеносборочные базы для сборки звеньев железнодорожного пути.

17. Здания и обустройства во временных карьерах, кроме дорог.

18. Временные конторы строительных участков, поездов, строительно-монтажных управлений и подобных организаций.

19. Временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках.

20. Временные гаражи.

21. Временные сооружения, связанные с противопожарными мероприятиями.

22. Устройство оснований и фундаментов под машины и механизмы (кроме устройства оснований для обеспечения устойчивой работы сваебойного оборудования при забивке свай и подкрановых путей для грузоподъемных кранов).

23. Специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения из сборных железобетонных или металлических конструкций.

24. Устройство и содержание временных железных, автомобильных и землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в том числе соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами. Разборка дорог и проездов.

25. Устройство временных подвесных дорог и кабель-кранов для перемещения материалов и деталей, а также разборка их.

26. Устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройплощадке».

Размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться (п. 3.1 Сборника ГСН 81–05-01–2001):

по нормам Сборника;

по расчету, основанному на данных проекта организации строительства (ПОС).

Одновременное использование указанных способов не рекомендуется.

На основании пункта 3.2 Сборника ГСН 81–05-01–2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.

Так как затраты на возведение временных зданий включаются в сводный сметный расчет и оплачиваются заказчиком-застройщиком, они принадлежат заказчику. В этой связи построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов). В то же время само возведение временных титульных зданий и сооружений связано с необходимостью обеспечения строительства этими объектами. Причем пользуется ими непосредственно подрядчик. Поэтому заказчик может сдавать подрядчику эти объекты в аренду в порядке, определенном договором подряда (п. 3.4 Сборника ГСН 81–05-01–2001, п. 3.1.8 Положения №160). В этой связи наиболее целесообразным представляется установление арендной платы за эти сооружения на весь период строительства в размере стоимости этих объектов. Так как затраты на строительство временных титульных сооружений заложены в сводном сметном расчете, их стоимость должна включаться в стоимость строительства через амортизационные отчисления.

Порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства (п. 3.3 Сборника ГСН 81–05-01–2001).

В бухгалтерском учете затраты по возведению титульных зданий и сооружений, предусмотренных сводным сметным расчетом? отражаются по счету 08 обособленно от стоимости работ, оплаченных подрядчикам с последующим их зачислением в состав основных средств на счет 01 и сдачей в эксплуатацию на основание формы ОС-la (пп. «а» п. 3.1.8 Положения №160). Суммы начисленной амортизации по титульным зданиям и сооружениям в состав расходов при исчислении налога на прибыль не включаются (п. 5 ст. 270, ст. 257 НК РФ).

Общая схема бухгалтерских проводок будет следующей.

У застройщика (заказчика-застройщика):

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– отражены расходы, связанные с приобретением (сооружением) временных титульных сооружений (основание – акт приемки-передачи);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– отражен НДС;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Временные титульные здания и сооружения» КРЕДИТ 08

либо ДЕБЕТ 10 субсчет «Временные титульные здания и сооружения» КРЕДИТ 08

– приняты к учету временные титульные сооружения;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Строительство основных средств» КРЕДИТ 02

– начислены амортизационные отчисления по временным зданиям и сооружениям, которые включаются в сметную стоимость объекта строительства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– произведены расчеты, либо ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62

– зачет задолженности в счет арендной платы, подлежащей оплате подрядчиком.

Если по окончании строительства возведенные временные титульные сооружения, согласно условиям договора с инвестором, остаются в распоряжении застройщика, то последний вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Он может их продать подрядчику, но только при его согласии (п. 3.6 Сборника ГСН 81–05-01–2001).

У подрядчика:

ДЕБЕТ 23 субсчет «Временные титульные здания и сооружения» КРЕДИТ 10 (или 70, 68, 69 и пр.)

– отражены расходы, связанные с сооружением;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– отражен НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– отражена задолженность застройщика за построенные временные здания;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23

– отражена себестоимость временных зданий;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– отражена оплата за временные титульные здания согласно условиям договора либо ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62

– зачет задолженности в счет арендной платы, подлежащей оплате подрядчиком.

Расходы подрядчика, связанные с сооружением титульных зданий и сооружений, будут приниматься для целей исчисления налога на прибыль, с соблюдением требований статей 271, 272, 318, 319 НКРФ.

 

4.2.2 Нетитульные здания (сооружения)

К нетитульным зданиям и сооружениям относятся сооружения для обеспечения нужд отдельных объектов.

Перечень работ и затрат, относящихся к нетитульных временным зданиям и сооружениям, содержится в Приложении №3 Сборника ГСН 81–05-01–2001. Приведем их.

«Перечень работ и затрат, относящихся к нетитульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе норм накладных расходов.

1. Приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров.

2. Складские помещения и навесы при объекте строительства.

3. Душевые, кубовые, неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих.

4. Настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания.

5. Сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности.

6. Леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ.

7. Временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметра зданий или осей линейных сооружений).

8. Расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий, вместо строительства указанных выше (нетитульных) временных зданий и сооружений».

В настоящее время многие нормативные документы, которые существовали еще в далекие времена и касались регулирования процесса строительства, отменены, а новые не изданы. В связи с этим порядок отражения расходов по возведению нетитульных зданий и сооружений, их документальное оформление и последующее списание остались до конца не урегулированными на законодательном уровне. Единственное, что можно утверждать, это то, что затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений должны учитываться в составе накладных расходов на строительные и монтажные работы (п. 1.4 Сборника ГСН 81–05-01–2001).

Дальнейший учет расходов на сооружение нетитульных зданий и сооружений будет зависеть от договорных отношений подрядчика и заказчика. Он может быть аналогичным титульным зданиям и сооружениям. Тогда учет и контроль за их движением будет осуществлять заказчик. Однако на практике, как правило, организации ограничиваются тем, что включают затраты по сооружению этих зданий в накладные расходы, которые возмещаются заказчиком. В таком случае нетитульные здания и сооружения должны учитываться у подрядчика на забалансовом счете. Оформляться такая операция будет актом о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения (форма №КС-8, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 года №100).

Акт составляется исполнителем строительно-монтажных работ в 3-х экземплярах, первый экземпляр остается у лица, сдавшего объект на хранение, второй экземпляр передается лицу, принявшему объект на ответственное хранение, третий – передается в бухгалтерию.

При ликвидации указанных объектов составляется акт о разборке временного (нетитульного) сооружения по форме КС-9. Форма этого документа применяется для оформления разборки временных (нетитульных) сооружений, для оприходования фактически полученных от разборки материалов, подлежащих возврату.

Акт составляется комиссией, специально назначенной приказом (распоряжением) руководителя строительной организации или уполномоченного лица в необходимом количестве экземпляров, один из которых передается в бухгалтерию, другой – лицу, принявшему объект на ответственное хранение.

В акте отмечается количество и процент годности фактически полученных от разборки временных сооружений материалов.

Общая схема бухгалтерских проводок у подрядчика будет следующей:

ДЕБЕТ 23 субсчет «Временные нетитульные здания и сооружения» КРЕДИТ 10 (или 70, 68, 69 и пр.)

– отражены расходы, связанные с приобретением (сооружением);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– отражен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» КРЕДИТ 19

– принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 20 (или 26) КРЕДИТ 23 субсчет «Временные нетитульные здания и сооружения»;

ДЕБЕТ 001

– принято на ответственное хранение временное нетитульное сооружение (основание – акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения (форма КС-8));

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– отражена задолженность застройщика за построенные временные здания;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20 (или 26)

– отражена себестоимость временных зданий;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

– начислен НДС;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– отражена оплата за временные титульные здания согласно условиям договора.

На практике строительство временных титульных и нетитульных сооружений может производиться подрядчиком по своему усмотрению. Как правило, в таких случаях имеют место разборные, легко перемещаемые строения, используемые на разных объектах строительства. Затраты на строительство таких объектов не закладываются в сводный сметный расчет, не возмещаются подрядчику и, следовательно, формируют стоимость титульного (нетитульного) сооружения, которое принадлежит подрядчику. Учет их ведется на счете 01 «Основные средства» или счете 10 субсчет «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». В последующем стоимость основных средств списывается через амортизационные отчисления, а хозинвентаря – равными долями в течение предполагаемого срока эксплуатации на разных объектах строительства.

В налоговом учете расходы, связанные с сооружением нетитульных сооружений, учитываются в составе амортизируемого имущества или в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 256 НК РФ).

 

4.3 Услуги генподрядчика

 

При выполнении работ генподрядчик может оказывать субподрядчику услуги. Перечень и порядок определения стоимости таких услуг был приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81–33.2004, утвержденных постановлением Госстроя России от 12 января 2004 года №6. Однако, согласно письму Минюста РФ от 24 января 2005 года №10/471-ВЯ, постановлению Госстроя РФ от 12 января 2004 года №6, утвердившему настоящие Методические указания, отказано в государственной регистрации. Тем не менее, чтобы показать читателю, о каких услугах может идти речь, мы воспользуемся этим документом и назовем их:

административно-хозяйственные расходы генподрядчика, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняемых субподрядчиком, приемкой от субподрядчика и сдачей заказчику работ, выполненных субподрядчиком, разрешением вопросов материально-технического снабжения;

затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраной, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечению субподрядчика нетитульными временными зданиями и сооружениями, благоустройству строительной площадки, оказанию дополнительной медицинской помощи;

плата за пользование частично в течение рабочего дня подъемными механизмами генподрядчика.

Конкретные виды услуг, размеры и порядок их возмещения должны быть оговорены в договорах строительного субподряда.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете услуг, оказанных субподрядчикам генподрядчиком на примере.

Пример 6

В 2006 году между 000 «Управление» (генподрядчик) и 000 «Спецресурс» (субподрядчик) заключен договор строительного подряда. Согласно условиям договора 000 «Спецресурс» выполняет СМР, стоимостью 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). Договором также предусмотрено возмещение субподрядчиком услуг, предоставляемых генподрядной организацией в размере 2% сметной стоимости строительных работ, что составляет 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.).

Бухгалтерский учету генподрядчика:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 (или 60, 70, 69 и др.)

– 20 000 руб. – отражены затраты по оказанию услуг субподрядчикам в составе накладных расходов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60

– 1 000 000 руб. – приняты СМР, выполненные субподрядчиком на основании акта приемки выполненных работ по форме КС-2;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 180 000 руб. – отражен НДС со стоимости выполненных СМР;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» КРЕДИТ 19

– 180 000 руб. – принят к вычету НДС со стоимости СМР;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 23 600 руб. – отражена выручка по реализации услуг генподрядчика;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 26

– 20 000 руб. – списаны затраты в части услуг генподрядчика;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

– 3600 руб. – начислен НДС на стоимость услуг;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62

– 23 600 руб. – отражен зачет услуг генподрядчика (основание – акт о взаимозачете);

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 1 156 400 руб. – произведена оплата за принятые СМР за минусом сумм возмещения.

Бухгалтерский учет у субподрядчика:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

– 20 000 руб. – отражена стоимость услуг генподрядчика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 3600 руб. – отражен НДС со стоимости генподрядных услуг;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» КРЕДИТ 19

– 3600 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 1 180 000 руб. – отражена стоимость оказанных услуг генподрядчику (основание – форма КС №2);

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

– 180 000 руб. – начислен НДС со стоимости оказанных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20 (или 26)

– 80 000 руб. – списана себестоимость оказанных услуг;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62

– 23 600 руб. – отражен зачет услуг генподрядчика (основание – акт о взаимозачете);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 1 156 400 руб. – поступила оплата за выполненные СМР за минусом сумм возмещения.

 

4.4 Учет расходов, не увеличивающих инвентарную стоимость строительства

 

В процессе строительства у заказчика могут возникнуть расходы, не увеличивающие стоимости основных средств. Они также учитываются на счете 08 «Капитальные вложения», и их необходимо распределять в учете на затраты:

предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства;

не предусмотренные.

И те и другие перечислены в пункте 3.1.7 Положения №160. Для того чтобы определить, какие затраты включаются в сводный сметный расчет, а какие нет, можно воспользоваться Методикой определения стоимости строительной продукции (МД С 81–35.2004). Правда, она носит рекомендательный характер, но в целом дает представление о составляющих сводного сметного расчета.

К затратам, не предусмотренным в сводном сметном расчете относятся:

затраты по объектам незаконченного строительства;

стоимость материальных ценностей, переданных безвозмездно другим предприятиям и организациям;

убытки от разрушений незаконченных строительством зданий и сооружений, возникшие из-за стихийных бедствий (в том числе приведшие к ликвидации);

затраты по консервации строительства;

расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, прекращенных строительством;

расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пени, неустоек за нарушение финансово-хозяйственной деятельности;

другие затраты.

Затраты, не увеличивающие стоимости основных средств, но предусмотренные в сводных сметных расчетах, а также не предусмотренные, но названные в договоре инвестирования в качестве возмещаемых инвестором, списываются за счет средств целевого финансирования бухгалтерской записью:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 08

Инвестор же в своем бухгалтерском учете включает их в стоимость приобретаемого объекта как иные затраты, связанные с приобретением основных средств. Основанием такой записи является пункт 8 ПБУ 6/01.

Если инвестор одновременно является застройщиком (заказчиком-застройщиком), затраты списываются бухгалтерской записью:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 08

При этом следует принимать во внимание следующее.

Если инвесторов несколько, то затраты, предусмотренные в сводном сметном расчете стоимости строительства, но не увеличивающие инвентарную стоимость объекта, логично распределить между всеми инвесторами строительства. Распределение, на наш взгляд, целесообразно произвести пропорционально долям распределяемых площадей между инвесторами (кроме случаев, когда некие затраты приходятся исключительно на определенные объекты). Однако в любом случае принятый в организации способ распределения таких затрат рекомендуем оформить документально.

Затраты, не обозначенные в сводном сметном расчете, списываются как внереализационные расходы заказчика (заказчика-застройщика), так как нет основания для их списания за счет средств инвесторов.

В учете отражаются записи:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 08

 

4.5 Приостановление строительства

 

В процессе строительства заказчик-застройщик может столкнуться с необходимостью приостановления строительства (консервацией). Необходимость приостановления строительства объекта может быть вызвана разными причинами. Наиболее распространенная из них – прекращение или значительное сокращение финансирования строительства. Могут быть и другие причины, например, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами, возникшими вследствие непреодолимой силы (аварии, стихийные бедствия и пр.).

Для того чтобы «заморозить» объект строительства, необходимо такое решение оформить приказом или распоряжением руководителя организации-инвестора и направить заказчику (заказчику-застройщику).

Следующий шаг – проведение инвентаризации по незавершенному капитальному строительству. В инвентаризационных описях указывается: наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.

Инвентаризация осуществляется с целью:

определения состояния законсервированных и временно прекращенных строительством объектов;

выявления, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

определения объема выполненных СМР, по которым необходимо произвести расчеты с подрядчиком.

Для оформления консервации строительства используется акт о приостановлении строительства (форма №КС-17). После получения решения о консервации или окончательного прекращения строительства заказчик (застройщик) обязан произвести окончательный расчет по этому строительству с исполнителем работ. Акт составляется в необходимом количестве экземпляров по каждой стройке с указанием раздельно приостановленных строительством работ. Один экземпляр передается подрядчику второй – заказчику (застройщику). Третий представляется только по требованию инвестора.

В акте по форме №КС-17 указывается:

наименование и назначение объекта;

дата начала строительства;

полная сметная (договорная) стоимость строительства;

сметная (договорная) стоимость выполненных работ на дату приостановления;

фактические затраты на дату приостановления по балансу застройщика;

средства, необходимые для расчетов с подрядными организациями;

стоимость работ, необходимых на консервацию строительства объекта.

Осуществление расчетов с подрядчиками обусловлено требованиями статьи 752 ГК РФ. Заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ. Соответственно для произведения расчетов заказчик (заказчик-застройщик) должен внести изменения в договоры с подрядчиками, с последующим получением от них акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2) под окончательный расчет.

Обратите внимание, на период консервации объекта строительства у заказчика будет возникать необходимость в осуществлении определенных затрат. Прежде всего это затраты на охрану объекта, а также иные расходы, связанные с его содержанием. Затраты, связанные с консервацией, не включаются в сводный сметный расчет и не увеличивают инвентарную стоимость строительства объекта (п. 5.2.12 постановления Госкомстата от 3 октября 1996 года №23, п. 3.1.7 Положения №160). Тем не менее учет этих затрат следует вести заказчику (заказчику-застройщику) на счете 08 по отдельному субсчету. В этой связи представляется нелишним прописать в договоре с инвестором (или в дополнительном соглашении к нему) порядок их возмещения. На наш взгляд, эти расходы после восстановления процесса строительства (расконсервации) и его завершения должны быть списаны за счет средств инвесторов записями:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 86

застройщик подрядчик учет налогообложение


5. Завершение строительства

 

5.1 Формирование инвентарной стоимости объекта

 

Учет долгосрочных инвестиций должен осуществляться по фактическим расходам в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него.

По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента, становящегося в процессе эксплуатации отдельной единицей основных средств или малоценных предметов.

Инвентарная стоимость объекта – затраты застройщика по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию. Для учета затрат, формирующих инвентарную стоимость объекта строительства, предназначен счет 08 «Капитальные вложения» субсчет «Строительство объектов основных средств».

Инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат.

Затраты по строительству объектов определяются сметной документацией и складываются из расходов, связанных с их возведением, вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору (п. 7 ПБУ 2/94).

Прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению (п. 5.1.1 Положения №160). В случае если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов. Если ввод объектов производится частями, то прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость вводимых объектов пропорционально, исходя из соотношения ассигнований на эти цели в смете на строительство объекта в целом и общей договорной стоимости возводимых объектов. В этом случае после окончания строительства и определения фактических сумм прочих капитальных затрат целесообразно сделать перерасчет инвентарной стоимости введенных в действие объектов.

В учете застройщика затраты по законченным строительством объектам в размере их инвентарной стоимости, а также другие расходы аккумулируются на счете 08 «Капитальные вложения», а затем списываются с этого счета:

на счета учета приходуемого имущества (если объекты предполагаются к эксплуатации организацией заказчика);

за счет источников финансирования (если объекты подлежат передаче, а также те суммы затрат, которые не увеличивают инвентарную стоимость объекта).

 

5.2 Формирование инвестиционной стоимости строительства

 

Теперь поговорим об инвестиционной стоимости строительства. Сразу скажем, на законодательном уровне определение инвестиционной стоимости не дано. Для того чтобы разобраться с этим понятием, сначала поясним, в результате каких обстоятельств оно появляется и на что влияет.

Для того чтобы начать строительство, необходим земельный участок. А им, как правило, распоряжаются органы власти. Для реализации инвестиционного контракта земельный участок на праве аренды передается собственником – Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями (в лице органов власти, уполномоченных совершать такие сделки). В этой связи органы власти, уполномоченные совершать такие действия, являются участниками инвестиционного контракта (договора) и претендуют на определенные площади в возводимом объекте, хотя зачастую никакого финансирования они не совершают.

В этой связи бремя затрат, которые приходятся на безвозмездно передаваемые органам власти площади, ложится на инвесторов (дольщиков). Аналогичным образом складывается ситуация и относительно внешних коммуникаций, которые передаются органам власти или по их распоряжению на баланс специализированной организации.

Учитывая, что по завершении строительства необходимо распределить площади построенного объекта, а также списать сумму затрат, приходящуюся на каждого соинвестора (если их несколько), перед застройщиком возникает необходимость расчета себестоимости одного квадратного метра площади.

В результате безвозмездной передачи определенных площадей органам власти себестоимость одного квадратного метра площади, распределяемой между непосредственными инвесторами, получается выше, чем себестоимость, рассчитанная исходя из фактических затрат на строительство. Она и представляет собой инвестиционную себестоимость строительства.

Для наглядности сказанного представим расчет себестоимости в виде формулы:

 

Ис. = 3 стр.: (S общ. – S безв.),

 

где Ис. – инвестиционная себестоимость 1 м. кв.;

3 стр. – фактические капитальные затраты на строительство; S общ. – общая площадь строительства;

S безв. – площадь строительства, безвозмездно переданная органам власти.

 

Фс. = 3 стр.: S общ.,

 

где Фс. – фактическая себестоимость 1 м. кв.;

3 стр. – фактические капитальные затраты на строительство;

S общ. – общая площадь строительства.

С точки зрения практики, расчет инвестиционной и фактической стоимости строительства необходим планово-экономической службе застройщика. Для бухгалтерии важно знать только разницу между инвестиционной и фактической стоимостью строительства, которая и подлежит распределению между соинвесторами (дольщиками). Она представляет собой некую величину затрат, по которой определенные площади передаются органам власти. Как и в случае со списанием затрат, не предусмотренных в сводном сметном расчете, эту разницу, на наш взгляд, целесообразно распределить за счет средств соинвесторов (дольщиков) пропорционально долям распределяемых между ними площадей.

Общая схема бухгалтерских проводок заказчика (заказчика-застройщика), связанная с распределением затрат между инвесторами, приходящихся на передаваемые органам власти площади, выглядит следующим образом:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по списанию затрат по стоимости строительства» КРЕДИТ 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»

– отражена разница между инвестиционной и фактической стоимостью строительства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по списанию затрат по стоимости строительства»

– списана за счет средств инвестора часть разницы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.