Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расслабленным




Тихим;

Уставшим;

СУЩЕСТВЕННЫЙ МОМЕНТ

Быстрое исправление режима сна в результате снижения родительского внимания свидетельствует о том, что трудности со сном не были вызваны отсутствием такого внимания или повышенным уровнем тревожности у ребенка.

 

Я видел это и продолжаю видеть постоянно; если вы замечаете даже частичное улучшение, то обретаете уверенность и перестаете чувствовать вину или стыд, сохраняя твердость в отношениях с ребенком.

Часто создается впечатление, что дети прислушиваются к обсуждению плана лечения в кабинете у врача, потому что часто они начинают лучше спать в ту же ночь, как будто знают, что что‑то должно измениться. На мой взгляд, они реагируют на спокойную решимость и твердое, но вместе с тем внимательное отношение родителей, которое говорит им о том, что теперь все будет иначе.

Другая стратегия, подходящая для трехлетних детей, называется «Дневное исправление проблем со сном». Идея здесь такова: так как все устают и меньше способны справляться со стрессом при вечернем укладывании и проблемами пробуждений ночью, в первую очередь внимание направляется на поведение в течение дня. Ниже приводятся инструкции, которые детально объясняют эту стратегию. Под характеристикой номер 3, «Расслабленный», автор пишет: «Возможно, самый простой способ научить ребенка самостоятельному успокаиванию в дневное время – это дать ему самостоятельно успокоиться после испытанного разочарования». В моем разговоре с доктором Эдвардом Кристоферсеном, знаменитым детским психологом, он прояснил это утверждение, сказав, что не нужно всегда бросаться на помощь к ребенку, когда он сражается с головоломкой или пытается справиться с каким‑то другим заданием. Когда что‑то его беспокоит, иногда лучше оставить его одного, чтобы он понял, как справиться с этим самостоятельно. По наблюдениям доктора Кристоферсена, некоторых матерей нужно учить не вмешиваться, когда ребенок слегка чем‑то расстроен. Доктор не имеет в виду, что вы должны игнорировать ребенка, когда он, плача, приходит из школы или сталкивается с чем‑то действительно пугающим. В одном из исследований было выявлено, что, если дети учатся самостоятельно преодолевать разочарование в дневное время, они способны лучше успокаиваться перед сном и ночью, если просыпаются.

 

Дневная коррекция проблем со сном [8]

 

Существует три важнейших компонента засыпания. Перед ночным сном ребенок должен быть:

 

При наличии этих трех компонентов ребенок, обладающий нормальными «навыками самоуспокаивания», должен засыпать довольно легко.

1. Уставший. Самый простой способ гарантировать, что ребенок при укладывании на ночь будет уставшим, – поднимать его каждый день в одно и то же время и давать ему в течение дня адекватное количество нагрузок, т. е. активных физических упражнений, требующих значительных затрат энергии. Грудного ребенка нужно несколько раз в день на достаточно длительное время пускать на пол, чтобы он мог видеть, чем вы занимаетесь; чтобы рассмотреть действительно многое, он должен поднимать голову. Практически всем детям бывает достаточно 20 минут активных физических упражнений после дневного сна.

2. Тихий. Вы можете поддерживать тишину во всем доме или только в комнате, где находится ребенок. Вероятно, самый простой вариант – сохранять тишину в детской комнате, закрыв туда дверь и не открывая ее. На несколько первых ночей вы можете включать обогреватель или вентилятор, которые будут создавать «белый шум».

3. Расслабленный. Дети могут расслабляться, только если обладают навыком самоуспокаивания. Этот навык подразумевает, что для того, чтобы прийти в спокойное состояние, ребенку, который расстроен, зол или разочарован, не требуется помощь взрослых. Детей постарше (не моложе шести лет) можно научить специальным методам релаксации, но с более младшими требуется практиковать соответствующие навыки, чтобы понять, что им действительно помогает. Возможно, самый простой способ научить ребенка самостоятельно успокаиваться в дневное время – дать ему самостоятельно успокоиться после испытанного разочарования.

Самостоятельное успокаивание. Ребенок, который засыпает с помощью одного из родителей, который его кормит, укачивает или носит на руках, не обучается нужным навыкам, и для того чтобы заснуть, ему необходимо присутствие взрослого. Маленький ребенок, засыпающий в одиночестве в обнимку с мягкой игрушкой или любимым одеялом или сосущий палец, обучается ценному навыку, который он будет использовать еще долгие годы.

Как они себя чувствуют. Дети, которых легко уложить и которые спят всю ночь без перерывов, получают здоровый ночной сон. Они лучше чувствуют себя днем, так же как и все взрослые домочадцы. На то, чтобы привить ребенку навыки, необходимые для засыпания в одиночестве, может уйти от нескольких ночей до недели, но примите во внимание, что это поведение, которое будет ему необходимо на протяжении всей жизни.

 

Три компонента, описанные здесь, обладают дополнительным преимуществом: им можно обучать ребенка в течение дня, так что родители освободятся от многих страхов, с которыми сопряжено для них преодоление поведенческих проблем при вечернем укладывании. Даже те родители, которые спят вместе с ребенком, могут дать ему возможность научиться засыпать самостоятельно, присоединяясь к малышу в постели только тогда, когда наступает время ложиться для взрослых. Так ребенок может пользоваться кажущимися преимуществами совместного сна и вместе с тем овладеть полезным навыком самоуспокаивания.

 

* * *

 

Вопрос: Насколько важно укладывать ребенка всегда в одно и то же время?

Ответ: В общем, время укладывания должно отражать потребности вашего ребенка. С уменьшением продолжительности дневного сна и повышением физической активности потребность ребенка в ночном сне может увеличиваться. Поэтому с возрастом часто приходится укладывать его раньше, а не позже. Чтобы сохранить распорядок таких действий, как прием пищи и купание, лучше поддерживать время укладывания в достаточно узких рамках.

 

Доктор Джон Бейтс в своей работе с 204 детьми в возрасте от четырех до пяти лет подробно изучал обстановку в доме, поведение в дошкольном учреждении и режим сна. Бейтс и его коллеги отмечают, что большая вариабельность времени укладывания, наряду с поздним часом, оказалась в большой степени связана с плохой адаптацией к детскому учреждению, хотя они учитывали и такие факторы, как уровень стресса в семье и принятые в ней методы воспитания. Это исследование дает нам убедительные доказательства того, что проблемы со сном служат непосредственной причиной нарушений поведения, которые проявляются у детей в дошкольном учреждении. Другие научные работы свидетельствуют о том, что, если ребенок в таком возрасте переутомляется, он учится больше не приставать к родителям, а вместо этого «действует на нервы» педагогам.

Также было показано, что установление регулярного графика сна и бодрствования у хорошо отдыхающих молодых людей приводит к уменьшению сонливости в дневное время и долговременному улучшению внимания и активности. Создается впечатление, что именно регулярный сон лучше помогает бороться с дневной сонливостью. Однако некоторые дети к концу дня бывают настолько возбуждены, что им трудно успокоиться вне зависимости от того, достигли они стадии переутомления или нет. Легче настроиться на сон могут помочь ванны с лавандовой пеной (их описание вы найдете в следующей главе).

Некоторым детям, которые раньше нормально отдыхали, но затем стали просыпаться по ночам, для того, чтобы снова заснуть, требуются лишь небольшие напоминания. Моя жена использовала с одним из наших сыновей «игру в дельфинов». Она читала ему рассказ о том, как дельфины плавают глубоко в море, но иногда им нужно подниматься на поверхность, чтобы глотнуть воздуха, прежде чем снова уйти в глубину. Потом она предлагала ребенку представить, что ночью он как будто дельфин и поэтому может иногда подниматься из глубин сна, но после этого должен самостоятельно погрузиться обратно. Это срабатывало.

Некоторые дети, которые ранее испытывали сильное переутомление, по ночам настолько неуправляемы, что у семьи просто не хватает возможностей для того, чтобы с ними справляться. В таких случаях могут понадобиться более серьезные меры.

 

Вопрос: Должна ли я запирать ребенка в его комнате?

Ответ: Допустим, вы уже попробовали применить другие стратегии: спокойные объяснения, награды и критику. Вы долго ломали голову в поисках удачного метода, но ничего не получилось. Также допустим, что вы не сотрудничаете со специалистом и не используете такой прием, как постепенное снижение подкрепления. Что еще остается делать? Возможно, вам поможет прочный дверной крючок, который удерживает дверь в слегка приоткрытом состоянии, но не дает ей полностью открыться или закрыться. Благодаря такому устройству ребенок не сможет защемить пальцы дверью. Если она будет полностью закрыта и заперта, это может быть слишком большим испытанием как для вашего ребенка, так и для вас самих.

 

Закрывая дверь на крючок, вы недвусмысленно сообщаете малышу, что покидать комнату после определенного времени недопустимо. Он понимает, что вы настроены серьезно. Обычно через одну‑две ночи ребенок соглашается оставаться в постели и делает это, даже если вы не запираете дверь. Кроме того, это дает вам возможность избежать повторяющихся длительных стрессовых ситуаций, возникающих, когда вы пытаетесь физически отстраниться от ребенка, который цепляется за вас, или когда вы хотите закрыть дверь с одной стороны, а ребенок тянет ее с другой, пробуя открыть.

Возьмите ребенка с собой в магазин, когда пойдете покупать замок, и пусть он посмотрит, как вы ставите его на дверь. Часто одно лишь такое наблюдение вызывает перемены в поведении ребенка. Многим семьям, в которых дети раньше отдыхали хорошо, на самом деле даже не приходится использовать замок по назначению, потому что ребенок с первой ночи понимает, что распорядок изменился.

Просто запирать дверь бессмысленно, если ваш ребенок слишком поздно ложится, слишком поздно встает, не получает необходимого ему количества дневного сна, ложится спать слишком поздно во второй половине дня, засыпает каждый день в разное время или разговаривает с вами через закрытую дверь. Он все равно будет переутомлен. Никакое моментальное решение вроде запертой двери или, того хуже, снотворных препаратов не поможет переутомленному ребенку стать менее уставшим.

 

Правила сна, описанные в главе 7, могут быть весьма действенны. Для того чтобы склонить ребенка к сотрудничеству, часто применяется вознаграждение. Но в качестве приза должно использоваться то, чего ребенку действительно хочется. Одна мать вознаграждала дочь за сотрудничество, пряча под специальную куклу конфету, когда ребенок засыпал; частью мотивации была радость открытия, когда девочка утром находила конфету. Можете нарисовать таблицу со звездочками, но сами по себе они, скорее всего, не создадут достаточную мотивацию. Одна из вполне успешных стратегий – давать ребенку какое‑нибудь его любимое вкусное и полезное блюдо только в награду за правильное поведение. Также можно использовать в качестве вознаграждения маленькие игрушки, интересные прогулки или здоровые закуски. С помощью таймера ребенку можно выделять «призовое» время для игр, сказок, просмотра телевизора и т. д. Когда новое поведение входит в привычку, ребенок обычно забывает о специальных наградах, и удовольствие от их получения заменяется у него повышением самооценки.

Теперь давайте рассмотрим пятое правило сна для более старших детей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.