Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. 1. Агностицизм – философская концепция, которая отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем




1. Агностицизм – философская концепция, которая отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Ярчайшим представителем агностицизма является И. Кант. В новейших течениях философии науки термин «агности­цизм» употребляется, как правило, в историко-философ­ских контекстах.

2. Аксиология - философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, месте в реальности. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, че­ловеческой цивилизации и культуры в целом. Термин «ак­сиология» был введен в 1902 г. французским философом П. Лани, а в 1904 г. представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин.

3. Антисциентизм - является оппозицией сциентизму, обращает внимание на негативные процессы в жизни человека и общества, порождаемые научно-техническим прогрессом и распространением естественнонаучного мировоззрения. Растущее отчуждение и абсурдность жизни, превращение человека в винтик огромного механизма, возникновение глобальных экологических и техногенных проблем – все это представители антисциентизма рассматривают как результат внедрения науки во все сферы жизни человека.

4. Биоцентриз – воззрение, согласно которому за каждым живым существом признаются одинаковые права. В центре мироздания находится биос, совокупность живых существ. Биоцентризм противопоставляется антропоцентризму, согласно которому человек — это хозяин природы, имеющий права изменять и использовать окружающий мир, сообразуясь лишь с собственными интересами. Биоцентризм является одним из ответвлений экоцентризма — течения биоэтики, исходящего из представлений о заведомом приоритете сохранности экологической сферы планеты (включая и её неживые элементы) над удовлетворением текущих нужд человека (причём в этом также оппонирующего антропоцентризму), и рассматривающего как самостоятельную ценность экосферу в целом. Основное отличие биоцентризма от собственно экоцентризма — наделение первичным приоритетом важности всех живых организмов (то есть, представителей биосферы), и рассмотрение как индивидуумов той их части, для которой это принципиально возможно, не акцентируя при этом особое внимание на проблемах сохранения неживой природы

5. Верификация – методологический принцип – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Те же гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Данный принцип используется в неопозитивизме.

6. Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия. Согласно волюнтаризму, реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей. Само направление в значительной мере явилось ответной реакцией на рационализм европейской философии XVIII – XIX вв. Наиболее ярким образом волюнтаризм проявился в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

7. Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях. В настоящее время познание изучается не только философией, но и логикой, методологией научного познания, когнитивной психологией и т.п.

8. Дедукция – логический путь от общего к частному. Дедуктивный метод рассматривали Аристотель, Боэций, Декарт. Дедукции свойствен достоверный характер логического вывода, то есть если истинны исходные посылки, то с необходимостью будет истинно заключение. Науки, предложения которых преимуще­ственно получаются как следствия некоторых общих прин­ципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктив­ными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.).

9. Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психологических явлений. Детерминизм бывает: материалистический, идеалистический, религиозный, метафизический, диалектический и т.д.

10. Диалектика (в марксистской философии) – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

11. Идеализм - направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. В идеализме выделяют два направления: объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный идеализм (Беркли, Юм). Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма, реализма.

12. Индукция – вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка. Идея индукции обсуждалась уже Сократом и Аристотелем. Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, который рассматривал индукцию как единствен­но научный способ познания.

13. Интуиция – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам. Интуицию нередко называют третьей формой познания, наряду с эмпирическим и теоретическим уровнями.

14. Иррационализ м - философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, чувства. Основным положением иррационализма является тезис о непознаваемости мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. Ярким представителем иррационализма является А. Шопенгауэр.

15. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Истина имеет субъективную (находится в сознании человека) и объективную (фиксирует объективную характеристику объекта) стороны.

16. Классы – это большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания.

17. Космоцентризм – мировоззрение, в основе которого лежит осознание человеком самого себя и любого «живого» или «неживого» существа. «Всё связано со всем» - один из тезисов такого мировоззрения. В основе всего сущего лежит единая субстанция, которая пронизывает собой всё мироздание.

18. Культура - совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции. Культура представляет собой особую форму существования человека как совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и регуляции общественной жизни.

19. Логика – наука о законах, формах и приемах интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности. В настоящее время логика представляет собой разветвленную и многоплановую науку, которая содержит в своем составе следующие основные разделы: теорию рассуждений, металогику и логическую методологию.

20. Материализм - направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи. Материализм признает первичность материи, природы и вторичность сознания. Термин «материализм» был введен Г. Лейбницем, однако первые попытки объяснения мира в материалистическим духе были сделаны еще в древнегреческой философии Фалесом, Демокритом, Эпикуром. В 1840-х гг. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы диалектического мате­риализма.

21. Метафизика – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. Метафизика, как метод, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, и тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

22. Методология – тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности.

23. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Выделяют различные формы мировоззрения: по способу духовного освоения мира (образно-эмоциональное или знаково-понятийное); по характеру деятельности (повседневное или научное); по характеру всеобщего метода (материализм или идеализм) и т.п. Исторические формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

24. Натурфилософия - область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие. Виднейшим представителем натурфилософии является Ф. Шеллинг. Согласно Шеллингу, натурфилософия является прикладной теоретической философией, а природа есть абсолютное – первопричина всего сущего.

25. Наука – это особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире. Наука ставит своей целью выявить, описать, объяснить, а в дальнейшем и спрогнозировать сущностные связи (законы) окружающей действительности.

26. Нация – исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, а также общности форм материальной и духовной культуры.

27. Номинализм – гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего, понятийное содержание которого заключается в человеческом уме. Представителями номинализма являются И. Росцелин, У. Оккам.

28. Онтология – раздел философского знания, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

29. Пантеизм - религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру. Бог и мир суть одно. Этот термин стали применять для обозначения многочисленных учений, отрицавших личного Бога и приближавших его к природе (в противоположность деизму, поднимавшему Бога над ней) и иногда отождествлявших их.

30. Парадигма – ее определяют, во-первых, как строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, и, во-вторых, как признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течении определенного исторического периода. Понятие «парадигма» ввел в научный оборот Т. Кун в книге «Стректура научных революций».

31. Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. в Европе, и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от науч­ных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Основателем позитивизма считается Огюст Конт.

32. Постмодернизм – тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение двух последних десятилетий. Пересматриваются традиции европейской культуры, «переворачиваются» привычные представления о жизненной реальности.

33. Реализм – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (Ф. Брентано, Э. Мур). Реализм в средневековой философии – один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов реше­ния спора об универсалиях.

34. Сенсуализм – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств. Сенсуализм – обязательный компонент эмпиризма.

35. Синергетика – междисциплинарное направление на­учных исследований, возникшее в начале 70-х гг. ХХ века. Представители: И. Пригожий, Г. Хакен и т.д. Свою основную задачу синергетика видит в познании общих законо­мерностей, лежащих в основе процессов само­организации в системах самой разной природы.

36. Скептицизм – философское направление, возникшее в IV в. до н.э. в античной философии. У истоков скептицизма стоит Пиррон, который считал, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздержаться от всякого суждения и от отрицания чего-либо. Античные скептики доказывали, что притязания различных философских школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний отно­сительна.

37. Страты – большие группы людей, объединенные общим признаком (профессиональный уровень, возрастные, половые, этносоциальные характеристики). В обществе существует социальная мобильность, то есть изменение социального статуса. В роли социального лифта могут выступать институт брака, политики, образования, наследования и др., они упорядочивают систему социальной стратификации.

38. Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступают результаты и методы естественно-научного познания. Сциентизм, как философско-мировоззренческий подход, преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки.

39. Фальсификация – методологический принцип, предполагающий проверку ложности теорий в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации.

40. Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фун­даментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отноше­ния к природе, обществу и духовной жизни. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Она является теоретическим ядром мировоззрения.

41. Футурология - учение о будущем применительно к историческому и социальному времени. В футурологии рассматриваются не только перспективы развития человечества в целом, но и отдельные сферы общественной жизни.

42. Этика - философское учение о нравственности и морали. Аристотель создал этику как особую дисциплину в разделе практической философии, поскольку этика занимается на философском уровне жизненно важными для каждого нравственными вопросами, касающимися должного поведения человека по отношению к другим людям и к себе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.