Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи, методология и структура педагогической науки




Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» -дитя и «аго» - вести. «Педагогос» в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, кото­рый водил в школу ребенка своего господина. В связи с развитием науки педагогики и особенно педагогики послевузовского образова­ния — педагогики взрослых - были предприняты попытки ввести тер­мин «андропогогика» (от греческих слов «антропос» - человек и «aгo» - вести). Кроме того, в 20-30-е годы активно разрабатывалась педология (от греческого «пайдос» - дитя и «логос» - наука), которая в центр своих исследований поставила проблему всестороннего раз­вития ребенка в процессе обучения и воспитания.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его и обучать, направлять:духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее суще­ственные отношения; в поле зрения педагогики оказались (как мы уже указывали) не только дети, но и взрослые.


Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное опре­деление современной педагогики - это наука о воспитании человека.

Рассмотрим понятие воспитание как предмет педагогики. В на­учной педагогической лексике утвердилось несколько его значений. Воспитание, прежде всего, трактуется как функция человеческого об­щества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения матери­альных богатств и другое. В этом смысле воспитание характеризуется несколькими параметрами. Оно является вечной категорией, неотъ­емлемой частью общественного бытия. Воспитание, далее, является социальной категорией, свойственной лишь людям. Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержание, методы, формы не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований.

Понятие «воспитание» в теории и практике имеет и второе смы­словое значение. Этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеют в виду всё формирующее личность пространство: школу, семью, средовое влияние на личность, воздей­ствие дружеского окружения, социальные институты, средства мас­совой информации и так далее.

Наконец, в педагогической науке существует и третье толкова­ние понятия «воспитание» как управление процессом развития лич­ности школьника. Отсюда - и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «формы воспитания» и так далее.

Такова общая характеристика предмета педагогической науки, что же касается задач, то их, прежде всего, необходимо разделить на постоянные и временные.

Приоритетной постоянной задачей педагогической науки явля­ется задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обу­чения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднаме­ренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обу-ченность, воспитанность, развитость личности.

В состав постоянных, то есть непреходящих задач педагогической науки, входит и такая задача, как изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образователь­но-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Неотъ-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.