Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостный педагогический процесс. Структура, закономерности и принципы 1 страница




Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «из­менение». Педагогическим процессом называется развивающееся


взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на дос­тижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изме­нению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности. Термины «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный про­цесс» тождественны.

Педагогический процесс - это система, В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми ус­ловиями, формами и методами их протекания. Как система педаго­гический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою оче­редь, расположение элементов в системе — это структура (строе­ние).

Компоненты системы - педагоги, воспитуемые, условия воспи­тания. Педагогический процесс как систему характеризуют цели, за­дачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и вос­питуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всесто­роннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержатель­ный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель., так и в каждую конкретную задачу; а деятельностный - взаимодей-ствие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конеч­ный результат. Наконец, результативный компонент процесса от­ражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и лю­бой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения обще­ственно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса -педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделя­ются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности пе-


дагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников.

Объектам педагогического труда кроме сложности, системно­сти, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда — формирование человека, ко­торый в отличие от педагога находится на более ранней ступени раз­вития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками.

Средства (орудия) труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе к орудиям труда относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспи-туемого, но и виды деятельности, на которые он должен переключить школьников, способы сотрудничества с ними, методика педагогиче­ского влияния. Это духовные средства труда.

Продукт педагогического труда - это воспитанный, обществен­ный человек. В конкретных процессах, «частях» общего педагогиче­ского процесса, решаются частные задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов; он представляет собой не механическое соедине­ние процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Цело­стность, общность, единство - главные характеристики педагоги­ческого процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процес­сов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развиваю­щую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопут­ствующего ему воспитания и развития. При всей этой неразрывности можно выделить и доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представ­лений, усвоение понятий, законов, теорий, оказывающих впоследст­вии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений,


норм, правил, установок, мотивов и так далее, но в то же время фор­мируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средст­вами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется пре­имущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы раз­личного характера, общественно полезная, спортивная, художествен­ная деятельность, целесообразно организованное общение, посиль­ный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) дос­тижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотиваационную и действенно-эмоциональную сферы.

Объективные, необходимые, существенные связи, характери­зующие педагогический процесс, отражаются в его закономерно­стях. Среди общих закономерностей педагогаческого процесса выде­ляются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педаго­
гический процесс как развивающееся взаимодействие между-педаго-.
гами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер,
чем выше у ученика (воспитанника) промежуточные результаты, тем
выше его общие достижения.

2. Закономерность развития личности в педагогическом про­
цессе. Темпы и достигнутый уровень развита» личности зависит от:
1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включе-
нчя в учебно-вослитательную деятельность; 4) применяемых средств
педагогического воздействия.

.3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) ин­тенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагоги­ческого процесса зависит от:. 1) действия внутренних стимулов (мо­тивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, ха­рактера и своевременности внешних (общественных, моральных, ма­териальных стимулов).


5. Закономерность единства чувственного, логического и
практики
в педагогическом процессе. Эффективность учебно-
воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества
чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­
ренней (познавательной) деятельности.
Эффективность педагоги­
ческого процесса обусловливается: 1) качеством педагогической дея­
тельности и 2) качеством учебно-воспитательной деятельности вос-
питуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловле­
ны: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (мате­
риально-техническими, экономическими и другими) общества; 3)
условиями протекания процесса (морально-психологическими, сани­
тарно-гигиеническими, эстетическими и другими).

Закономерности педагогического процесса находят свое кон­кретное выражение в основных положениях, определяющих его об­щую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принци­пах. Назовем основные принципы педагогического процесса.

1. Принцип гуманистической направленности педагогического
процесса; в нем выражается необходимость сочетания целей общест­
ва и личности.

2. Обеспечение связи педагогического процесса с жизнью и
производственной практикой.
Этот принцип предполагает соотне­
сение содержания образования и форм учебно воспитательной рабо­
ты с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей об­
щественной жизни страны и за ее пределами.

3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на
общую пользу,
Участие в коллективном труде обеспечивает накопле­
ние опыта общественного поведения и формирование социально цен­
ных личностно-деловых качеств.

4. Принцип научности - ведущий принцип при приведении со­
держания образования в соответствие с уровнем развития науки и
техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на форми­
рование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.
Суть
этого принципа состоит в требовании организации деятельности, в
которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе
получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками со-


циально ценного поведения.

6. Принцип о бучения и воспитания детей в коллективе. Он
предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и
индивидуальных форм организации педагогического процесса.

7. Принцип требования преемственности, последовательно­
сти и систематичности,
направленный на закрепление ранее усво­
енных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последова­
тельное развитие и совершенствование.

8. Принцип наглядности - важнейшее организующее положе­
ние не только процесса обучения, но и всего целостного педагогиче­
ского процесса. Наглядность в педагогическом процессе основана на
закономерностях познания окружающей действительности и разви­
тия мышления от конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего,
обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетическо­
го отношения к действительности позволяет развить у них высокий
художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать
подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

 

10. Принцип сочетания педагогического управления с разви­
тием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Педаго­
гическое управление призвано поддерживать полезные начинания
детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать сове­
ты, поощрять инициативу и творчество.

11. Принцип сознательности и активности учащихся в цело­
стном педагогическом процессе отражает активную роль воспитан­
ника в педагогическом процессе.

12. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с ра­
зумной требовательностью к нему
- это важнейший принцип орга­
низации детской деятельности.

13. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные
стороны его личности связан с практической реализацией принципа
уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к
ней.

14. Принцип доступности и посильности в обучении и воспи­
тании школьников означает, что деятельность учащихся должна
строиться на основе учета их реальных возможностей.

15. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенно­
стей воспитанников
предполагает, что содержание, формы и мето­
ды организации их деятельности не остаются неизменными на раз­
ных возрастных этапах.


16. Принцип прочности и действенности результатов обра­зования, воспитания и развития; реализация этого принципа свя­зывается, прежде всего, с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

?.6. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитательный процесс является частью целостного педагоги­ческого процесса, который объединяет обучение и воспитание. Про­цесс воспитания имеет свои особенности и является более сложньм, чем обучение, так как связан с внутренним миром личности, ее взглядами, убеждениями, установками, потребностями. Воспитатель­ный процесс это процесс целенаправленный. Наибольшую эффектив­ность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспи­тания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

С точки зрения современной педагогики, процесс воспитания -это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И.Ф. Харламов). В данном определении подчеркивается активная деятельность воспитанника. В нем отража­ется личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной педагогике.

Современная педагогика считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Воспитательный процесс реализуется через органи­зацию деятельности воспитанников, результат действий педагога выражается в качественных изменениях в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспи­тательные отношения, педагогическая ситуация. По существу, воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, задачи, взаимные отношения.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Он носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья,


школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и дру­гие объективные и субъективные факторы. Это делает процесс вос­питания более богатым и одновременно более сложным: трудно управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно дей­ствующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспи­тания, часто играющий негативную роль.

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обна-руживают себя, как, например, в процессе обучения. Результаты воспитания могут проявиться спустя время после окончания школы. Воспитательному процессу присуща и неопределенность результа­тов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отли­чаться, что объясняется индивидуальными различиями воспитанни­ков, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеции писал: «Вся моя жизнь есть, собст­венно говоря, лишь одно длинное воспитание».

Одна из особенностей воспитательного процесса - его непре­рывность, то есть систематическое и постоянное взаимодействие воспитателей и воспитанников. Даже самое яркое одно «меро­приятие» не способно изменить ученика, необходима система ра­боты по формированию личности.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непре­рывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, от конкретных ситуаций, от различных условий. Диалекти­ка воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, пре­одоление которых и поддерживает непрерывное развитие процесса воспитания.

Диалектика воспитания состоит и в том, что процесс воспи­тания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспита­ние - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятель­ность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность школьника по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса: «Никто не сможет воспитать человека, если он сак себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания -разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач ис-


пользуются такие методы: сообщение знаний о сущности и приемах самовоспитания, организация коллективной и индивидуальной дея­тельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, пони­маемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс перевоспитания очень сложен, поскольку должны изменять­ся стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В пере­воспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Процесс пе­ревоспитания строится следующим образом: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на пере­стройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности школьника в учебе, досуге, применение системы тре­бований, стимулирование, контроль.

Процесс воспитания представляет собой последовательное решение ряда педагогических ситуаций. Педагогическая деятельность по реали­зации процесса воспитания включает в себя следующие этапы:

- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач
воспитания;

- проектирование, планирование воспитательной деятельности
(разработка содержания, методов, форм);

- организация педагогического взаимодействия (реализация
планов);

- анализ и оценка результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной рабо­ты.

Процесс воспитания строится на основе ряда исходных положе­ний, руководящих идей, которые определяют его общую организа­цию, содержание, формы и методы и называются принципами воспи­тания.

Принципы воспитания формулируются на основе закономерно­стей целостного педагогического процесса. В то же время они отра­жают специфические особенности процесса воспитания и служат ру­ководством к практике.

Современная отечественная система воспитания руководствует­ся следующими принципами:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Он означает, что воспитание должно строиться в соответст-


вии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Реализация этого принципа требует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности в профессиональном и жизненном самоопределении.

2. Принцип комплексности, единства всех компонентов вос­
питательного процесса: целей, задач, содержания, форм и мето­
дов.
Это единство определяется идеей целостности формирования
личности.

3. Принцип единства педагогического руководства и само­
стоятельной деятельности, активности школьника.
Это требо­
вание опирается на главный закон развития личности: человек разви­
вается в активной самостоятельной деятельности.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в
сочетании с требовательностью к нему.
Этот принцип регламен­
тирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что
эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете
учителя, сотрудничестве, доброжелательности. Одновременно педа­
гог должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам
при решении воспитательных задач.

5. Принцип опоры на положительное в личности воспитан­
ника.
Требования этого принципа: педагоги обязаны выявлять поло­
жительные качества в человеке и, опираясь на них, строить воспита­
тельную работу.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один
из классических принципов советской педагогики, который в новых
условиях должен отражать новую ситуацию - педагогическую реаль­
ность. Требование этого принципа следует понимать не только как
необходимость воспитания коллективиста, а как реализацию в про­
цессе воспитания потребности школьников в общении, организацию
ипедагогическое руководство межличностным и межгрупповым
взаимодействием, формирование культуры отношений в коллективе.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенно­
стей школьников.
Учителя должны знать типичные возрастные осо­
бенности и индивидуальные различия школьников, изучать их и в
соответствии с ними выбирать средства и методы работы с
воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и
общественности.
Этот принцип требует, чтобы школа, педагогиче­
ский коллектив обеспечили единые и согласованные действия всех
участников воспитательного процесса, в первую очередь, конечно,


семьи школьника и социальных институтов.

Все названные принципы воспитания равнозначны и тесно связа­ны между собой, они отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно осуществлять. В то же время принципы воспитания - это не готовые рецепты, руководствуясь кото­рыми воспитатель мог бы автоматически достигать высоких результа­тов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация зависит от личности воспитателя.

На содержание и организацию процесса воспитания в современ­ной отечественной школе оказывают влияние те характерные осо­бенности, которые свойственны данному этапу развития России. Воспитательный процесс строится на основе государственной поли­тики в области воспитания, а также отражает все проблемы, которые существуют в современном обществе.

Основные элементы государственной концепции воспитания со­держатся в Законе Российской Федерации «Об образовании» и дру­гих документах. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулиро­вание саморазвития личности, базовое образование и культура лич­ности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного само­определения, семейные отношения, культуру общения, интеллекту­альную, нравственную, художественную, физическую, экономиче­скую, экологическую, трудовую и правовую культуру. В концепции делается акцент на.принципах сотворчества воспитателей и воспи­танников, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорга­низации и развития интересов.

Основные признаки данной государственной концепции: деидеологизация воспитания - освобождение от марксистской идео­логии и политического давления на личность: демократюацш, лич­ностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов в соответствии с потребностями учащихся и в их интересах, а не в интересах государства.

Однако в условиях преобразований в России в настоящее время кроме официальной государственной концепции создаются разные подходы к воспитанию: православное воспитание, этнокультурное воспитание, альтернативные системы воспитания, вальдорфская пе­дагогика и другие. Это усложняет деятельность педагогов-практиков.


Сильно сказываются на направленности и результатах воспита­тельного процесса и негативные явления в жизни нашего общества. К ним в первую очередь относятся: состояние здоровья подрастающего поколения России, экономические и нравственные проблемы семьи, культ жестокости и насилия в средствах массовой информации, а также проникновение в школьную среду наркотиков и порнографии. Решить эти проблемы школьные педагоги не могут, но построить воспитательный процесс так, чтобы по возможности нейтрализовать негативные влияния, придать воспитанию позитивную и оптими­стичную окраску, правильно сориентировать в жизни формирую­щуюся личность школьника - это зависит от воспитателей.

? 7. СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОЧНИКИ ВОСПИТАНИЯ

Содержание воспитания представляет собой систему знаний о природе, обществе и человеке, о чертах и качествах личности, нормах и правилах поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соот­ветствии с поставленными целями и задачами. Кто, почему и что оп­ределяет содержание воспитания?

Кто? - общество:

- существующий общественный строй;

- социальные процессы развития общества.

Почему? Существуют требования, которым должен отвечать каждый человек. Забота о воспитании подрастающего поколения -необходимое условие общественного развития.

Что? Функции, которые выполняет человек в обществе, включа­ясь в социальные, экономические, политические, экологические, культурные процессы.

Другими словами, человек живет в обществе и не может быть свободным от требований данного общества. Каждый человек в об­ществе выполняет ряд функций, которые и определяют основные на­правления воспитания, то есть его содержание. С философской точки зрения содержание, будучи определяющей стороной целого, пред­ставляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В послед­ние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:


1. Реализация целей воспитания. Реальная цель сегодня - раз­
ностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и
возможности. Средство достижения этой цели - освоение человеком
базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания
воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного
самоопределения: экономическая культура и культура труда, нравст­
венная и экологическая, художественная и физическая, культура се­
мейных отношений.

2. Самоопределение. Важнейший элемент воспитания - культу­
ра жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределе­
ние - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже
гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует
человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
Именно в гармонии с самим собой должно идти гражданское, про­
фессиональное и нравственное самоопределение.

3. Коллективистская направленность, В содержаний воспитатель­
ной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо
дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не
возвышать ее духовные, нравственные силы. Именно коллектив должен
оказать позитивное влияние на формирование и.развитие личности.

В педагогическом процессе содержание воспитания реализуется через совокупность направлений воспитательной деятельности, ко­торые представляют собой своеобразную программу воспитания.

Например, для достижения цели формирования разносторонне развитой личности необходимо единство следующих направлений воспитания:

умственное воспитание;

- физическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание.

Такой подход к содержанию воспитательного процесса явился традиционным для советской педагогики доперестроечного периода и сохраняет свое значение до сих пор, так как цель воспитания гар­монически развитой личности ставится обществом и сейчас. Однако время потребовало дополнить его следующими направлениями:

- экономическое воспитание;

- половое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание.


Каждое из перечисленных направлений имеет свои задачи, сред­ства и формы организации.

Умственное воспитание - это педагогическая деятельность, на­правленная на интеллектуальное развитие личности, развитие умст­венных способностей учащихся, формирование познавательных по­требностей и интересов. Формирование творчески мыслящей лично­сти также является задачей умственного воспитания.

Основные пути умственного воспитания - систематическое обу­чение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения (реализация учебных планов и программ по предметам на различных типах уроков), и внеклассная работа по развитию их умст­венной культуры (читательские конференции, тематические выставки книг, фото, предметные недели и так далее).

Умственное воспитание происходит также под влиянием окру­жающей среды, средств массовой информации и прочее.

Физическое воспитание - педагогическая деятельность, на­правленная на развитие физических сил и здоровья школьников, вы­работку гигиенических навыков - и здорового образа жизни.

Задачи физического воспитания:

1. Содействие правильному физическому развитию и укреплению
здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся.

2. Воспитание у школьников высоких нравственных качеств,
формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является
общественным долгом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.