Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития педагогики как науки




Лекция №1

Общетеоретические и исторические основы педагогики.

Тема №1.

Общая педагогика.

1.1.Введение. Прежде чем ответить на этот вопрос, что-такое педагогика нужно сделать перевод этого греческого слова. Оно состоит из двух частей «педас»-дети и «гогика» -вести. Естественно возникает вопрос, куда вести? Под этим словом подразумевается не прогулку по дороге, а глубокий философский смысл, через который происходит передача знаний, старшими поколениями младшим, что бы подготовить последних для успешного, прохождения своего жизненного пути. Философское понятие слова - путь широко употреблялось народами ближнего востока, как в древности, так и в современном мире, его можно услышать в таких хорошо известных японских, а ныне международных словах, как например дзю-до, айки-до, когда вопрос касается боевых искуств. Или в китайском слове- дао, когда речь заходит не только о изучении единоборств, но и совершенствования в различных видах искусств, или просто какай-то деятельности. По ходу повествования возникает второй вопрос, а каким путём осуществляется процесс передачи знаний? На это можно ответить- так – методами обучения, воспитания, и развития исходящими от опытного наставника, воспитателя, учителя. Далее может возникнуть следующий вопрос, кого можно называть учителем и на сколько, он может соответствовать занимаемой должности? На Востоке говорят, что учитель- это не тот, кто учит, а тот, кто знает, а учить за него могут, если понадобится и его ученики. Значит можно сказать, что педагогика- это технологический предмет занимающийся изучением и совершенствованием процесса обучения, воспитания и развития. Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Поэтому и не без основания даже в наше время слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что квалифицированная передача накопленных знаний является необходимым условием развития общества и что для этого нужна специальная организация и деятельность в ней отдельных членов общества. Осуществляемый ими процесс получил название обучения. До 1917 года начальное обучение в обязательном порядке давало знание основ старославянского языка, так как каждая буква алфавита имела свой образ. Из сложения образов, складывались слова, из них предложения, то есть язык был образный, а не фонетический. С этого и начиналось образование (признание образа), умение понимать смысл буквиц и через слова передавать образ сказанного. На этом и построено искусство оратора и хорошо используется в различных техниках гипноза.

1.2. Этапы развития педагогической науки. Этапы развития педагогики уходят в глубокую древность и начинаются по видимому в первобытных общинах охотников и собирателей. Самых маленьких детей отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и служители культа следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте и рыболовству, в то время как женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В процессе расслоения общества и возникновение зачатков государственности появляется коллективная традиция воспитания, которая привела к появлению своеобразных воспитательных заведений, для детей и подростков и которые послужили своеобразным прообразом школы. Воспитательный процесс в них осуществляли особые группы людей, обладающие наибольшими жизненным опытом и знаниями.

 

В древнейших государствах воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в семье. Педагогические приоритеты патриальхальной семьи были закреплены в ряде произведений древних авторов, к которым относятся: законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н.э.), притчи иудейского царя Соломона (середина 1 тысячилетия до н.э.). Так же в произведениях персидских авторов под названиями «Кавус наме». Шах наме». Книги изложены в прозе и стихотворной форме в виде наставлений отца сыну Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки государственных служителей постепенно начал складываться и новый социальный институт – ШКОЛА.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей и превращалось в подготовку к взрослой жизни.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивалось в логике конкретно-исторических, нравственных, идеологических ценностей. Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителей идеалов воспитания и обучения.

В Древнем Египте - основными методами обучения являлись заучивание и переписывание. Главной целью обучения оставалась подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения и прививала детям именно те умения и навыки, которыми владели старшие.

В Древней Индии – воспитание зависело от того, какой касте принадлежала семья.

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой были Веды, в которых были изложены знания, накопленные многими поколениями жрецов брахманов, частности «БХАГАВАДГИТА».

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли в Древнем Китае оказал КОНФУЦИЙ (551-479 гг до н.э.). Конфуций создал свою школу в которой обучалось до 3 тыс. учеников.

В основе педагогических идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование, как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия.

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – государстве, имеющем высокий уровень развитиякультуры, науки и ремесел образованность считалась необходимым и неотъемлемым качеством свободного гражданина. Молодые люди могли получать образование за счет государства в специальных школах для мальчиков - гимназиях. С 7 до 20 лет их обучали в школах различным наукам, далее образование получают лишь те, кто преуспел в учёбе. В педагогической концепции древнегреческого философа Платона воспитание рассматривается как важный, но не всесильный способ формирования личности, мыслитель обращает внимание на тот факт, что любое педагогическое воздействие может быть ограничено сложной и противоречивой природой человека. Один из его учеников Аристотель являлся сторонником разумного сочетания семейного и общественного воспитания.

В Древнем Риме немалую роль отводили домашнему воспитанию и обучению. В семье дети усваивали основы религии, умение вести домашнее хозяйство, также искусство владения оружием. В римских семьях четко прослеживались отличия в воспитании девочек и мальчиков.

Интересными для анализа развития педагогической мысли являются размышления о природе человека римского философа, оратора и адвоката Квинтилиана (42 г. – ок. 118 г. н.э.).Онговорил о положительных основах человеческой натуры и что справляться с дурными наклонностями помогает воспитание.

Основные педагогические идеи объединяющие мыслителей, философов и педагогов древнего мира связаны с объединением в воспитании и обучении природного и общественного в формировании личности, большое внимание многие их них уделяют нравственной стороне воспитания

.

1.3. О развитие педагогической мысли за рубежом. Отцом современной педагогике многие учёные считают чешского мыслителя и гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670 г.г.). В основе сформулированных им законов обучения и воспитания был взят принцип ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ. В времена его жизни в образования и обучения было связано либо с религиозныи, либо с ремесленным воспитанием. Я.М. Каменский ратовал за, то, что бы сделать школьное обучение доступными для всех слоёв населения, в воспитательной работе делать упор не на палочную дисциплину, а на бдительность и внимательность к ученикам. В своем известном педагогическом труде «ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА» он дал научное и теоретическое обоснование дидактическим принципам природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала. Им были сформулированы правилам обучения: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к менее известному». Свою систему получения образования Коменский сопоставлял с 4-мя ступенями в жизни человека, каждой по ШЕСТЬ лет: детство, отрочество, юность и зрелое юношество. Отсюда 4 типа школы:

- материнская (в каждом доме)

- народная или школа родного языка (в каждой общине)

- гимназия или латинская школа (в каждом городе)

- университет или академия (в каждой стране или провинции) Англичанин Лжон Локк (1632-1704гг в своей педагогической теории ставил цель воспитания – сформировать джентельмена – дельца, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно. Он является одним из создателей буржуазной педагогики. Выдвинутые им педагогические теории во многим являются спорными и применимы при воспитании достаточно состоятельных слоев населения. Вместе с тем, их ценность определяется тем, что они разрушают ограниченную систему воспитания и обучения и утверждают новую, более свободную и рациональную.

В ряду великих французских педагогов выделяется философ, писатель, композитор Жан-Жак Руссо(1712-1778).

В основе его мировоззрения лежали созданные им теории естественного права, естественной религии и естественного воспитания, главной задачей которого являлось устранение причин, оказывающих вредное влияние на природу ребенка, мешающих ее полноценному развитию.

Свои педагогические идеи Руссо излагает в книге «Эмилю»

В ней Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на на обучающихся и дают опыт. По его мнению, каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил, органов и чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа: 1 – от рождения до двух лет. Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец. 2 период – детский возраст от 2 до 12 лет; 3 период – отроческий возраст от 12 до 15 лет; 4 период – юношеский возраст от 15 до 18 лет.

Швейцарский педагог Песталоцци Иоган Генрих (1746 – 1827 г.г.).Главной мыслью его воспитательной системы является формирование нравственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии. Он видел цель воспитания в развитии природных способностей человека и их постоянном совершенствовании.

Оуэн Роберт (1771 – 1858 гг) английский философ, педаг. полагал, что изменив неразумные условия и правильно организовав воспитание, можно создать рациональный характер, который поможет людям искоренить нищету и общественные беды.

Немецкий педагог Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790 – 1866 г.г.) главным в воспитании считал принципкультуросообразности. Его нужно соотносить с современными понятиями общества и выдвигал идею общечеловеческого воспитания, противопоставляя ее сословной и шовинистической направленности воспитания, чуждой человеческой природе. Школа должна воспитывать гуманных, добродеятельных и широкообразованных людей.

Принципы воспитания связывал Ф. Дистервег связывал с идеей развивающего обучения. («Воспитывать значит возбуждать»). Большую роль в процессе обучения и воспитания отводил личности учителя: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.