Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные акты




Законы

Среди законов о труде главенствующее место занимает кодифицированный источник КЗоТ. Впервые был принят в 1918 г., затем 1922 г., сейчас действует третий КЗоТ (принят 10.12.71г., введен в действие 1.06.72 г.) с многочисленными дополнениями и изменениями. Кодекс состоит из 18 глав и 265 статей. Статья 8-1 КЗоТ закрепляет приоритет норм международного права перед нормами национального законодательства о труде. Наиболее интенсивно изменения в Кодекс стали вноситься с 1987 года. В настоящее время возникла настоятельная необходимость в принятии нового КЗоТ. Работа по созданию проекта нового Трудового кодекса Украины сейчас ведется специальной комиссией под руководством проф. А.И. Процевского.

В зарубежных странах Кодексы законов о труде существуют только во Франции и в Канаде.

Помимо КЗоТ Украины действуют текущие законы, которые либо затрагивают регулирование отдельных сторон трудовых отношений, либо посвящены подробному регулированию отдельных институтов ТП, либо содержат специальные нормы, регулирующие труд отдельных категорий работников: «О предприятиях в Украине» от 1991 г., «О занятости населения» от 1991 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 1999 г.., «О коллективных договорах и соглашениях» от 1993 г., «Об охране труда» от 1992 г., «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 1991 г., «О государственной службе» от 1993 г., «Об оплате труда» от 1995 г., «Об отпусках» от 1996 г., «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 1998 г. и другие.

Нормы текущих законов имеют такую же юридическую силу, как и нормы КЗоТ, при этом законодательные нормы не могут противоречить Конституции Украины.

а) Указы и распоряжения Президента – является главой государства, правомочен принимать указы и распоряжения, имеющие нормативную силу и являющиеся источниками права, в т.ч. трудового (за исключением указов персонифицированного характера – о назначениях, присвоении классных чинов, назначении на должность); эти акты обязательны для исполнения на всей территории Украины, при этом они не могут противоречить Конституции и законам. Например, Указ «О создании Национальной службы посредничества и примирения» от 17.11.98., «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» от 04.05.94., «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» от 23.08.94., и др.

б) Постановления Верховной Рады Украины, напр., «Об индексации денежных доходов населения» от 03.12.98 г. и др.

в) Постановления и распоряжения КМУ – они должны соответствовать Конституции, законам, Указам Президента, принимаются во исполнение законом, носят более конкретный характер. Большой объем правового регулирования труда осуществляется в постановлениях КМУ, напр., постановление от 23.04.99 г. № 663 «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу»; Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве: утв. постановлением КМУ от 21.08. 2001 г. № 1094 на и др.

в) Акты министерств и ведомств - акты Министерства труда и социальной политики, Министерства финансов, Министерства юстиции и др., отраслевых министерств. Это в основном Положения, инструкции, разъяснения, приказы. Напр., Приказ Мин-ва труда и социальной политики № 260 от 08.06.2001 г. «Об утверждении Формы трудового договора между работником и физическим лицом и Порядка регистрации трудового договора между работником и физическим лицом». Требования к этим актам – не должны противоречить Конституции, законам, постановлениям КМУ.

5. Судебная практика

В соответствии с Конституцией судебная система является самостоятельной ветвью власти, тем самым признается допустимость принятия судами правовых норм.

Разрешение конкретной жизненной ситуации дается судами в виде судебного решения, которое является обязательным правилом поведения, выполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Но судебное решение персонифицировано, относится к конкретной ситуации. Однако в последнее время, с признанием суда ветвью гос. власти был создан механизм, обеспечивший многим судебным решениям всеобщее применение, в результате чего эти решения стали источником права.

Во-первых, судам предоставлено право проверять нормативные акты и признавать их недействительными (Закон Украины о Конституционном суде, Закон Украины «Об обращении граждан» и др..) Признавая нормативный акт недействительным, суд отменяет прежние права и обязанности и создает новые права и обязанности для участников общественных отношений, т.е. судебное решение является источником права. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда от 01.11.96 г. № 9 «О применении Конституции Украины при отправлении правосудия» были признаны противоречащими конституционному принципу о недопустимости принудительного труда ст.32, 33, 34 КЗоТ, которые допускали временный перевод работника без его согласия на другую работу в случае производственной необходимости или простоя. Тем самым, правовое регулирование переводов по трудовому праву изменилось.

Во-вторых, Верховный Суд Украины дает разъяснения по вопросам судебной практики, эти разъяснения носят общий характер, восполняют пробелы правового регулирования, формируют правоприменительную практику (Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 06. 11. 92. г. № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров», Постановление Пленума Верховного Суда от 29.12.92 г. № 14 «О судебной практике по делам о возмещении ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками»). Конституционный Суд в соответствии с п.2 ст.150 Конституции дает официальное толковании Конституции и законов Украины.

В-третьих, судам предоставлено право непосредственного применения Конституции (т.е. суд может не применять тот или иной закон, если он, по мнению суда, противоречит Конституции). Например, нормы ГПК предусматривают в качестве основания для отказа в принятия искового заявления по трудовому спору несоблюдение досудебного порядка его рассмотрения. Однако суды Украины в настоящее время на основании ст.124 Конституции, предписывающей, что суду подведомственны все правоотношения возникающие в государстве, не применяют указанную норму и принимают к рассмотрению исковые заявления по трудовым спорам независимо от того, рассматривался ли этот спор в комиссии по трудовым спорам на предприятии. По этому поводу были даны разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 30.05.97 г. «Об усилении судебной защиты прав и свобод человека и гражданина»

В-четвертых, суды своими решениями осуществляют конкретизацию законов, создают определенный правовой механизм применения законов (напр., ТД считается заключенным с момента допуска лица к работе. Возникает вопрос: что считается допуском? Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.92. определило, что допуском к работе считается, если работа была поручена работнику должностным лицом, обладающим правом приема на работу, или выполнялась с его ведома).

Следует помнить, что источником ТП не служат решения суда по конкретным делам, а только те акты, которые:

1) реально изменяют права и обязанности участников трудовых отношений;

2) опубликованы в официальной печати

К таким актам относятся: Постановления Пленума Верховного Суда Украины, Постановления Конституционного Суда Украины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.