Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слагаемые ораторского искусства




Однажды на лекции, посвященной ораторскому искусству, был задан вопрос: «Сколько слов должен знать вузовский пре­подаватель, чтобы иметь основание утверждать, что он овладел культурой речи?» Что можно ответить на такой вопрос? Совре­менный русский язык содержит около 120 тыс. слов. Средний человек употребляет 5-6 тыс. слов. Лексикон преподавателя со­ставляет 10—12 тыс. слов, не считая терминологии. Но богатая лексика и отличная ориентированность в научной терминологии сами по себе еще не создают ораторского искусства. Необходи­мы умение отобрать из личного запасника нужные слова и обра­зовать точные фразы, верно и доходчиво выражающие автор­скую мысль. Следует выбирать точные фразы, верно и доходчиво выражающие авторскую мысль; использовать все богатство языка, егогибкость, пластичность, выразительность. Только при выполнении этих условий язык — не только носитель информа­ции и средство общения, но и источник эмоционального и вос­питательного воздействия. Искусство красноречия — это искус­ство «глаголом жечь сердца людей». Старославянское «глаголеть» означает «говорить», ибо основной смысл предложения сконцен­трирован в глаголе. Вот почему верно найденные глагол, гла­гольные формы придают речи действенный характер, делают ее динамичной, убедительной. Большое значение в выразительно­сти языка лектора имеют прилагательные, характеризующие явления, факты, события, придающие им зримость, наглядность, вызывающие нужные ассоциации.

Одним из наиболее распространенных ораторских приемов являются повторы. Повторение, с одной стороны, углубляет и усиливает ораторскую мысль, вскрывает не всегда легко види­мую сущность факта или предмета, с другой — дает возмож­ность конспектирования. Кроме того, повторы способствуют кон­центрации внимания слушателей.

Мысль оратора при повторе развивается от тезиса к прямо­му утверждению; мысль, тезис, идея повторяются с опре­деленными интервалами. Чтобы повторы не создавали впечат­ления монотонности и не утомляли слушателя, лектор должен использовать синонимы, вариантные фразы. Можно строить их по принципу градации, т. e. такой конструкции повторяющихся тезисов, когда каждый последующий усиливает характеристику явления. Повторы и особенно градации способствуют запомина­нию и фиксированию сказанного.

Хорошо концентрируют внимание слушателей риторический вопрос и риторическое обращение — ораторские приемы сим­волического характера, не предполагающие заранее вербальной реакции слушателей. Можно по ходу лекции использовать и диалоговую форму общения для закрепления изложенного ма­териала и получения обратной связи с аудиторией. В этом пла­не весьма поучительны античные источники, в частности зна­менитые беседы Сократа и Платона. Спонтанный вопрос — ответный прием, к сожалению, редко используется в учебной лекции. Вузовские преподаватели предпочитают монологиче­скую речь.

Подлинная ораторская речь независимо от тематики, назна­чения лекции, выступления, аудитории должна содержать эле­менты художественности. Выразительность языка — понятие вполне определенное. Он может быть серым, тусклым и ярким, великолепным; сухим и сочным; бедным, ограниченным и бо­гатым; мертвенным, монотонным и эмоциональным. Эти по­лярные качества проявляются в зависимости от степени овладе­ния речевой культурой.

Эмоциональность речи придают тропы, т. e. метафоры, срав­нения, метонимии, гиперболы, изучаемые в средней школе, а затем незаслуженно забываемые нами. Они уместны в учебной лекции, выделяя на строгом фоне специальной информации от­дельные ее моменты, трудные для восприятия и художественно трансформированные с целью фиксации внимания и лучшего понимания.

В речи оратора или лектора могут успешно использоваться ассоциации, пословицы, поговорки, афоризмы, исторические анекдоты и подлинные забавные истории из жизни знаменитых ученых по профилю лекции. Они купируют «пики внимания», наступающие через каждые 15—20 минут, развивают ассоциа­тивное мышление слушателей, расширяют их кругозор, повы­шают уровень общей культуры, оказывают эмоциональное воз­действие на аудиторию. Лектор должен любить иронию, юмор и быть способным на сарказм в воспитательных целях. Исполь­зуя крылатые слова и литературные образы, следует следить за тем, чтобы они были понятны, а в случае надобности — разъяс­нять их смысл и источники.

Ораторское искусство предполагает умение импровизировать, свертывать и расширять устную информацию в зависимости от обстоятельств (нехватка или перераспределение лекционного времени, уровень подготовленности аудитории и др.).

Речь оратора не должна быть обрывистой, как бы клочкова­той, изобиловать паузами или словами-паразитами, междоме­тиями типа «м-м», «о», «так сказать» и т.д. 0 таких «ораторах» говорят: «У него слово слову костыль подает». Нельзя замол­кать на полуфразе, на ходу домысливая недосказанное. Речь должна быть пластичной, развертываться в ровном темпе и рит­ме. В то же время интонация, ритмика и тембр речи могут слу­жить средствами выделения мысли и ее фиксации слушателя­ми. Как известно, формулировки, отдельные фрагменты лекци­онного материала диктуются, т. e. проговариваются в определенном темпе с повторениями. Соответственно интонируя фразу, лектор может добиться нужной реакции слушателей.

Умение держаться перед аудиторией — одно из слагаемых ораторского мастерства. Слово и действие едины. У оратора действие выражается мыслью и жестом, позой, мимикой. Не­опытный оратор не смотрит на аудиторию, говорит тихо (буб­нит), глядит в одну точку, заторможен; другой, наоборот, озабочен, смотрит исподлобья, потирает зачем-то правой рукой нижнюю челюсть, третий — засунул в карман руку, уставился в потолок.

Между тем в совокупности выразительные средства — дви­жение рук, кистей рук, выражение лица — неотъемлемые час­ти ораторского искусства. Жесты и мимика не должны быть надуманными, формальными. Они могут иметь некоторые на­циональные отличия, например, у болгар «да» выражается же­стом, аналогичным русскому «нет». Но всегда и жест, и мими­ка подкрепляют мысль, наглядно ее демонстрируют, проясня­ют подтекст сказанного. Мимика подчеркивает и эмоциональ­ную окраску слова. Существует своеобразный код, знаковая система ораторской жестикуляции, например, отрицание — как бы «минус», прочерченный рукой в воздухе. Утверждение — взмах руки сверху вниз. Рука, прижатая к сердцу, — подтверж­дение искренности, а сжатая в кулак — выражение убежденно­сти, и т. д. Но нельзя злоупотреблять жестом — чрезмерная жестикуляция отвлекает. Жест должен быть мотивационным, сдержанным и лишь подкреплять вербальную информацию. Следует помнить русскую поговорку: «Коль словами не рас­скажешь, то и пальцами не растычешь». Слуховые и зритель­ные физические действия оратора хорошо отрабатывать перед зеркалом. Полезно прочитать свою лекцию дома, но запро­граммировать жесты нельзя. Более подробные рекомендации по ораторскому искусству изложены в специальных учебниках и пособиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.