Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психологии ораторского труда




Психология в ораторском искусстве

Психологические аспекты красноречия проявляются в ора­торском творчестве и в восприятии слушателями публичной речи. Имея разные объекты и будучи относительно самостоятельны­ми, они действуют одновременно в живом общении говорящего с аудиторией. Вне такого единства психология ораторского ис­кусства просто не существует. Главная психологическая задача оратора — пробуждать и поддерживать интерес аудитории к про­износимым словам. Пробуждение, формирование, развитие и поддерживание внимания слушателей к речи лектора наряду с удовлетворением их интереса к тематике лекции или выступле­ния — едва ли не самое трудное из слагаемых ораторского ис­кусства. Как уже отмечалось выше, кризисы внимания наступа­ют через определенные промежутки времени: первый наступает на 15—20-й минутах, второй — на 30—35-й минутах. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгладить кризис­ные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: пере­ключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т. д.

Результаты социологического опроса показали, что слуша­тели ценят в лекции, докладе, выступлении различные компо­ненты:

43% — актуальность тематики, профессионализм;

39% — искренность, правдивость лектора;

32% — глубину анализа поднятых проблем;

32 % — конкретность подхода к рассматриваемым вопросам;

31,5% — обоснованность, доказательность, убедительность;

31% — выразительность речи, остроумие;

19% —логику изложения материала.

Таким образом, мы видим, что в оценочных критериях ауди­тории сочетаются мотивация, психология восприятия, удовлет­ворение эстетического чувства. Следовательно, для успешного выступления оратору необходимо сочетание этих слагаемых.

Первая особенность психологии ораторского труда опре­деляется двумя постоянными объектами — материалом и слу­шателями.

Материал лекции, выступления — это то, что приходится исследовать, а затем истолковывать в публичном слове. Поэто­му хорошее знание своей науки, отрасли — первейшая обязан­ность лектора, оратора.

Он должен хорошо ориентироваться в сути материала, в дос­тижениях данной отрасли науки, быть ее активным деятелем. Материал не терпит созерцательного или потребительского отношения. Лишь активная энергия оратора способна включить фактор мотивации слушателей, пробудить их интерес и напра­вить их внимание на излагаемую проблему.

Слушатели — это другой объект труда оратора. Они пред­ставляют собой социально-психологическую микрообщность. Аудитория есть адресат оратора, его «сотворческий субъект», и это сотворчество выражается в активной поддержке усилий го­ворящего. От того, как относятся слушатели к речи, зависят ус­пех или неуспех любой формы устного выступления. Итак, со­циально-психологическая микрообщность слушателей высту­пает как объект и субъект сотворчества. Эти функции действуют одновременно и неразрывно, однако интенсивность их проявле­ния зависит от умений самого оратора.

Вторая психологическая особенность ораторского труда — его индивидуальная форма, и в этом смысле устное выступле­ние — это театр одного актера. Начинающий вузовский педагог, член кафедрального коллектива, имеет возможность посовето­ваться со своими более опытными коллегами, выслушать и учесть все их замечания о плане и тексте подготовленной им лекции, но в конечном счете его успех зависит от него самого — автора и исполнителя. Творчество лектора целенаправленно, и его цель — воздействие на слушателей. Вот почему на подгото­вительном этапе лектор, оратор должен соотнести себя с ауди­торией и посмотреть на себя ее глазами. На помощь ему прихо­дят интуиция, воображение и опыт. Физически оратор в своих мыслях и чувствах остается один на один с самим собой. С од­ной стороны, он индивидуален, субъективен и как бы «закрыт», с другой — он «открыт», поскольку адресуется к определенной социально-психологической общности слушателей, самореали­зуется и объективируется через нее. Все, сказанное им, стано­вится коллективным творчеством (слушание, понимание, конс­пектирование). Эта диалектика субъектно-объектного, «закры­того» — «открытого» и есть тот психологический феномен, зна­ние и умелое использование которого составляет один из эле­ментов ораторского мастерства.

Третья особенность ораторского труда — это его ситуационность. Каждое публичное выступление, доклад, лекция проис­ходят в конкретной психологической ситуации, которая полнос­тью никогда не повторяется и все особенности которой пред­усмотреть невозможно. При чтении вузовской лекции меняют­ся «потоки», приходит разное количество слушателей, которые по-разному рассаживаются в аудитории; добавилась новая ин­формация, аудитория чем-то взволнована или устала, половина студентов заболели гриппом, сам лектор не в форме, за окном весна, и студенты не могут сосредоточиться, и т. д. Главное в любой ситуации — внутренне собраться, овладеть ею, победить обстоятельства, придумать новые приемы, ходы, «навести мос­ты», сымпровизировать. В ораторском искусстве проявляется диалектика определенного и неопределенного. Определенное — это знание специфики красноречия и его возможностей, субъек­тивный опыт оратора, объем и характер разработки темы. Неопре­деленное всегда многолико. Если определенность труда оратора придает ему уверенность, то неопределенность является причи­ной волнений, раздумий. Психологическая победа личности над этой двойственностью — умение сконцентрироваться, сделать все возможное, чтобы эта уверенность превалировала. Культура труда лектора и оратора может и должна стать средством такой уверенности и определенности.

Глава 9. Педагогическая коммуникация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.