Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление современной дидактической системы. Школа - социальный институт, общественно-госу­дарственная система (см




Школа - социальный институт, общественно-госу­дарственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа — это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образова­нию, однозначен: воспитать творческую, инициативную. самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах.

По силам ли это сегодняшней школе? Да! Но при условии, что из школьной, а может быть и шире — педаго­гической действительности будет окончательно выкорче­ван авторитаризм из всех сфер жизнедеятельности школы, сфер, ответственных за создание личности.

Сегодня школа оказалась в весьма проблематичной ситуации. Если исходить из постулата, что учитель должен "передать" детям знания, нормы культуры, т. е. пользо­ваться "мероприятийной" педагогикой воспитания, то это является проявлением махрового авторитаризма. Но бес­смыслен и другой лозунг — "дети сами по себе". Дети, оставшись без направляющей деятельности педагогов, ли­бо будут по инерции воспроизводить догмы, выработан­ные авторитарной педагогикой, либо у них возникнут раз­ного рода формы протеста, равнодушия к учению. Такова педагогическая интерпретация ситуации. Нужны новые ориентиры, чтобы школа шла не методом "проб и оши­бок", нужны рекомендации, выработанные на научной основе, помогающие учиться демократии уже в школе, нужна новая дидактическая система.

Школа, унаследованная нами от советских времен, создава­лась как единая, трудовая, политехническая, по многом своим па­раметрам близкая к прогрессивистской школе. Не случайно идеолог этой школы Джон Дьюи, посетивший в 20-х годах Советский Союз, констатировал, что его идеи, его концепция прогрессивистской шко­лы воспринята в СССР с большим пониманием, чем у себя на роди­не - в США. Однако, оглядываясь сегодня назад, проверяя себя ис­торией, мы не можем не видеть не только ее достижения, но и труд­ности, ошибки. В течение долгих лет накапливались негативные яв­ления, вызванные отходом от демократической концепции школы, как социального института, призванного в равной мере обеспечи­вать образовательные потребности личности, общества и госу­дарства. В режиме единоначалия, единомыслия школа преврати­лась в бюрократическое учреждение. Была создана система отчуж-

дения учителя от ученика, ученика от школы, школы от общества. Выход из создавшегося положения один - кардинальное преобразо­вание, обновление школы.

Демократизация общества детерминирует демократи­зацию школы. Демократизация школы — это цель, сред­ство и гарантия необратимости обновления, преобразова­ния школы, которая должна затронуть все стороны школьной жизни. Демократизация — это поворот к чело­веку, имя которому школьник. Демократизация — это преодоление формализма, бюрократизма в педагогическом процессе.

Это гуманистическая идея кооперированной деятель­ности детей и взрослых на основе взаимопонимания, про­никновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности, в своей су­ти направленной на развитие личности.

Гуманизация демократической системы означает, что целью учебно-воспитательного процесса становится все более полное удовлетворение познавательных и ду­ховных потребностей учащихся, что гуманизируются ха­рактер и содержание учебного труда школьников, — расширяются возможности участия всех школьников совместно с учителями в управлении всеми делами школы. Благодаря этому вся жизнедеятельность шко­лы, все содержание деятельности учителей и учащихся ставится на службу ученику. Создаются все более бла­гоприятные условия для гармонического развития лич­ности. Ученик выступает как субъект различных, внут­ренне взаимосвязанных, видов деятельности и прежде всего учебной, игровой, общественно полезной, трудо­вой. Практика работы учителей-новаторов и результаты научных поисков ученых-дидактов показывают, что это способствует развитию у школьников желания и уме­ния учиться, формированию у них способностей и от­ветственности в овладении знаниями, выполнении об­щественно значимых поручений в школе и вне ее. В школьном коллективе укрепляются доверительные от­ношения между учителями и учащимися. Повышается требовательность каждого к своим обязанностям, не­терпимость к недостаткам: у учителей — это порождает радость и гордость результатами своего труда, стремле­ние сделать его еще более плодотворным; у учащихся -укрепляет чувство самостоятельности, уверенности в

своих возможностях для решения проблем, высту­пающих в процессе обучения в любой учебной и жиз­ненной ситуации. И это благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не про­граммы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запом­нить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духов­ное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способ­ностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. В этом и суть личностно-ориентированного обучения.

Школа держится на совместной взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя, ориентированной на достижение определенных целей. При этом главное ли­цо преобразования школьной жизни — учитель, но не в гегелевском понимании его предназначения, а учитель творческий, стоящий на позиции гуманистической пе­дагогики.

Школа — это исток общественного развития, учреж­дение воспитания и развития, а не система, где обуча­ются и овладевают знаниями. Учитель должен не столь­ко передавать информацию или консультировать уча­щихся согласно спонтанно возникающим у них интере­сам к чему-то, сколько организовать процесс обучения. Не секрет, что одни уроки проходят при полной актив­ности учеников, которые помогают учителю своими ответами, на других же уроках те же самые ученики охвачены оцепенением, страхом, там порой царят нега­тивные реакции на поведение учителя. На таких уроках не до знаний. Стиль деятельности учителя, его харак­тер общения с учениками совершенно меняет деятель­ность школьников.

В педагогическом руководстве выделяют два поляр­ных, диаметрально противоположных стиля работы учи­телей: авторитарный и демократический. Преобладание того или другого в общении на уроке предопределяет и сущность, характер той или иной дидактической си­стемы.

Что же такое авторитарность? Применительно к современ­ности этим словом обозначают стиль педагогического руководства, сформировавшийся в общественных условиях известного периода, совокупность личностных факторов, обуславливающих догматизм,

ригидность и стереотипность восприятия действительности. Авто­ритаризм проявляется в абсолютизации принципа единоначалия в обществе. Он не мог не отражаться на школе, где исключалось лю­бое не санкционированное творчество и насаждалось царство еди­номыслия, единодушия, исполнительности на подражательно-репродуктивном уровне. За это отвечал директор. Учитель также был поставлен в положение диктатора: он объясняет, контролирует, оценивает, дает задание на дом, обращается к руководству школы и родителям ученика за наказанием. Как же это сказывается на уче­нике? Он обязан повиноваться, быть послушным. Но ведь давно известен постулат, что только в творческой деятельности формиру­ется творческая личность. Сегодняшняя острая потребность об­щества в людях с самостоятельным, критическим, творческим мыш­лением, свободных от догматизма и приспособленчества, застав­ляет ученых педагогов и психологов обратиться к педагогическому сотрудничеству. Оно предусматривает дискуссии, "круглые сто­лы", "обратную связь", оценочные суждения учеников о педагогах, вовлечение в единое дело всего коллектива и пр.

Совместную взаимосвязанную деятельность уча­щихся и учителей, построенную на демократических принципах, показали нам педагоги-новаторы, сумевшие помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желанным для детей, радост­ным, построить его на основе развития их познаватель­ных интересов, формирования идейно-нравственных качеств. Четкое конструирование учебного материала, выделение опор и опорных сигналов, концентрированно материала крупными блоками, создание высокоинтел­лектуального фона — способы организации успешной учебно-познавательной деятельности учащихся, с по­мощью которых они достигают обучения без принужде­ния. Актуальность этих и подобных подходов учителей-новаторов и ученых-дидактов велика потому, что сейчас в результате неумелой организации учебного процесса гаснут искорки познания в глазах наших учеников. О каком познавательном интересе можно говорить, если на протяжении 10 тысяч уроков в своей школьной жизни ученик знает, что изо дня в день его ждет одно и то же: за проверкой домашнего задания, опроса ранее изученного последует доза нового, затем его закрепле­ние и домашнее задание. Причем в присутствии всего класса в начале урока учитель будет "пытать" своими вопросами одного-двух ребят, не всегда имеющих пред­ставление о том, что от них хочет учитель. Для одних ребят такие минуты приравниваются к стрессовым си-

туациям, для других - возможность самоутвердиться для третьих, — позлорадствовать над мучениями своих товарищей. Вышеперечисленные этапы вкладываются в комбинированный урок, укоренившийся со времен ста­линского диктата как строгое следование той модифи­кации гербартианских "шагов ступеней", того "общего метода", воспитывающего обучения, который с середи­ны XIX века и до первой мировой войны господствовал в начальной и средней школах Германии и подра­жавшей ей во всем России.

Если высветить характерные признаки сложившейся дидактической системы с той, которая формируется в последние годы, то они сводятся к следующему:

В рецептивно-отра­жательном подходе к обучению   В обучении, построенном на современной основе (конструктивно-дея­тельностном подходе)
Ближайшая цель урока -усвоение знаний; выработка умений и навыков, понимание учебного материала.   Прямая цель — развитие интел­лектуальных, духовных и физи­ческих способностей, интере­сов, мотивов.  
Содержание урока — про­граммные знания, материал учебника.   Содержание урока — освоение способов познания, обществен­но и лично значимых преобра­зований в окружающей дей­ствительности и в себе.  
Движущие силы учения - уг­розы, приказания, запреще­ния, наказания, отметка, со­ревнование с другими.   Движущие силы учения — ра­дость творчества, ощущение своего роста, совершенствова­ния, приращения знаний, уве­ренности в себе.  
Способы работы на уроке — объяснение, повторение, уп­ражнение, заучивание наи­зусть, действие по образцу.   Способы работы — совместная деятельность, поиск, эвристи­ческая беседа, урок — диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися.  
Организация традиционного урока, расчленение на ступени при господстве фронтальной работы: опрос-подготовка   Организация современного урока: поиск ответов на вопро­сы, решение нетиповых жиз­ненных (практических и науч-  

 

учащихся к восприятию нового материала, обобщение его, вы­яснение уровня понимания (проблемные вопросы), за­крепление.   ных) задач, преобладание груп­повой и индивидуальной рабо­ты с включением на одном из этапов всех в непродолжитель­ную фронтальную работу для приближения коллективно най­денной цели.  
Роль учителя — как всевласт­ного и всезнающего, непрере­каемого начальника и распо­рядителя судьбой ученика.   Учитель - помощник, старший друг, советчик и соратник в по­исках истины, в овладении ма­стерством.  
Первая обязанность учителя — сообщение знаний в такой форме, чтобы оно могло быть усвоено быстро, прочно и долго сохранялось в памяти. Дело учащихся - откладывать в своем сознании информа­цию, чтобы предъявлять ее по первому требованию учителю и ждать за это отметки-оценки.   Первая обязанность учителя — организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело учащихся — активно участвовать в кол­лективном труде, постоянно со­вершенствовать себя и окру­жающий мир.  
Конечные результаты учения — соответствия знаний, умений, навыков учащихся запрограм­мированным стандартам, вы­являемое опросом, экзаменом, способностью действию по об­разцу.   Главный результат обучения в перестраиваемой школе — спо­собность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, по­нимать и совершенствовать се­бя, творить, овладевать профес­сиональным мастерством.  

 

Таковы особенности практики обучения в дорефор­менной и вновь перестраивающейся школе. Заметим, что если на уроке создана атмосфера доверия, доброты, ду­шевного комфорта, взаимопонимания, общения, то в процессе такого урока личность будет не только усваивать новый материал, но и развиваться и обогащаться нрав­ственными ценностями. Конечно, такая атмосфера не должна ограничиваться только рамками урока. В школе В. А. Караковского, (школа № 825, г. Москва), например, применяются уроки творчества, занятия клуба' "По­чемучек", путешествия в страну неразгаданных тайн, ис­пытание творчеством, дидактические спектакли, поэтиче-

ские турниры, защита фантастических проектов, аукцион знаний, творческий марафон, музей оживших скульптур. Целый месяц ребята всей школы готовятся к празднику знаний. Дети познают мир через многие каналы. Уровень и содержание общения зависит от их возраста, среды, ее особенностей, а познание направлено на социально-зна­чимые объекты, формирующие их личность. "Установ­лено, что эффективным общение детей является тогда, когда оно проблемно по своему содержанию социально ориентировано и информационно насыщено, когда в про­цессе его ребенок относится к партнеру как к цели, а не как к средству своего самоутверждения, когда у детей су­ществует интерес к процессу своего общения, а не только к его результатам" (см. Коллективная учебно-позна­вательная деятельность школьников/Под ред. И. Б. Перви-на. М., 1985. С. 78.).

Опыт совместной коллективной работы появляется не сразу. Нужно быть очень терпеливым педагогом, чтобы сформировать правильный, положительный опыт. Новые знания, поиск истины, осуществленный при общении в процессе познания, коллективной деятельности, идущей в процессе совместного труда, позволит развить не только речь, но и найти свое место в жизни, в коллективе, адек­ватно оценить себя. Связь познания и общения в нарож­дающейся новой дидактической системе формирует не только эталон восприятия учащимся новой информации, личностного восприятия партнера в ситуации поиска ин­формации или способов деятельности, но и сам механизм познания действительности в процессе освоения обще­ственной культуры.

Общению нужно учиться. Учитель должен не только уметь научить своему предмету на уроке, но и после по­становки познавательной задачи он должен учить ребят планировать совместную деятельность по добыче инфор­мации, анализу и синтезу. И все это должно проходить в уважительной и деловой, аргументированной высококуль­турной полемике. В таких ситуациях трудно избежать конфликтов, но тогда нужно ребят учить красиво выхо­дить из них.

Существует специальный метод коллективного думания, который получил название "брейнсторминг" — моз­говая атака. Сначала коллектив генерирует идеи, затем создается группа оценки предложенных идей. Это прово-

дится методом мозговой атаки. Руководитель выступает в роли дирижера этого коллективного мозга. Очень кратко излагает суть проблемы и правила брейнсторминга. Они очень просты: строжайше запрещается какая-либо критика любых мнений и предложений. Именно опасение оказать­ся смешным, сказать что-нибудь невпопад больше всего сковывает творческую мысль человека... Как можно больше предложений, они должны катиться лавиной, если произойдет заминка, дирижер подаст сам любую, самую невероятную идею. Они должны записываться на магни­тофон, чтобы потом, при оценке, выловить жемчужные зерна новых и полезных идей (См. Я. Л. Коломинский. Человек: психология. М., 1986. С. 133). Данный метод в несколько другой интерпретации успешно работает в уже упоминавшейся школе № 825 г. Москвы. Но применяется он там при решении воспитательных вопросов, имеющих место во внеурочной деятельности. Представляется, что этот метод успешно может быть применен и на уроке. Ес­ли в некотором временном диапазоне школьники будут проводить "мозговую атаку", то не всякая проблема может устоять и не сдаться.

Процесс учебного познания, осуществляемый в кол­лективе, можно проиллюстрировать словами Бернарда Шоу: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня оста­нется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи". Это же подтверждает русская пословица: Один ум — хорошо, два — лучше. В психологи­ческом отношении ребенок ближе к другому ребенку, чем взрослому. К тому же у ребят больше возможности обра­щаться к сверстнику, чем к учителю. Кроме того, перевод внутренней речи во внешнюю в значительной мере акти­визирует процесс умственной деятельности. Согласно это­му, ученики должны максимально обмениваться предло­жениями в ходе решения проблемы. Если ребята предва­рительно коллективно рассмотрели проблему с разных сторон, нашли пути ее разрешения, то есть, открыли но­вые знания в общем виде, то их трансформация идет на уровне индивидуального присвоения. Здесь вновь может подключиться коллективное познанием на этапе коррек­тировки, а порой и разъяснения ошибки, вернее ее при­чины, ее диагностики, исправления. Если же на уроке не

созданы условия для взаимной деятельности, то мы, не­смотря на самые строгие запреты, сталкиваемся с факта­ми списывания, подсказки, обмена тетрадями. В этом слу­чае мы сами, своими руками, создаем эгоистов, равно­душных людей. Можно возразить, что на уроке каждый должен думать сам, а не жить за счет других, что это бла­годатная почва для разведения паразитизма. Но не следует забывать психологию детей, учащихся: быть созерцателем в группе сверстников, чьим именем ты дорожишь, мало найдется охотников. Коллективное думание неминуемо должно захватить, как только ребенок почувствует, что и его знания нужны, что без его мнения не будет решена данная задача. Доверие, чуткость, терпимость и внима­тельность — вот тот неполный перечень -качеств, которые приобретает ученик в процессе коллективного думания, если, конечно, учитель создает благоприятные условия для этого коллективного познания. Кроме того, дискуссия на уроке учит 'школьников разбираться в людях, определять их настроение, характер, учит находить адекватный стиль в общении, не быть равнодушным эгоистом. И разумеется, коллективное познание возможно только тогда, когда ста­вятся проблемно-поисковые задачи. Симбиоз, взаимозаме­няемость коллективного индивидуальным и индивидуально­го коллективным познанием приведет к тому, что демокра­тический стиль взаимоотношений учителей и учащихся в но­вой дидактической системе будет не на словах, а на деле.

Коллективная работа снимает напряженность, страх, а осознание полноправного участия в процессе обучения создает необходимый деловой настрой. Групповая позна­вательная деятельность развивает потребность учить дру­гих. Педагог должен суметь использовать это стремление детей, организовать его, направить в нужное русло. Про­исходит сложение сил учащихся и учителей.

Конечно, намного легче преподносить готовый мате­риал, как это делается в традиционной дидактической си­стеме, чем вовлечь класс и каждого ученика в отдельности в настоящий, творческий познавательный процесс. Учите­лю придется организовать кропотливое, трудное и дли­тельное дело — перестройку мышления обучаемых от схемы: "услышал - запомнил — пересказал" к схеме:

"познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассни­ками) - осмыслил - сказал — запомнил". Уроки, предпо­лагающие конструктивную деятельность учителя и учени-

ка, не всегда блещут красотой, ответы менее отшлифова­ны, чем ответы — пересказ, не всегда сопровождаются же­ланием всего класса ответить на тот или иной вопрос, по­тому что мыслительный процесс не завершается молние­носно и одновременно у всех, потому на таких уроках не услышишь тишины. И самое главное, чтобы ученики ста­ли соратниками учителя, нужен труд, граничащий с искус­ством. Именно поэтому, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, представители современной дидактики, отвергая и представления Дьюи и его последователей о том, что учитель является только "наблюдателем и советчиком" учеников и концепцию Гербарта, согласно которой учи­тель является лишь передатчиком знаний учащимся, утверждают руководящую роль учителя в новой нарож­дающейся дидактической системе, признавая одновремен­но исключительную роль самостоятельной работы в лич­ностном формировании учащегося. Так современная ди­дактика постепенно, но неуклонно переходит от рецеп­тивно-отражательного к конструктивно-деятельностному построению обучения. Это и есть Сущностная особенность современной дидактической системы. Речь здесь идет о личностно ориентированном обучении.

Ориентация на личность в практике означает прежде всего смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и, как следствие, уважение к другим людям.

Ориентация на личность в педагогической науке свя­зана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспита­ния. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией (дающей ответ, например, на вопрос о харак­теристиках творческой деятельности, к которой предстоит приобщить школьника) и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание образования и методы обучения. (В. В. Краевский).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Выберите правильный ответ.

Предметом общей дидактики являются: а) социальные усло­вия формирования и образования учащихся; б) принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования; в) психологическое

развитие личности в процессе обучения; г) теория обучения от­дельному предмету; д) взаимосвязь преподавания и учения. (Правильный ответ: д.)

Вставьте нужные слова.

2. Задачи дидактики как науки: — описывать и объяснять...; — разрабатывать более совершенную организацию... обучения, но­вые... системы.

3. Обучение как целенаправленная педагогическая деятель­ность предполагает взаимосвязь двух процессов:... — управляю­щей деятельности учителя,... — учебно-познавательной деятель­ности ученика.

4. Современная дидактика предусматривает не выработку... учащихся, но общее их..., а также... интеллектуальных и других умений учеников.

(Слова для вставки: процесс обучения, процесса, обу­чающие, преподавания, учения, знаний, развития, формирова­ние).

5. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактику:

а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей; б) об­учение понимается как взаимосвязанная деятельность препода­вания — учения, в которой преподаватель опирается на актив­ность ученика; в) обучение сводится к передаче готовых знаний учащимся; г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения; д) процесс об­учения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности; е) структуру процесса обучения образуют: сообщение, понимание, обобщение и при­менение знаний.

(Правильный ответ традиционная - в. е. Педоцентристская -а. г. Современная — бд.).

6. Охарактеризуйте черты современной дидактической си­стемы: демократизм, гуманизация.

7. Сравните два подхода к обучению: традицирнный, при ав­торитаризме учителя и современный, сочетающий руководство с инициативой и самостоятельностью ученика.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общеди­дактический процесс. М., 1977.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1991

Буржуазная педагогика на современном этапе: критический анализ/Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М., 1984.

Дидактика средней школы/Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.

Занков Л. В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. М., 1990. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. Пидкасистый П. И., Горячев Б. В. Процесс обучения в услови­ях демократизации и гуманизации школы: Учебное пособие. М., 1991.

Педагогический поиск/Сост. Баженова И. Н. М., 1987.

Глава 6 ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.