Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики




Воспитание и образование — предмет педагогики

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 1.

Термин педагогика имеет два значения; первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятель­ности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она исследует. Педагогика изучает воспитание и образование.

Воспитание имеет два значения. Воспитание — это социаль­ное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными инсти­тутами, организациями, церковью, средствами массовой информа­ции и культуры, семьей, школой — всем социальным устройством. Воспитание в педагогическом смысле — это специально организо­ванный и управляемый процесс формирования человека, осущест­вляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Образование и обучение являются частью процесса воспита­ния и тоже составляют предмет педагогики (об этом ниже). Термин формирование употребляется в значении «развитие» и в значении «воспитание». Уточняя предмет педагогики, надо по­мнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по кото­рым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания — устойчивые, объективные связи между явления­ми, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.

 

 

Существует несколько иное понимание предмета педагогики (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина), согласно которому им являет­ся педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС — это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенап­равленного... педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П. Беспалько, 1989).

Наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных эле­ментов ПС: учащиеся, цели воспитания (обучения), содержание воспитания (обучения), педагогические (дидактические) процес­сы, учитель и (или) технические средства обучения, организаци­онные формы педагогической работы. ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного уч­реждения, по отдельному учебному предмету.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических система Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономи­кой и другими науками. Педагогическая деятельность состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: про­ектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуни­кативный (учитель-ученик), организационный (процесс и формы), гностический (учитель). Иначе говоря, учитель в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает со­держание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Педагогика создает теории, на которых строится педагогическая деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.