Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология педагогической науки и практики




Связь педагогики с другими науками

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу практических наук вместе с медициной и техникознанием. Педагогика носит интегративный и практически ориентированный характер. Она использует зна­ния других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего

предмета — воспитания.

Философия составляет методологический фундамент педаго­гики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает пе­дагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обога­щает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естест­веннонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность. Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психо­логия открывает законы развития личности, педагогика учит целе­направленно руководить им.

Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управ-

ления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики. Появилось даже научное направление — педагоги­ческая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике.

Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный характер, ибо человек изуча­ется многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смеж­ных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему теорий, понятий, которые сле­дует знать учителю.

Методология (знание о способе) — это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практиче­ской деятельности; это сами принципы, методы и средства органи­зации теоретической и практической деятельности. Общенаучная методология представляет философские исходные положения на­учного познания и деятельности. Для отечественных педагогов такой методологией до сих пор является материалистическая фи­лософия, хотя в настоящих условиях возможна смена методологи­ческих позиций. Материализм стоит на принципе детерминизма, исходит в понимании мира из законов диалектики, объективности материи и пр.

Частнонаучной методологией является гносеологический ин­струмент в конкретной науке, то есть общее понимание предмета и методов его исследования. Так, в материалистической педагогике исходными положениями являются детерминизм педагогических явлений, учение о социальной сущности личности, системный подход к познанию и деятельности, деятельностный подход в теории воспитания. Иные методологические представления и зна­ния лежат в основе религиозной педагогики, педагогики позити­визма, бихевиоризма, экзистенциализма и других педагогических учений. Но всегда методология педагогики — это система знаний об основах и структуре педагогической теории, о методах педагоги­ческого исследования. Она указывает, как надо осуществлять на­учно-исследовательскую и практическую деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.