Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров. Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе




Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе. Однако необходимо под­черкнуть, что каждый этап развития производительных сил по­рождает новые тенденции, которые усиливают влияние производ­ственных факторов на изменение профессионально-квалификаци­онной структуры рабочих кадров. Суть этих изменений состоит прежде всего в создании более совершенных средств труда, кото­рым и происходит передача все большего числа исполнительных функций человека. Именно перевороты в средствах труда служат основой изменения роли и места человека в производственном про­цессе.

Основные изменения в содержании труда выражаются прежде всего в его интеллектуализации. Известно, что в материальном производстве человек выполняет, по крайней мере, четыре основ­ные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) уп­равляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) нала­живает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства.

В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится


удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержа­тельности.

Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осущест­влении комплексной механизации и автоматизации производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицирован­ного и квалифицированного труда (и, соответственно, численность рабочих этих профессий).

Например, в 30-х годах слесарь-ремонтник обслуживал 9—10 типоразмеров станков, а в настоящее время — 25—30 типоразме­ров, использует более 100 марок металлов и неметаллических ма­териалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь задан­ных классов точности и чистоты поверхности. Кроме слесарных работ слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сва­рочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных ра­бот и ряда других.

Значительно изменилось содержание труда и токаря. В 30-х годах токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством мастера, управлять станком определен­ного типа и конструкции, а также знать правила применения режу­щих и измерительных инструментов. В 40-х годах токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измери­тельных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазы­вающих жидкостей, маркировку материалов, а также виды брака.

В 60-х годах требования к токарю усложнились. Токарю необхо­димо было знать устройство однотипных станков, наиболее распро­страненных универсальных приспособлений и их применение; на­значение и правила применения нормального и специального ре­жущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных ин­струментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности, чистоты обработки.

В 70-х годах токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специализированных приспособлений и кон­трольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности.


В 80-х годах содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-на-ладочные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации.

В конце 80-х и 90-х годов развитие техники привело к появле­нию станочников нового типа — станочников широкого профиля, обслуживающих поточные линии или группы станков различного технологического назначения, осуществляющих подналадку и да­же наладку оборудования.

В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объ­единяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудова­ния, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и стан­ков и др.

У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механико-технического и 32 — автоматико-технического. В результате дальнейших расче­тов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленно­сти наладчика составил 15,5%, коэффициент механико-техниче­ской подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений дол­жны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности. Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания под­готовки рабочих должен быть обеспечен и по всем другим профес­сиям.

В настоящее время в черной металлургии 58,3% рабочих отрас­ли заняты преимущественно выполнением функций умственного труда. Особенно значительна доля этих функций у рабочих таких профессий, как сталевар, машинист вагона-весов, машинист зава­лочной машины, вальцовщик.

В химической промышленности, где также разрабатывается и осваивается новое высокопроизводительное оборудование, обес­печивающее комплексную автоматизацию производства, 60% рабочих высококвалифицированного труда заняты обслужива­нием автоматизированных и механизированных средств труда. Численность этой категории рабочих растет наиболее высокими темпами.

В структуре затрат рабочего времени новых профессий растет доля умственного труда. Выполнение расчетных функций, функ­ций наблюдения и контроля за ходом технологического процесса и качеством продукции, организация, управление и связь с другими исполнителями занимают у операторов технологической линии по производству пластмасс 93,3%, у операторов дистанционного уп-


равления и аппаратчиков по определению компрессии — 90,7, У аппаратчиков синтеза аммиака — 90,1. У машинистов компрессор­ных установок — 86,7, у лаборантов химического анализа — 77,3, у наладчиков автоматических линий — 66,7%.

Техническое совершенствование производства в угольной про­мышленности также ведет к дальнейшему росту доли рабочих ме­ханизированного труда. Так, увеличивается численность машини­стов очистных комплексов и угледобывающих агрегатов в забоях с механизированной крепью, одновременно сокращается числен­ность машинистов и помощников машинистов горных комбайнов в забоях с индивидуальной крепью, машинистов врубовых машин, проходчиков, весовщиков, рабочих углеобогащения.

Произошли значительные изменения и в строительстве благо­даря переходу к крупноблочному и крупнопанельным методам в отрасли. Резко сокращены каменные, плиточные, такелажные, стекольные, кровельные и другие работы, но зато возрос удельный вес монтажных и сборочных операций. Сегодня вместо 20 различ­ных профессий ручного труда в сооружении крупнопанельного до­ма заняты лишь рабочие семи профессий. В настоящее время про­фессия монтажника конструкций является профессией широкого профиля, сквозной для всех видов строительных работ. Помимо монтажа железобетонных и металлических конструкций монтаж­ник выполняет все общестроительные работы.

Большие изменения происходят в профессионально-квали­фикационной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов.

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х годов. Тогда трактористов насчитывалось немногим более 600 человек.

Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ре­монтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увели­чением тягловой мощности трактора и ширины захвата прицеп­ных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х годов на базе этой профессии появились комбайнеры прицепного комбайна, сеяльщики, машинисты свеклоуборочно­го, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С по­явлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракторист колесных тракторов появилась профессия тракто­рист гусеничных тракторов.

В 50-х годах в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика пе­решли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее


время в сельском хозяйстве является преобладающей. Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% бо­лее высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К-700, требует новых изменений в наименованиях и со­держании профессий механизаторов. При быстром переналажива­нии сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наимено­ваний сменного оборудования, может выполнять работу бульдозе­ра, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержа­ния труда традиционной профессии тракториста. Это уже не про­сто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, меха­низатор сельскохозяйственного производства, владеющий многи­ми смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйст­венных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы.

Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех от­раслях промышленности все более сокращается удельный вес за­трат физического труда. С передачей исполнительных функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машинами и их обслуживанием, наладкой и ремон­том. Это требует от рабочего сознательного использования широ­кого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения сущест­венных изменений в содержание обучения по профессиям.

Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства.

Высокий уровень профессиональной подготовки рабочих стано­вится обязательным условием успешного труда.

Политика в области профессионально-технического образова­ния должна опираться на новые, адекватные экономической ре­форме системы и методы подготовки рабочих.

fi 9 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо иссле­довать производственный процесс. Для этого следует проводить так называемые анализы профессий. На предприятиях создаются комиссии из числа специалистов предприятия, педагогов профтех­училищ, психологов, физиологов, врачей и методистов, которые проводят эту работу по следующему плану.


1. Содержание и объем данной области труда.

2. Технико-организационные условия: какая типичная продукция производится?

какое сырье, производственные и вспомогательные материалы ис­пользуются?

какие средства труда применяются (название, характерные при­знаки, инструменты и приспособления)?

какими установками для измерения, управления и регулирования снабжены средства труда?

какие контрольные приборы используются?

какие методы применяет рабочий, в каких технологических про­цессах он участвует?

как организовано производство?

какая применяется организация труда?

3. Рабочие функции:

какие действия производит рабочий?

как часто эти действия производятся и как долго они продолжают­ся, их значение для производственной деятельности в целом?

4. Квалификация:

установить, какими техническими, технологическими, экономи­ческими, организационными закономерностями должен обладать ра­бочий: какие знания, навыки и умения он должен получить?

5. Особый опыт:

в каких областях рабочий должен получить специальные знания и опыт и чем они характеризуются?

какие возможности (формы, методы подготовки) имеются для ус­корения процесса получения этих знаний и опыта?

6. Ответственность.

7. Специальные технические требования.

8. Особые физические, технические требования.

9. Предложения по продолжительности и организации подго­
товки.

10. Анализ достижений научно-технического прогресса с уче­
том прогноза: повышение степени механизации и автоматиза­
ции; изменение средств труда; изменение качества материалов;
изменение методов труда; изменение организации производства
и труда.

При анализе профессий важен выбор объектов изучения, при этом учитывается ряд условий: предприятия должны располагать достаточной учебно-материальной базой для обучения рабочих в разных формах; их количество должно обеспечить репрезентатив­ность выборочного обследования. Анализу подвергается структура профессионально-квалификационного состава рабочих; перспек­тивы основных направлений дальнейшего развития предприятия; действующие перечни профессий для определения соответствия уровня подготовки рабочих требованиям научно-технического прогресса.


Содержание труда изучается применительно к видам произ­водства с различным уровнем его механизации и автоматизации с целью последующего формирования оптимального профессио­нально-квалификационного профиля рабочих. С одной стороны, необходимо провести изучение содержания самой производствен­ной деятельности рабочего в рамках его конкретной профессио­нальной специализации, составляющей в совокупности трудовые функции по таким параметрам: выполнение расчетных функций; подготовка рабочего места или работы; приведение в движение предметов и орудий труда с помощью мускульных усилий; воз­действие на предмет труда посредством управляемых рабочим орудий труда; организация, управление и контроль хода рабочего процесса и к-ачества продукции. С другой стороны, необходимо провести анализ по таким же параметрам влияния предполагае­мых на ближайшее будущее средств труда на содержание основ­ных трудовых функций рабочих ведущих профессий.

Анализ рабочих мест проводится по заранее разработанному пла­ну и включает следующие позиции:

приемы, операции и комплексные работы, выполняемые на дан­ном рабочем месте;

количество таких рабочих мест;

сменность в цехе;

вид производственной деятельности цеха, изделий;

количество учащихся, которые могут обучаться в цехе;

оснащенность рабочего места прогрессивными приспособлениями и инструментами;

уровень механизации;

состояние средств техники безопасности;

продолжительность обучения на рабочем месте;

состояние оборудования;

возможности использования на рабочем месте учащимися теоре­тических знаний в процессе производственного обучения;

нормы времени и нормы выработки на этом рабочем месте;

новые трудовые приемы и передовые способы труда, которые при­меняет рабочий, занятый на данном месте;

навыки, которые может отработать учащийся;

степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту;

условия труда (затраты мускульной энергии, утомляемость и

др.);

соответствие рабочего места требованиям промышленной санита­рии и гигиены труда;

условия воспитательной работы.

При анализе рабочих мест определяются состав работ по изуча­емой, смежной и совмещенным профессиям и затрачиваемое рабо­чим время (степень занятости); степень дублирования различных операций; время, затраченное на наблюдение и выполнение не-


свойственных работ; время простоев; время перехода с одной работы на другую; порядок ознакомления учащихся с заданиями; разделе­ние и кооперация труда; рациональное чередование работ; скорость выполнения операций и др.

Таблица 1

Схема анализа организации труда на рабочем месте и его оснащения

 

Состояние нормирования труда Нормы на рабочем месте Удельный вес технически обоснованных норм по количеству и трудоемкости Количество расчетных норм, их прогрессив­ность Выполнение норм Эффективность применяемых норм оплаты труда
Планирование и организация об­служивания рабочего места Состояние оперативного и экономического пла­нирования Состояние материально-технического обеспе­чения Организация контроля качества продукции на рабочем месте Степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту
Оборудование, оснастка, инструмент Показатели машинного времени работы обору­дования Использование календарного фонда времени работы оборудования Использование режимного фонда времени ра­боты оборудования Использование технологических особенностей оборудования Оснащенность рабочего места Применение прогрессивного инструмента
Планировка рабочего места и ус­ловия труда Планировка рабочего места Условия труда работающих Затраты мускульной энергии Утомляемость
Технологические процессы Прогрессивность технологических процессов Уровень механизации технологических процес­сов Применяемые припуски
Организация и приемы труда Применяемые режимы труда Объединение или разделение труда Рациональность движений
Творческая инциатива работающих Квалификация рабочих Участие в соревновании Участие в рационализации Участие в обмене опытом

Важно проанализировать организацию труда на каждом рабочем месте, выявить возможности обучения учащихся на опыте новаторов производства, определить резервы рабочего места. Эту работу мож­но проводить по схеме (таблица 1), используя материалы по науч­ной организации труда, составляемые сейчас на многих предприя­тиях.

В результате выявляется, какие новые профессии появляются в народном хозяйстве и каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие — носители этих профессий должны обладать, чтобы ква­лифицированно выполнять эту работу; какие профессии из веду­щих будут второстепенными. В то же время в результате сокраще­ния малоквалифицированного, неквалифицированного и физиче­ски тяжелых видов труда анализом устанавливается, какие профессии обречены на отмирание и какие в связи с этим могут быть высвобождены внутрипроизводственные резервы рабочих кадров, требующих заблаговременной и планомерной подготовки и переподготовки.

На основании изучения конкретного содержания труда рабочих, определения структуры основных его элементов проводится отбор их, построение, группировка и далее формирование трудовых функций и разрабатываются профессионально-квалификационные характери­стики, в которых фиксируются такие данные, как продолжительность подготовки, объем знаний, навыков и умений и другие компоненты, определяющие уровень подготовки. Вместе с тем, в указанной харак­теристике отражаются и уровни квалификации: высший, средний и низкий.

При организации и проведении анализов следует учитывать це­лый ряд взаимосвязанных между собой вопросов. В частности:

—научно-технических — прогнозирование развития отраслей;

—экономико-педагогических — прогнозирование форм подготов­ки и расходов на обучение;

—социальных — прогнозирование трудовых функций рабочих и специалистов;

—науковедческих — прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки;

—психологических — прогнозирование доступности учебного ма­териала;

—физиологических — прогнозирование требований, предъявляе­мых профессией к физиологическим качествам рабочего;

—воспитательных — прогнозирование мероприятий, чтобы с уп­реждением вносить коррективы в содержание обучения;

—педагогических — прогнозирование управленческих функций учебно-воспитательного процесса.

Практика показала, что попытка рассмотрения названных аспек­тов изолированно, в отрыве друг от друга, вне общей системы и пре­емственности обречена на неудачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.