Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении 3 страница




—осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа са­моопределения), что можно считать исходным моментом формирова­ния (развития и саморазвития) полноценного члена общества;

—выделение дальней профессиональной цели (мечты) и соотне­сение ее с другими важными жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми);

—выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем — конкретной специальности и конкретных трудовых постов);

—познание выделенных целей (конкретных профессий, специ­альностей и трудовых постов, а также соответствующих им учебных заведений);

—общая ориентировка в мире профессионального труда (система­тизированное представление о различных профессиях);

—представления о внешних препятствиях на пути к выделенным целям, позволяющее более реалистично оценивать перспективу их достижения;

—знание путей преодоления этих препятствий;

—знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках (образ реального «Я»);

—знание путей преодоления внутренних препятствий и подготов­ка к будущей профессиональной деятельности, а также общее пред­ставление о возможностях и перспективах своего развития (образ идеального «Я» и пути стремления к нему);

—выделение резервных вариантов профессионального и личност­ного самоопределения;


— первоначальная практическая реализация намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекция, что вызвано измене­ниями, происходящими в обществе и производстве, а также измене­ниями, происходящими в самом человеке.

Системообразующим средством формирования профессионально­го самоопределения является специальный интегративный учебный курс для учащихся VIII—XI классов «Твоя профессиональная карье­ра». Он способствует актуализации процесса профессионального са­моопределения за счет включения психологических ресурсов лично­сти и обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда; развития у них способности адаптировать­ся к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.

Профессиональное самоопределение личности осуществляется в процессе преподавания основ наук, экономической, технологиче­ской и профессиональной подготовки. Перспективны профили дифференцированного обучения в специализированных классах и школах гуманитарного, физико-математического, химико-биоло­гического, технического, сельскохозяйственного, экономического и т.п. профилей в учебных цехах, филиалах училищ, лицеях, кол­леджах, мастерских народных умельцев, а также индивидуальное ученичество ремеслу по прикладным художественным видам тру­да. Не менее значимы учебно-производственные комплексы раз­личного профиля, школьные заводы, кооперативы, творческие объединения и др.

Технология (ранее трудовое обучение) как обязательный учеб­ный предмет должна способствовать полноценному владению взаи­мосвязанными способами познания и преобразования окружающего мира, воспитанию и развитию личности школьников.

Начальное профессиональное обучение призвано решать двуединую задачу: обеспечение профессиональных проб для самоопределения в мире профессий; осуществление подготовки к работе по определенной специальности для обеспечения социальной защиты выпускников школ.

Экономическое образование предполагает создание предметной базы для приобретения необходимых знаний, навыков и умений, ор­ганизационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе пред­приимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений.

7.3. Задачи и этапы Содержание профориентацион-

профориентационной работы нои Работы в Учебн°м заведении
сучащимися направлено на углубление про-

профессиональной школы фессионального самоопределения

и развитие учащихся, формирова­ние готовности к эффективному поведению на рынке труда.

Опыт теории и практики профессиональной ориентации позволя­ет выделить три ее этапа для молодежи, поступившей в профессио-


нальную школу: начало учебы — «вводный» этап; период интенсив­ного освоения специальности — «развивающий» этап; окончание и последующее трудоустройство (либо продолжение образования) — «выпускной» этап.

Выделим типичные трудности, характерные для каждого из эта­пов, а также наметим задачи, которые стоят перед педагогами.

Первый этап. Вот типичные трудности этого этапа:

1) незавершенность процесса профессионального самоопределе­ния (приход в учебное заведение обусловлен случайными обстоятель­ствами); 2) низкое качество принятого и реализованного решения (в начале обучения обнаруживаются факты, которые не были учтены прежде); 3) плохое понимание себя, собственных возможностей, цен­ностей, желаний, характера и т.д. 4) поверхностное представление о выбранной профессии, целях, содержании и средствах будущей про­фессиональной деятельности, о профессионально важных качествах, вариантах и особенностях будущей трудовой занятости; 5) смутное видение (отсутствие) образовательной и профессиональной перспек­тивы и плана освоения профессии.

В этот период решаются следующие задачи. Педагоги оказывают помощь в завершении профессионального самоопределения. Вместе с учащимися анализируют желания, возможности и значимость вы­бранной профессии, пытаются выяснить, почему именно эту профес­сию хочется осваивать, за счет чего это можно сделать, каково место и общественное и личное значение выбранной профессии. На этом же этапе уточняется принятое решение.

Ученик должен освоить способы самопознания, обнаружить «об­ласти превосходства», выявить профессионально важные свои каче­ства, а также индивидуальные и личностные ограничители, препят­ствующие будущему профессиональному успеху. Ему надо помочь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости, а также обучении навыкам планирования карьеры.

Решение задач первого этапа позволяет ответить на вопрос «быть или не быть?» в этой профессии, создать настрой на дальнейшее про­фессиональное обучение, обрести устойчивость и энергию для по­вседневных, не всегда легких и приятных учебных действий.

На втором, «развивающем» этапе происходит интенсивное освое­ние специальности. К числу типичных трудностей отнесем такие, как смутное представление жизненных и профессиональных целей, от­сутствие развернутого плана карьеры; размытость недифференциро­ванной позиции профессионала; отсутствие представлений о личной профессиональной траектории; несформированность ряда професси­онально-важных качеств (ПВК); несформированность общекультур­ных и деловых качеств; отсутствие профессионального мастерства.

К числу задач, которые решаются в этот период, отнесем следую­щие: составление развернутого плана карьеры; формирование пози­ции профессионала; определение личностно-ориентированных, гиб­ких путей и способов освоения профессии и вхождения в профессио-


нальную культуру; диагностика (самодиагностика) профессионально важных качеств, их тренинг, формирование основ индивидуального стиля деятельности; развитие общекультурных качеств, навыков анализа, ориентировки в ситуации, саморегуляции, делового обще­ния; формирование профессиональных знаний, навыков и умений.

Решение задач второго этапа позволяет ответить на вопрос «каким быть?», т.е. имеются в виду профессионализм, на который ориентиру­ется учащийся, а также пути, способы и сроки достижения уровня мастерства.

В период окончания и последующего трудоустройства возника­ют такие трудности: неконкретность (отсутствие) плана трудоуст­ройства (или иной формы занятости); отсутствие адаптационной го­товности к поведению на рынке труда; смутное, нереалистичное представление о ситуации на рынке труда; отсутствие эффективных навыков поведения в новой ситуации.

Перечислим задачи, которые решаются на этом этапе: построение реалистичного плана карьеры в процессе вхождения в рынок труда; тренинг навыков адаптации на рабочем месте и в коллективе, а также навыков и способов создания собственного дела; обсуждение ситуа­ции на современном рынке труда, формирование способов анализа ее. Важное значение имеет тренинг навыков поведения на рынке труда: освоение способов составления планов поиска, поискового письма, профессионального резюме, навыков поискового телефонного звон­ка, проведения собеседования с работодателем и т.д.

Решение этих задач позволяет ответить на вопрос «как обеспечить профессиональную реализацию?» за счет построения плана карьеры и формирования готовности к активному поведению на рынке труда.

7.4. Задачи, содержание и Целью профессионального отбо-

методы профессионального ра является прогнозирование при-

отбора годности человека к овладению

профессией, специальностью, до­стижения им требуемого уровня мастерства, успешности выполнения профессиональных обязанностей на трудовом посту.

Условно можно выделить два основных смысла профессионально­го отбора. Первый связан с выявлением готовности человека к конк­ретной профессиональной деятельности в данный момент. Второй смысл состоит в том, чтобы построить прогноз успешности (или неус­пешности) профессионального развития данного человека в конкрет­ной деятельности. В данном случае психолог-профконсультант имеет дело с человеком развивающимся, у которого еще все впереди, в том числе и в плане подготовки к профессии.

Выделим следующие направления профессионального отбора: 1) «отсев» претендентов на профессии с особыми условиями труда, проводимый, как правило, уже при трудоустройстве человека (в шко­ле такая работа может носить лишь предварительный характер, но ни в коем случае обязательный); 2) профессиональный отбор (подбор)


человека применительно к массовым, т.е. пригодным для большинст­ва профессий (поскольку по своим способностям многие люди для таких профессий пригодны, то особую значимость приобретает пси­хологическая диагностика учащихся); 3) профотбор по медико-пси­хологическим основаниям (лучше проводить в тесном взаимодейст­вии с врачами, психофизиологами или клиническими психологами); 4) психологическая диагностика профессиональной готовности и ее корректировка непосредственно в ходе профессиональной подготовки и последующей деятельности; 5) построение долгосрочного прогноза успешности профессионального развития человека применительно к конкретной деятельности, т.е. выявление наиболее перспективных для данной деятельности претендентов не на основании имеющихся качеств, а на основании прогноза их развития.

Разнообразные направления профотбора обусловливают необхо­димость поиска и конструирования соответствующих методов работы профконсультанта. Метод наблюдения может оказаться достаточно эффективным, если использовать его грамотно, т.е. знать, что именно наблюдать, как фиксировать и интерпретировать результаты наблю­дения. Идеалом использования данного метода является постепенное формирование готовности учащегося к самонаблюдению (самопозна­нию, самодиагностике).

Немало полезной информации о развитии профессиональных спо­собностей можно получить с помощью тестов. Результаты использо­вания подобных методик нередко создают у молодежи дополнитель­ный интерес к себе, к своим профессионально важным качествам. В диагностике и самодиагностике способностей важно научить учащих­ся простым и понятным средствам самооценки. Для этого можно ис­пользовать, например, опросники самооценки, специальные схемы анализа и самоанализа ситуаций профессионального и жизненного самоопределения.

Метод беседы также может оказаться очень эффективным средст­вом профессионального отбора. Беседы бывают стандартизированны­ми (стандартизированное интервью), когда у психолога имеется пе­речень обязательных вопросов, а также относительно свободными (открытое интервью), позволяющими касаться самых различных и неожиданных вопросов. Умело организованная беседа часто позволя­ет получить более качественную информацию, чем это удается с помощью психодиагностических методик (тестов).

В ходе профессиональной подготовки и выполнения непосредственной работы в целях коррекции и развития профессионально важных качеств могут быть использованы элементы профотбора с использованием таких методов, как специальные тренажеры, моделирующие основные трудо­вые действия и выявляющие готовность человека эти действия выполнять. В этих целях могут быть использованы различные задания и задачи в соответствии с осваиваемой профессиональной деятельностью. Такого ро­да профессиональный отбор может проводить преподаватель-специалист, если он предварительно ознакомлен с его основами.


Несколько сложнее обстоит дело с методами долгосрочного про­гнозирования профессиональной успешности будущей работы, оце­нить перспективы своего развития. Этим целям служат различные профориентационные игры, специальные карточные профконсульта-ционные методики, позволяющие моделировать этапы профессио­нального пути человека и дающие возможность участнику таких иг­ровых процедур «проговаривать» свои будущие действия, а консуль­танту такие методики позволяют в общих чертах оценить, насколько обоснованно действует подросток, насколько способен реализовать свои профессиональные намерения.

Выбирая и используя методы профотбора, необходимо отчетли­во понимать, какие задачи и на каком уровне специалист решает при оказании помощи в профессиональном самоопределении уча­щемуся.

7.5. Содержание, формы и Профессиональную адаптацию

методы профессиональной человека нельзя сводить только к

адаптации приспособлению его организма к

природным условиям. Человека, его сознание, поведение, ориентации, потребности и т.д. формирует общество, поэтому адаптация его к среде не ограничивается рамками биологического приспособления. Этот процесс приобретает качест­венно новый характер. Когда на определенных этапах человек спосо­бен приспособить среду «к себе» и использовать ее «для себя». Адап­тация человека — сложное явление, включающее не только сохране­ние и применение в данных условиях своих биологических, но и социальных функций: способности участвовать в общественно полез­ном труде, осуществлять свою творческую деятельность, создавать оптимальные условия для физического, духовного и социального бла­гополучия. Процесс адаптации человека включает в себя сложные, многогранные взаимоотношения с внешней средой.

Профессиональная адаптация — длительный процесс, включаю­щий два этапа: подготовительный и непосредственный. Непосредст­венный этап осуществляется уже в ходе профессиональной деятель­ности на производстве. Но гораздо большее значение имеет подгото­вительный этап профориентации как психологическая подготовка к тому виду труда, который подростку предстоит выполнять (или обу­чаться ему) после окончания школы. Профадаптация во многом оп­ределяется тем, насколько успешно будущий работник, получив спе­циальность, освоил необходимый минимум знаний (когнитивный компонент); навыков и умений (операциональный компонент); в ка­кой степени он обладает чувством долга, ответственности, дисципли­нированности, проявляет уважение к коллегам (нравственный ком­понент); насколько быстро запоминает определенные взаимосвязи и какой стиль мышления использует для анализа этих связей (имма­нентный компонент); насколько творчески относится к своей трудо­вой роли (креативный компонент).


Среди факторов, влияющих на процесс адаптации молодежи к труду, выделим следующие: объем знаний о профессиях, востребо­ванных рынком труда на ближайшую и дальнюю перспективу; поло­жительная мотивация, влияющая на формирование устойчивого ин­тереса к труду, склонности и стремления реализовать себя в профес­сиональной деятельности; морально-психологическая подготовка, обеспечивающая формирование эмоционально-нравственного отно­шения к профессии; способность и готовность, способствующие ус­пешному вхождению в профессиональную, социальную деятельность трудового коллектива.

Среди активных форм, обеспечивающих реализацию указанных факторов, успешно зарекомендовали себя на практике следующие: экскурсии, оборудование адаптационных рабочих мест для подрост­ков, составление адаптационных программ, проведение производст­венной практики под руководством опытных наставников, организа­ция трудовых объединений на производстве; направленность всех учебных дисциплин на связь с жизнью, производственным, социо­культурным окружением; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки на широкой политехнической основе; экономическое образование и воспитание учащихся на конкретных и реальных фактах.

Важнейшим условием эффективной адаптации молодежи являет­ся система подготовки «гибкого работника», цель которой — отбор и обучение не по одной, а по двум-трем специальностям с обязатель­ным повышении квалификации на протяжении всей трудовой дея­тельности. Реализации этого условия служат: обучение учащихся по индивидуальным программам и индивидуальным планам; организа­ция профессиональных проб в различных сферах труда: человек — человек; человек — природа; человек — техника; человек — знако­вая система; целевая профессиональная подготовка молодежи, прошед­шей обучение с учетом специфики будущей деятельности и готовой вы­полнять работу в конкретной должности на конкретном рабочем месте. Например, слесаря-монтажника, слесаря-ремонтника, слесаря механо­сборочных работ и др.

В заключение назовем основные педагогические принципы, с по­мощью которых обеспечивается успешность адаптационных процес­сов учащихся:

совместная деятельность, в которой учащийся выступает не как объект обучения и воспитания, а как субъект — активный участник и сотворец;

интенсификация, достигаемая за счет интегрирования содержа­ния подготовки к профессиональной адаптации, использования ак­тивных, инновационных методов, средств обучения и воспитания, создания вариативных программ для индивидуальной адаптации;

перемена ролей, реализуемая на основе личностно-ролевого под­хода к обучению, интенсификация профессиональной подготовки пу­тем организации содержательного и целенаправленного обучения


подростков с преподавателями, мастерами производственного обуче­ния, специалистами трудового коллектива, родителями, в форме кол­лективно-группового обучения, что способствует формированию у них навыков самооценки и взаимооценки личностных качеств, само­познанию и самоопределению;

единство формирующего и диагностического подходов с уче­том индивидуализации процесса профессиональной адаптации в условиях конкретной профессиональной деятельности, что требует использования диагностики личности, результаты которой служат основанием для разработки и различных вариантов адаптацион­ных средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.