КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические особенности гуманистической философии образования. 1 страница
Теория классового характера воспитания. Классовая борьба (по К. Марксу) — постоянный спутник развития человечества. Она порождает классовое воспитание, имеющее исторический характер. При смене эпох меняются ценности воспитания, но одна остается неизменной. Классовая ненависть приводит в движение массы угнетенных, поднимает их на борьбу с эксплуататорами. Таким образом, осуществляется общественное развитие, т. е. прогресс человечества. Дети живут не столько разумом, сколько чувствами. Воспитание чувств на основе ненависти — самой простой из наиболее приближенных к природе животных эмоций — эффективно способствует социальному прогрессу. Идея борьбы порождает идеологию двоичной (бинарной) оппозиционности в образовании: истинное, точное, абсолютное, конкретное знание материально, оно противостоит ложному, абстрактному, недостоверному идеалистическому (буржуазному, реакционному) знанию, которое в соответствии с законами диалектики должно быть бескомпромиссно уничтожено как слабое. Формирование образа врага сочетается с формированием идеального образа строителя коммунизма. Смысл воспитания —перевоспитание и воспитание необходимых для нарастающей классовой борьбы сильных качеств личности. 2. Теория диктатуры пролетариата. «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами» (В. И. Ленин). Диктатура пролета- риата поддерживается диктатом фромирующего образования. Главным в воспитании становится не развитие личности, а управление ее сознанием. Смысл не порождается, а привносится в сознание как научно установленная, диктуемая истина. Нука, искусство, образование служат общественным потребностям, привнося недостающие ценности в сознание посредством заучивания основополагающих, правильных положенияй диалектического материализма. Смысл и содержание воспитания — диктатура коммунистических ценностей — однозначная уверенность в правоте большинства, его силы и исключительности, непреклонности, приоритет стандарта мышления над инакомыслием. Средства воспитания — методы формирования сознания.
3. Теория коммунистической нравственности. «Наша нравственность выводится из интересов пролетариата... нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского строя» (В. И. Ленин). Нравственно то, что соответствует интересам массы, одухотворенной целью всеобщего равенства. Но религиозная мораль, имеющая ту же цель, безнравственна, так как является опиумом для народа». Она заменяется коммунистической моралью, где нравственно «убивать, уничтожать, камня на камне не оставлять, когда это не на пользу революции, но в другом случае—гладьте по голове, называйте А. Македонским, если это на пользу революции» (В. И. Ленин). Смысл и содержание воспитания — целесообразность (цель оправдывает средства), приоритет коллектива (общественного) над частным (личностью), обобществление и усреднение личности, организация вместо самостоятельности, активизм вместо активности, сознательность вместо сознания. Средства воспитания — методы формирования личности в коллективе. Философия диалектического материализма, ставшая государственной философией в СССР, определяла и предписывала человеку правила жизни. Она исходила из уважения к естественным науками и технике, как порождениям человеческого разума. На этом фундаменте выстраивалась уверенность, что основа всей действительности, в том числе и духовной — материальная, следовательно, она может быть просчитана и предсказана так же. как действие физических или химических законов.
Марксизм утверждал, что все идеи, как «выражения материальных отношений» не существуют, но возведены буржуазией в ранг духовных сущностей для обмана. По Марксу, 5. Зак. 4121 65 речь идет об идеологической надстройке над действительностью, о недопустимой идеизации материальных данностей. Следовательно, идеизация, как мыслительный акт, посредством которого сущность вещи постигается или полагается как ее идея, недоступна, как и мысль, являющаяся частью процесса мышления, или же его результатом, т. е. идеей. К таким же «ложным ценностям» марксизм относит и то, перед чем он бессилен, а именно — все решающие человеческие проблемы — сознание, существование, смысл и цель жизни, выбор, сомнение, стыд, нравственность и т. д., определяемые как «мнимые». Неудивительно, что марксизм, будучи по сути и результативности влияния теорий предвзятых и упрощенных установок, так страстно отрицал не только свою причастность к идеологии, но и ее истинность. Самоисключающая тенденциозность марксизма сегодня достаточно изучена на теоретическом уровне, чтобы дополнительно доказывать его научную несостоятельность. Однако на уровне перевода педагогической теории в практику сохраняется феномен возврата к марксистским идеологическим ценностям. Суть феномена в том, что называя идеологию «формой ограниченного сознания», Маркс создал методологическую основу именно такой идеологии. В соответствии с такой установкой идеология образования ориентируется на формирование экстериальной позиции личности, у которой воспитывается потребность изыскивать причины происходящего с ней во внешних условиях, полагаться на государство, среду, образование, а не на себя в этих институтах. Отказ от идеологии таких «нормативов» очевиден. Но отсутствие идейной (по сути — идеологической) базы нормирования образования возвращает педагогику к тому, от чего требуется отказаться. Другая идеологическая крайность — увлечение зарубежным опытом — приводит к идеологическому и методологическому нигилизму. Предпочтение отдается конкретным технологиям, не имеющим общего основания, а потому возможным к использованию только в жестко определенных автором, обусловленных его личностными особенностями мировосприятия условиях. При этом упускается из виду, что до сих пор не удалось создать на Западе такую педагогическую концепцию, которая бы органически вписывалась в целостную философско-педагогическую картину мироздания.
Неотягощенное мыслительной деятельностью обыденное сознание ностальгирует по «добрым старым временам». Такой наиболее распространенный тип массового сознания восстанавливает потребность в безмысленном делегировании ответственности за свои действия бытию, среде, коллективу — всему тому, что, по Марксу, определяет сознание. Эта потребность свойственна человеческому сознанию как родовой инстинкт, связывающий его со всем животным миром. Животные инстинкты человека востребуются образованием гораздо быстрее и эффективнее, чем духовные задатки. Вместе с тем, человеку свойственна и другая, более высокая, духовная потребность — осуществлять, реализовывать себя в поступках, творчестве, других людях — во всем том, что выделяет человека из животного мира. Но именно к животным инстинктам апеллирует марксизм, обосновывая воспитательные приоритеты бытия над сознанием, среды над индивидом. коллектива над личностью, жестокого, быстрого и прямого пути к цели через насилие над трудным, извилистым и мучительным путем размышлений. Одной из наименее проясненных проблем современной философии образования продолжает оставаться оценка роли российской революционной демократии в развитии отечественного просвещения. Проблемность состоит в противоречии между придаваемым в учебниках данному направлению характеристик гуманного основоположения образования и его реальной, достаточно антигуманной сущностью. Противоречие усугубляется законодательно оформленным (ЗаконРФ «Об образовании») требованием реальной гуманизации образования в целом. Существо проблемы определяется отсутствием в современной учебно-методической литературе обращений к феномену трансформации традиционных национальных духовных ценностей в государственной идеологии России XIX века и весьма странным преломлением этого феномена в философии российских революционных демократов.
Современная философия определяет реальные источники перехода государственной идеологии России от приоритета духовности к приоритету полезности. По мнению А. Ф. Замалеева (8), коренной переворот в социальной жизни, произведенный реформами Петра I, способствовал быстрому освобождению духовной культуры от влияния православия. На авансцену государственной идеологии выступает антропоцентристская (центрированная на человеке) мораль. Ее сущностью становится автономность, независимость от вероисповедных законоположений церкви. Первым долгом человека провозглашается труд. Его полезность определяется тем, что он одновременно выступает источником благополучия и нейтрализатором пороков. Осознание истинных потребностей и их разумное удовлетворение составляют предпосылку нравственного самосовершенствования личности, его блага. Это просветительское отождествление социологического принципа блага с этической нормой послужило толчком для возведения полезности, необходимости в превосходную степень в идеологии русских революционных демократов. Согласно Н. Г. Чернышевскому, «нравственность», «добро» — это общие понятия, смысл которых раскрывается исключительно в понятии пользы. Разница между добром и пользой — чисто количественная: добро есть не что иное, как большая польза. Неверное противопоставление добра и пользы обусловлено, по мнению Н. Г. Чернышевского, представлением «старой» этики о человеке, как о существе с «другой натурой», т. е. с нематериальной душой. Философия революционных демократов, основанная на антропологизме, исходит из выработанной естественными науками идеи о единстве человеческого организма; она «видит в нем то, что видят медицина, физиология, химия». Таким образом без особых затруднений разрешался и «головоломный вопрос: доброе или злое существо человек?». «При первом приложении научного анализа, — писал Чернышевский, вся штука оказывается простою до крайности... Добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим. Человеческой натуры нельзя тут ни бранить за одно, ни хвалить за другое; все зависит от обстоятельств, отношений» (19). Очевидно, что для Чернышевского область нравственного — это лишь своего рода функциональный придаток физиологического, которое в свою очередь «запускается», приводится в действие социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добр, при других — зол. Чтобы направить его в сторону нравственного развития, необходимо Прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать социальность. Предпринятый Чернышевским «научный анализ» награждал человека пожизненной индульгенцией, особождавшей его от «внутреннего голоса», самооценки. Для такого человека страсть к разрушению превосходит страсть к творчеству, духовному совершенству. Он превращается исключительно в политическое существо, не связанное ни с какой традиционной моралью. Его идеалом оказывается одно: «...что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть» (Д. С. Писарев). На примере Чернышевского и его последователей отчетливо видно, что сам по себе гуманизм, сколь бы возвышенными не казались его стремления, еще не в состоянии облагородить человека, если его внутренние убеждения находятся в разладе с нравственностью, моралью. Он непременно приходит к нигилизму, причем не только к социальному, но и духовному. А это уже тупик, высший предел ложного самоутверждения человека, когда «гуманизм переходит в антигуманизм» (Н. А. Бердяев). Не так давно из огромной плеяды российских философов дозволялось «руководствоваться основоположениями» весьма ограниченного перечня имен. До сих пор находящиеся в программах всех гуманитарных предметов труды В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского представляют российскую естественно-научную философскую школу. Каждый философ стоял у истоков российской революционной социал-демократии. Все они утверждали идеи гуманизма, оставаясь сторонниками насильственных средств их достижения. Провозглашая гуманизм как главную человеческую ценность, Н. Г. Чернышевский разделял его на «мягкотелый», т. е. либеральный, и «конкретный», т. е. допускающий жестокость. В связи с последним определением он считал гуманным призывать Россию «к топору» для утверждения этого идеала. Таким образом конкретный гуманизм стал идеологией бескомпромиссного террора, обесценив смысл понятия «гуманизм». Эта позиция, основанная на мнимом знании абсолютных истин, состоит в необходимости убедить (средствами образования — в первую очередь) безграмотную массу в возможности достичь «светлого завтра» силой массы, а не силой разума. Пожалуй, только А. И. Герцен, переживший мучительное разочарование после поражения революции 1848 г. во Франции, пришел к выводу о неоправданности революционного насилия. Для социального созидания, считал А. И. Герцен, необходимы «построяющие идеи», нужно развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри», — утверждал он. Но «построяющие идеи» российского материализма были заимствованы из марксистских постулатов, олицетворявших определенный срез западной ментальности. Механическое заимствование не оставляло места нравственной рефлексии, столь свойственной российскому менталитету. На этой философско-идеологической базе сформировалась концепция коммунистического воспитания. Главной ценностью данной концепции становится идеология привнесения готовых смыслов, их внедрение в сознание развивающейся личности. На этой методологической основе выстраивается главная гносеологическая производная философско-идеологического обоснования советского образования — системно-деятельностный подход. Гносеологическая функция методологии — это функция перевода основоположений науки в педагогическую теорию и далее — в практику. Она проявляет результагивность методологии, представляя философские абстракции в конкретных концепциях, теориях, подходах Основным содержанием образования определяются его системный и деятельностный характер. Деятельность первична по отношению к развитию человека, поскольку формирует его сознание. Учащийся принципиально отчуждается от участия в постановке целей и планирования учебной и воспитательной деятельности, от их организации и регулирования, анализа и оценки. Вся работа по активизации и переводу ученика в позицию субъекта познания, труда и общения делегируется учителю, как «главному действующему лицу» образовательных процессов. Жесткая регламентация учебного и внеурочного времени принуждает ученика принять организованную извне деятельность Таким образом, внешне по отношению к ребенку научные знания и духовные ценности интериоризируются, т. е. автоматически становятся достоянием его сознания. Субъектность познающего сознания, его автономность, критичность, сопротивляемость и др. личностные структуры не рассматриваются в качестве источников и механизмов образования. Более того, односторонняя активность учителя, представленная системными воздействиями, блокирует собственно процесс развития, лишая его практически всех присутствующих в личностных структурах сознания развивающих характеристик. Таким образом, реализуются идеи основоположников марксизма-ленинизма о принципиальном недопущении субъектной активности личности учащегося в образовательные процессы. По мнению философов-гуманистов, достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т. е. одинаково значимой для всех. Философская достоверность — это убеждение человека в чем-либо, в достижении чего убедительность оснований, логика их построений дополняются значениями и смыслами, возникающими у каждого, кто пытается познать какую-либо истину. В связи с этим образование получает новые ориентиры. В гуманистической философии речь идет о целостности бытия, которая присуща каждому человеку, но востребуется далеко не всеми. Это и есть истина, но истина для человека прежде всего — как знание о себе. Там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. Смысл философии, по мнению К. Ясперса (1883—1969), состоит в пробуждении человека к целостной, т. е. истинной жизни: «там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия». Для гуманистической философии образования предметом исследования являются не столько связи между явлениями, сколько смысл, возникающий при познании действия этих связей. Смысл не может быть привнесен извне, поэтому значимым определяется познание смыслового содержания тех связей, причин, ценностей мирового сознания, в которых «человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир, и самого себя» (Н. Гартман). В широком смысле гуманистическую философию образования можно отнести к философии жизни тек любой философской школе, которая так или иначе ставит вопросы о смысле, цели, ценности жизни, о совести, сознании стыде Она Дает на них ответы, но эти ответы — не абсолютная истина, а один из наиболее продуманных, субъективных вариантов ее понимания, ориентир для дополнения миллионами Других пониманий. Как научная школа философия жизни стоит на стороне чувства, неподдельной полноты непосред- ственного переживания, которое неотделимо от смысловой нагрузки явлений. Наиболее известные представители этого направления — Парацельс, Гердер, Гете, Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Клагес. Одним из важнейших последствий, прикладным результатом развития идей философии жизни, явилось возникновение наиболее весомого направления современной философии — экзистенциализма. Как философия существования (от лат. sxistentia — существование), экзистенциализм унаследовал идеи философии жизни, оправдания человека (антроподицеи) в противовес классической философии оправдания Бога (теодицеи) и философии материализма — оправдания материального, его приоритета над духовным. Датский философ Серен Кьеркегор (1813—1855), предшествовавший оформлению антроподицеи в экзистенциализм, справедливо полагал, что у каждого столетия есть своя безнравственность. В XIX веке она проявилась в материалистической философии марксизма, поставившего во главу угла «главную безнравственность» этого столетия — стремление всякого индивидуального, единичного «забыться в общем». Для новой философии главным стало — вглядеться, вчувствоваться в человеческую жизнь, человеческие страдания. Задача философии — помочь человеку глубже понять и приложить к себе процессы выбора между добром и злом, найти истины, не просто близкие и понятные, но и неотделимые от него. Человек должен сам открыть такую истину, ради которой ему бы хотелось жить и умереть Экзистенциализм, как философия человека, противопоставлен в первую очередь, философии идей и духовных продуктов предназначенных для употребления «в готовом виде». Центральная проблема экзистенциализма — положение личности в мире. Выход из трагического положения человека, пребывающего в современном обществе (как в развитом, так и в нашем) в состояних одиночества, несвободы, разобщенности, он видит в способности индивида преодолеть свое «неистинное», «неподлинное» существование, обрести свойственную только ему экзистенцию (бытие). Истинное бытие человека не детерминировано объективно, а свободно выбирается им по собственному замыслу-проекту. Человек ответствен за свое бытие, он совершает выбор в полном одиночестве, повинуясь своему абсолютно свободному моральному замыслу, который определен Богом. Позиция оправдания сущности человека была весьма привлекательна в эпоху борьбы с зарождающимся технократизмом. Экзистенциализм, унаследовавший от философии жизни радикальное противопоставление рационального и иррационального, выступает, скорее, за несогласие с засилием уничтожающих человеческое в личности, прагматичных подходов, нежели за реальную систему поддержки личности во все усложняющейся жизни. Тем не менее, и философии жизни, и экзистенциализму, со всем их радикализмом и скепсисом, можно «простить» нежелание понять «объективное» положение вещей. В начале XX века философия жизни находит неожиданное подтверждение своих предположений в естественных науках. Такие глобальные открытия, как теория относительности А. Эйнштейна, кибернетическая теория Н. Винера, принцип дополнительности Н. Бора поставили под сомнение действенность заимствованной Марксом у Гегеля идеи о единственной возможности снятия противоположностей посредством «качественного сдвига», т. е. насильственно организованного революционного скачка. Образовательный смысл этих открытий наиболее концентрированно представлен в квантовой теории принципом комплементарности (от лат. complementum — дополнение): противоположности уходят не посредством снятия, а за счет сочетания, взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей. Для философского обеспечения гуманистического образования это открытие имело методологическое значение. На смену необходимости ломать и подгонять развивающегося человека средствами воспитания к некоей совершенной модели личности приходит необходимость плавного и осторожного развития «человеческого измерения»; не человек создается в соответствии с требованиями общества и государства, а эти структуры переходят на службу человеку, его потребностям; не общество оценивает личность, а личность определяет ценность общества для нее с правом свободного выбора наиболее подходящего общества; воспитание пронизывает не идея диктатуры «объективных» требований, а идея поиска компромисса, сочетающего противоположности общества и личности. Новые ценности гуманистического характера, обеспечиваются новым гуманистическим содержанием философского обоснования методологии воспитания. Его специфика состоит во множественности философских позиций, объединенных об- щей гуманстической идеей — приоритета интересов личности, добровольности и самодеятельности ее решений над задаваемыми извне интересами. Принцип комплементарное™ имеет и философско-педагогическую трактовку. Английский философ Герберт Спенсер (1820—1903) помещает в основу нравственности не борьбу, а стремление к счастью, которое является моментом всеобщей эволюции. В ходе эволюции нравственность выступает средством смягчения, свойственной обществу и природе, борьбы между эгоизмом и альтруизмом. Именно здесь расположено основное место приложения сил учителя, как лица, ненасильственно управляющего нравственным становлением ученика. Главной целью воспитания философии Спенсера является устранение всяческих противоречий между личностью и обществом, установление их равновесия. Действия индивида, направленные на удовлетворение своих потребностей, одновременно способствуют удовлетворению потребностей всего общества. Противоположности устраняются не посредством противоборства, а за счет их сочетания в соответствии с концепцией дополнительности, синергетическими основоположениями тринитарной методологии, теориями конвергенции и стратификации, принципом комплементарности (Н. Бор, Дж. Гэлбрейт, И. Пригожий, П. Сорокин, Я Тинберген, А. Эйнштейн). В соответствии с этими идеями педагогическое воздействие уступает место взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся личности, диалогу. В отчественной философии такие ориентиры привносит этика творчества Н. А. Бердяева (1874—1948). Классовой борьбе противопоставляется внутреннее духовное освобождение личности посредством творчества, при котором каждый свободный его акт обеспечивает прорыв духовно-божественного, космического разума в сферу земного, их взаимодополняемость и подъем на новый уровень развития. Бог, по Бердяеву, не управляет порабощенным миром, а открывается ему, благодаря чему этика творчества позволяет человеку ответить на зов Бога. Не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке. В связи с этим цель воспитания рассматривается как создание условий, позволяющих ненасильственно раскрыть творческий потенциал человека нa путях нравственного самопознания. Развитие этой темы дает Д. Л. Андреев (1906—1959), чье философское истолкование педагогики, как синтеза науки и искусства, является не просто производным гуманистической философии, но определяется как средство прорыва человечества к новым, еще слабо осознаваемым вершинам метазнания. Оно объединяет все человечество в космическом информационно-энергетическом потоке, данном людям в качестве предзнания, с которым человек рождается, но утрачивает его под, воздействием существующих систем образования. Одной из особенностей современной философии становится то, что не только она задает ориентиры для образования, но во многом сама определяется научными открытиями. Открытия современных «точных» наук подтверждают предвидение Д. Л. Андреева. Они определяют одним из новых философских приоритетов методологии образования ориентир на интуитивное, внелогическое и неимперическое познание. Ученые все больше убеждаются в том, что «чем глубже погружаешься в физические проблемы, тем больше убеждаешься, что одной физикой там не обходится, чего-то существенного не хватает» (15). По мнению академика А. Сахарова, в мире существует нечто вне материн и ее законов, нечто, что отепляет мир. Это чувство можно считать религиозным, если понимать под религиозностью чувство осмысленности мироздания, что оно — не случайное собрание молекул, а нечто, имеющее смысл, цель. Для науки наступает эра интуитивизма, вневербальных и внелогических связей. Религиозное чувство — ощущение своей сопричастности грандиозным космическим процессам — было очень важно в далекой древности. Человек, который не просто знает, как это знает ученый, что есть галактики, а который чувствует, не понимая этого, может быть, даже не умея писать, но чувствует, что Вселенная как-то в нем отражается, — такой человек может подсознательно реагировать на процессы, идущие в окружающем его близком или далеком космосе. И в результате знает как бы больше, чем это дает логика. Есть примеры такого знания: многие животные «знают», какой будет предстоящая зима, и соответственно к ней готовятся; покидают места, где произойдет катастрофа. Первобытный человек тоже обладал такими способностями, ведь они были жизненно необходимы. Особо чувствительные становились во главе племени, были шаманами, знахарями. Затем эта способность была вытеснена логикой. Но генетически задатки сохранились, о чем свидетельствует постоянная тяга человека к целостному познанию. Генетическая одаренность (не только религиозная), связана с независимостью характера, которая и помогает выстаивать под давлением общих мнений. Независимость характера как бы дается впридачу к таланту изначально. Определенные философские уточнения в развитие современной методологии образования вносят открытия наук которые, казалось бы, отношения к нему не имеют. В интервью президента НИИ квантовой генетики П. П. Гаряева приводятся доказательства того, что гены могут существовать не только в материальной оболочке ДНК и РНК, но и в форме электромагнитного и акустического полей. Квантовая генетика имеет дело не с веществом, а с волной, с полем, с энергией. Природа генетической программы — энергетическая. Без определенной среды — энергетического поля, контекста — они утрачивают первоначально заданный им смысл, т. е. генетическую информацию. Контекст — это качество, фундаментально присущее природе. И человеческой речи, как части природы. Фраза, вырванная из первоначального контекста, теряет смысл. Событийный ряд задает целостную структуру, в которой фраза работает семантически точно. Смысл генетической молекулы может быть правильно считан только в родном событийном контексте, когда структура работает как единое неразобщенное целое. Даже малая неточность контекста дает полное извращение смысла. Философ В. В. Налимов рассматривает мир как семантическую вселенную, а человека — как самосчитываемый текст. В генетической книге достаточно сместить только первую букву и весь дальнейший текст будет иметь другой смысл. Наш организм постоянно читает эту книгу. Из бесконечного числа глав он читает ту, что ему в данный момент нужна. Выбирает самостоятельно, но малейшая раскоординация приводит к патологиям. (Раскоординируют, как правило, внешние вмешательства). Основная информационная фигура — в нас самих: это наш генетический аппарат. Он заведует не только передачей наследственных черт. Нас можно сравнить с самосчитываемым текстом, где постоянно происходит обмен информацией между молекулами нашего организма. Чтобы повлиять на другого человека необходимо войти в его семантическое поле, знать законы его функционирования, знать его грамматику. Все грамматики в своей стратегии универсальны — на каком языке вы бы ни обращались к генетическому аппара- ту — он понимает. Не только вербальную речь, но и жест, позу, выражение глаз, интонацию, т. е. кодировку тоном — все это тоже речь. Тексты ДНК и РНК подчиняются общим законам универсальной грамматики. Если вы знаете грамматику, то можете существенно повлиять на человека. Но уровень влияния определяется уровнем значительности вашей личности (экспериментально доказано при замерах влияния словесного воздействия на семена пшеницы и ячменя: при чтении одного и того же текста пораженные радиацией семена выздоравливают, если текст читается интересным и глубоким человеком, вносящим в чтение личностное отношение).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |