Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила для самонаблюдения




1. Мысленно отделите «Я», которое будет Вас наблюдать. oт «Я», которого вы будете наблюдать, т. е. наблюдайте се­бя как бы со стороны.

2. Наблюдайте себя так, как если бы Вы совсем не зна­ли и не наблюдали себя.

3. Уточните, выделите то, что вы хотите наблюдать (на­пример, можно выделить мыслительную, эмоциональную, во­левую или любую другую сферу Вашей жизнедеятельности).

4. Найдите, как наилучшим образом регистрировать (за­писывать, хронометрировать, записывать на магнитофон, на видеокассету и т. д.) то, что вы выбрали для самонаблюде­ния в качестве предмета.

5. Продумайте, как вы будете систематизировать то, что вы наблюдали.

6. Определите способы анализа и объяснения того, что' вы обнаруживаете в результате наблюдения.

7. Извлеките из результатов самонаблюдения максималь­ную пользу для саморазвития.

8. Для самонаблюдения необходимо многое, но прежде всего — ваша искренность, честность перед самим собой.

В качестве первого объекта для самонаблюдения можно' взять какой-либо ваш типичный недостаток, например, рас­сеянность. Продумайте и определите характерные ситуации. в которых Вы допускаете рассеянность. Нелишне проанали­зировать и ваши наиболее типичные привычки, особенности характера, другие личностные качества, которые создают как бы основу вашей рассеянности и даже усугубляют ее.

Осуществляя самонаблюдение, необходимо делать это не­предвзято, нужно как бы посмотреть на Самого себя впер­вые, отбросить все результаты предыдущих самонаблюдений, так как весь предыдущий материал часто основан на невер­ных установках.

Анализируя психологические особенности и механизмы творческой самореализации личности, нельзя не отметить, что одно из важнейших качеств, присущее творческой личности — это наличие Великой Достойной Цели. Действитель­но, для того, чтобы творческая личность состоялась, реали­зовала весь свой творческий потенциал, очень важно иметь «сумасшедшую» идею, иметь Великую Достойную Цель, ко­торая, как это обосновывает И. М. Верткин, должна отвечать.

следующим 10 критериям (характеристики критериев дают­ся с сокращениями):

Цель обязательно должна быть:

— новой или ранее не достигнутой;

— общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни;

— конкретной: не общие благие намерения, а четко оп­ределенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня;

— не быть излишне узкой; конкретная цель должна иметь выход на глобальные проблемы;

— выбранную цель можно назвать эквивалентом собст­венной жизни;

— новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что, зачастую воспринимается окружающим миром как еретическая;

— именно поэтому при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция;

— достойная цель — это личная цель человека или не­большой команды;

— достойная цель должна быть независимой от сложно­го, дорогостоящего дефицитного оборудования, которое мо­жет быть только у больших коллективов;

— последнее "требование не подкреплено объективными фактами и тем не менее, выбирая достойную цель, надо стре­миться к тому, чтобы цель была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности чело­века, за нее берущегося. Это не означает, что цель останет­ся недостигнутой: человеку доступно все. Но достижение та­кой цели — это спор с самим собой (2).

Оптимальный возраст для выбора достойной цели, как считает И. М. Верткин — 13—15 лет. Именно в этом возра­сте наступает пик в развитии многих творческих замыслов.

«Препарирование» цели. С чего начинается планирование?

1. Определите стратегические, долгосрочные, главные це­ли. Проанализируйте их реальность и выполнимость.

2. Постройте «дерево» целей.

3. Классифицируйте цели: а) с точки зрения их важно­сти; б) вероятности выполнения; в) от кого зависит их вы­полнение: от вас или от друзей?

4. Распишите цели: а) на перспективу, допустим, на бли­жайшие три года; б) на год, на месяц;в)на неделю; г) на день.

5. Проанализируйте еще раз, все ли цели реально дости­жимы.

6. Исключите цели, без достижения которых можно впол­не обейтись.

Фирма «Тайм-Менеджер» (США) вводит понятия «сло­новая задача», «слоновая техника» и широко их использует при обучении менеджеров решению очень сложных проблем и задач. Есть задачи, которые настолько сложны, что образ­но их можно сравнить с величиной слона.

Примеры «слоновых задач»: выучить иностранный язык, научиться использовать персональный компьютер, бросить курить, похудеть и т. п. Решить такие задачи за короткое время, как правило, не удается, как и, образно говоря, ни­кому за один прием не удается съесть слона, каким бы ап­петитом он ни обладал.

К решению «слоновой задачи» можно приступить двумя способами:

1. Отодвинуть их решение. Знакомая ситуация — ново­годний вечер. Анализируя план на следующий год, нам бы­вает несложно в своих намерениях на следующий год вы­учить два иностранных языка, научиться играть на гитаре и т. д.

2. Разрезать их на маленькие, доступные кусочки. Это единственный метод, ведущий к заглатыванию слона, т. е. к результату. «Слоновая техника» «Тайм-менеджера» будет Ва­шим решением проблемы:

— разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;

— предназначьте заглатывание отдельных кусочков при­ложении к выполняемым вами повседневным, обыденным делам;

— позаботьтесь о том, чтобы вы ели одного и того же «слона», пока от него ничего не останется;

— не надо ежедневно переживать из-за этих больших «слонов». Отнеситесь к «слонам» как к большим, красивым и впечатляющим животным, какими они и являются. Отне­ситесь к «слонам» как к захватывающим возможностям. Со­средоточьтесь на «слоновом» бифштексе» дня и будете доволь­ны, когда задача дня выполнена. Вы на пути к решению су­щественной задачи. Вы укрепите ваше хорошее самочувствие

и облегчите возможность наслаждаться жизнью здесь и сей­час.

Слишком много людей напрасно мучают себя из-за «сло­нов», с которыми они все равно не могут разделаться сегод-

ня. Они думают, что жизнью можно наслаждаться только тогда, когда все «слоновые задачи» решены и все находится

на своем месте.

Эта точка зрения нереальна, она только ведет к неудов­летворенности. Вы никогда не будете находиться в такой си­туации, когда все сложные задачи уже решены. Постоянно. будут возникать новые «слоны», и вы должны научиться жить с ними. Это часть вашей жизни.

В контексте целеполагания имеет смысл провести само­рефлексию (сопоставление со своим «Я») условий прогрес­сивных изменений личности. Известный американский пси­холог Э. Фромм в книге «Иметь или быть?» соотносил эффек­тивность постановки цели со способностью человека рефлексировать над особенностями своего характера, который мо­жет соответствовать или не соответствовать поставленной цели.

В качестве условий, способствующих изменению (коррек­ции) характера, Э. Фромм предлагал следующие:

1. Мы страдаем и осознаем это.

2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания.

3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к осво­бождению от этих страданий.

4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страда­ний мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни.

Условия прогрессивных изменений личности определяют следующий этап рефлексии.

Становление «Я»-концепции творческого саморазвития лич­ности. философы давно обратили внимание на то, что лич­ность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире, как «Я». Для нас же очень важно, чтобы человек осознал, а са­мое главное, создал свою «Я»-концепцию творческого са­моразвития».

Известно, что представления человека о самом себе из­меняются в течение всей жизни. На личностном уровне «Я-концепция» начинает активно развиваться, вероятно, с двух-трехлетнего возраста, с того момента, когда ребенок на­чинает осознавать себя в этом мире, оценивать свои потреб­ности и заявляет родителям: «Я — сам!».

Чтобы стимулировать философские размышления челове­ка о самом себе, о своих целях, увлечениях, ценностных ориентациях, творческих способностях и т. д., ему необходимо посмотреть на себя с позиции прошлого, настоящего и бу-

дущего. При этом важно обратить внимание на то, в каком направлении идет саморазвитие. Или процесс саморазвития остановился? Или, что еще хуже, личность утрачивает даже те качества, которые ей ранее были присущи, т. е. регресси­рует.

Для разработки «Я-концепции творческого саморазвития» также важно, насколько объективно вы оцениваете себя. Для того, чтобы ответить на вопрос: «какой Я?» рекомендуется соотнести то, как вы оцениваете самого себя и как вас оце­нивают другие. Сравнивая эти результаты, вы можете об­наружить один из трех вариантов:

а) вы недооцениваете себя;

б) вы переоцениваете себя;

в) вы объективно оцениваете свои способности и лично­стные качества.

В процессе разработки «Я-концепции творческого само­развития» большое значение имеет осмысление, самосозна­ние того, в рамках какой культуры человек осуществляет свою жизнедеятельность. Поскольку мы, россияне, принад­лежим к евроазиатской культуре, то у нас есть устремлен­ность к синтезу двух культур. Поэтому, развивая свое виде­ние путей саморазвития, вы будете осмысливать, отбирать и то, что характерно для европейской и азиатской культурной традиции, и что нашло особое преломление в российской ментальности (см.: Разд. II, 2.4; разд. III, гл. 3 этого пособия).

Вероятнее всего, что при разработке «Я-концепции твор­ческого саморазвития» вам придется осмыслить и учесть, к какому типу культуры вы относите себя, какие стратегии жизнедеятельности для вас представляют особую ценность и личную значимость.

При разработке «Я-концепции...» мы также советуем, стал­киваясь с любым новым для вас фактом, явлением, мыслен­но ответить на следующие вопросы:

Что здесь принципиально нового? А как было раньше? А как это в других странах? А что в связи с этим меня ожи­дает в будущем? Нравственно и желательно ли это, полез­но или вредно? Что из этого я могу извлечь для себя, для своего саморазвития, для улучшения свой жизни и жизни окружающих? Также следует иметь в виду, что «Я»-концеп-ция...» должна быть предметом ваших размышлений, к ко­торому вы будете возвращаться неоднократно. В связи с этим будет уместно напомнить слова Альберта Эйнштейна, кото-482

рый на вопрос о том, как делаются великие открытия и как: стать знаменитым, отвечал так: «Возьмите какое-либо явле­ние и подумайте о нем лет эдак пять, и тогда обязательно станете знаменитым». В этой шутке заключена гениальная мысль о том, чтобы что-то сделать существенное в жизни, не­обходимо:

1. Иметь точную ориентацию на проблему, которую вы хотите решить.

2. Постоянно, длительно, шаг за шагом искать новые под­ходы, методы, средства для ее решения.. Итак, при разработ­ке «Я-концепции» вы должны ответить на вопросы теста, и, осмыслив его результаты, окончательно ответить для себя на следующие вопросы:

1. Как я понимаю; в чем смысл моей жизни?

2. Каковы мои приоритетные цели в жизни?

3. Какие творческие способности и другие личностные ка­чества мне необходимо развивать?

4. Что мне делать в плане образования и самообразова­ния?

5. Какие я вижу в своей жизни проблемы и трудности? Как их преодолеть?

6. На какие принципы и правила мне необходимо опирать­ся, чтобы достичь своих целей?

Для углубленного понимания себя и более детальной про­работки «Я-концепции...» предлагается тест «Я»-концепция творческого саморазвития (приложение 8). Он сопровожден заданиями для творческого саморазвития.

Рефлексия условий профессиональной самоорганизации личности. Профессиональная самоорганизация — это дея­тельность сознания по осмыслению различных условий, со­провождающих выбор профессии. На основании рефлексии определяется достаточный набор предпосылок, которые не­обходимо иметь в виду для окончательного принятия реше­ния.

1. Позиция родителей: пассивная (около 30%): предостав­ление полной самостоятельности — безразличие, боязнь оши­биться, неумение дать квалифицированный совет; активная (около 70%): диктат родительских представлений, реализа­ция собственных несбывшихся планов, завышенная оценка способностей детей, игнорирование их возможностей и инте­ресов, престижность профессий; отсутствие знаний о реаль­ном содержании труда и т. п.

2. Позиция товарищей: выбор «за компанию», отсутствие

собственной позиции; ориентация на старших товарищей как реакция на семейный авторитаризм, стремление найти под­тверждение своих планов в опыте друзей, общий языковой уровень.

3. Позиция учителей, как предметников, видящих успехи в освоении предмета как успехи профессиональные. Отож­дествление школьного предмета и профессии.

4. Личные профессиональные планы. Кажущаяся само­стоятельность принятия решения. Трудность выбора цели — что буду делать, каким буду, с кем, где, что достигну, идеал. Ближайшие и отдаленные конкретные цели — специаль­ность, проба сил, чему и где учиться, перспективы. Внешние условия — возможные трудности, препятствия, противодей­ствие тех или иных людей. Внутренние условия — собствен­ные возможности, здоровье, способности к обучению, настой­чивость, склонности. Запасные варианты целей.

5. Профессиональная пригодность; а) непригодность (про­тивопоказания — медицинские, психологические, характеро­логические); б) годность — отсутствие противопоказаний и показаний, возможно компенсаторное развитие при четком целеполагании; в) соответствие — бесспорное наличие лично­стных качеств, соответствующих требованиям профессии;

г) признание — высший уровень соответствия требованиям профессии.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Само­оценка своих достижений, представление о месте среди лю­дей. реалистичность притязаний. Престиж и соответствие воз­можностей. Пирамида Шубкина.

7. Профессиональная информированность. Ориентация на

нестандартные источники.

S. Наличие склонностей («хочу делать»).

Характерные ошибки при выборе профессий. Неправиль­ное отношение к различным обстоятельствам выбора — к об­ласти деятельности, к советам окружающих. Самостоятель­ность в принятии решения.

Недостатки знаний, опыта, информированности о сущест­венных обстоятельствах выбора.

Увлечение только внешней или частной стороной профес­сии, романтизация.

Неумение разбираться в своих личных качествах. Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных для профессии.

Расплывчатость ориентиров и мечты, не соотносящиеся с практической деятельностью.

Предложенные технологические основы предоставляют вам возможность для построения собственной тактики самоорганизуемого воспитания. Собственно, вся педагогика личности — это возможность для выбора учителем основы для своей педагогической деятельности. Возможность стано­вится реальностью только тогда, когда она воспринимается как достижимая. Средства достижения, использованные в нашем пособии, открыты для дополнения их вашими собст­венными пониманиями и предложениями.

Разработанные нами подходы не претендуют на всеобщ­ность и универсальность. Они представляют личностную, до­статочно субъективную позицию авторов по отношению к пе­дагогической реальности, ее осмыслению и переосмыслению. Мы не претендуем на то, чтобы предложенные для вашего осмысления позиции рассматривались как конечное, «абсо­лютное» знание. Эти позиции так же неравновесны, неус­тойчивы и нелинейны, как и вся жизнь. Но человек вносит в жизнь элемент баланса, равновесия, устойчивости, тем са­мым развивая и жизнь, и себя в жизни, реализуя главный принцип синергетики «порядок из хаоса». Чтобы не поте­ряться в хаосе жизни, в том числе — и педагогической, не­обходимо усилие мысли, интеллектуальная инициатива, сред­ства самоорганизации которой и предложены в этом посо­бии.

ПРИЛОЖЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.