Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы внешней и внутренней социализации




Группы тренинга умений (Т-группы) появились в 1946 году в США. В основе их создания было наблюдение К. Ле­виным того, что участники групп получают пользу от ана­лиза собственных групповых переживаний и опыта с помо­щью поступающей от других обратной связи. Основные по­нятия, используемые для этого — обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип «здесь и теперь» (8).

В обучающей лаборатории участники вовлекаются в по­становку групповых целей, наблюдение за поведением, пла­нирование действий и анализ данных. Отличие Т-группы от реального мира в том, что в группе обеспечивается возмож­ность для решения проблем, не всегда решаемых. Особен­ностью обучающей лаборатории является отсутствие, опре­деленной структуры, установленного порядка действий, пла­на. Преднамеренный отказ от этих привычных для органи­зованной совместной работы атрибутов заставляет участни­ков полагаться на самих себя и развивать собственные воз­можности, например, в такой условной деятельности, как соз­дание в ограниченное время некоей социальной организации и поддержание ее развития.

Классный руководитель не предлагает форму организа­ции и методы достижения поставленной цели, призывая уча­стников выбрать тот путь, который, согласно их ощущениям, будет наиболее плодотворным. Необходимым условием яв­ляется открытое выражение учениками своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого по­нимания человеческих взаимоотношений. Основной акцепт делается на личностных и межличностных вопросах.

Обучение тому, как учиться, включает цикл: представле­ние самого себя — обратная связь — экспериментирование. Главная цель — повышение способности осознавать ситуа­цию. Группа стремится определить как можно большее ко­личество возможностей выбора для преодоления повседнев­ных трудностей и проблем. Поощряется исследователь-

с кое отношение к действительности. Постоянно стоящий пе­ред группой вопрос — «Что происходит сейчас и почему?». Т-группы, работающие в режиме обучения, дают модель ру­ководства, построенного на сотрудничестве. Руководитель не прибегает к политике силы и принуждающему контролю. Являясь основным источником обучения, ученики для полу­чения необходимой информации больше полагаются на са­мих себя, чем на руководителя, авторитет которого основан на специальных знаниях и внимательном отношении к уче­никам. Обучение — результат приобретаемого опыта, а не разъяснений руководителя.

Первый этап цикла — представление самого себя — строится по модели «Окно Джогари», названной по началь­ным буквам имен ее авторов — Джозефа Лафта и Гарри Инграма. Суть действий — описание участником группы свое­го восприятия, действия и соучастие других в процессе вос­приятия и познания. Человек несет четыре пространства сво­ей личности: «арену», охватывающую общие знания своего «я», о которых знаем мы и другие; «видимость» — то, что мы знаем, а другие нет (например, страх, испытываемый учени­ком перед строгим учителем); «слепое пятно» — что другие знают о нас, а мы не замечаем (привычка перебивать собе­седника); «неизвестное» — то, что скрыто и от нас и от дру­гих, включая скрытые возможности развития.

При первых сборах ученической группы «арена» невели­ка, с развитием отношений взаимопомощи возрастает дове­рие к участникам, развивается способность быть самим со­бой в контактах с окружающими. Это способствует уста­новлению атмосферы психологической безопасности. Отме­чаются два способа создания поддерживающей и довери­тельной атмосферы в группе: а) замена оценивающего и осуждающего общения на общение описательное; б) перевод контролирующего поведения на совместное решение проблем.

Второй этап учебного цикла — обратная связь — ре­ализует идею о том, что поведение каждого отдельно взя­того ученика отражает процессы, которые происходят в груп­пе. Осуществляемая в атмосфере взаимной заботы и дове­рия, обратная связь позволяет ученикам контролировать и исправлять неадекватное поведение, дает информацию о «слепых пятнах». Полезная обратная связь скорее является выражением эмоций на поведение одного из участников, чем критикой и оценкой его поведения — «ты трижды преры­вал меня, и я разозлился». Наибольшую пользу приносит та

обратная связь, которая исходит не от одного, а от несколь­ких участников группы. Положительный эффект достигается тогда, когда ученик, в адрес которого высказываются по­желания, внимательно слушает их и излагает своими сло­вами (парафраз). Он учится лучше видеть, как другие ре­агируют на его сообщение, поведение, поступки, одновре­менно сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него этого хочет.

Третий элемент учебного цикла — экспериментирова­ние — в основе своей содержит активный поиск направлений и видов поведения. Ученики обучаются также использовать свой и чужой опыт, анализировать переживания в ситуаци­ях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Ученик чувст­вует себя более комфортно, используя вновь приобретенные умения. Важным моментом и условием успеха работы Т-группы является использование принципа «здесь и те­перь». Любые личные переживания, воспоминания, опыт каждого ученика становятся значимыми только тогда, когда сопрягаются с текущим взаимодействием всех членов груп­пы (13).

Остановимся на некоторых особенностях поведения клас­сного руководителя, как «тренера» Т-группы: ориентация учеников на приобретение опыта совместной работы для са­мих себя; вера в групповую мудрость и в способность уче­ников самостоятельно выбираться из тех трудностей, кото­рые они сами себе создают; вовлечение учеников в совмест­ную работу по исследованию их собственных взаимоотно­шений и поведения; устранение от руководства.

Общая ошибка — стремление классного руководителя вмешаться в групповой процесс и «вытянуть» группу, когда она сталкивается с трудностями. Это мешает группе откры­вать, использовать и развивать свои собственные потенциаль­ные возможности. Опытный руководитель различает пробле­мы, которые группа может решить сама и которые требуют его вмешательства.

Вмешательство руководителя может принимать форму предложения участникам взглянуть на их собственное пове­дение, как бы случайно останавливая действие или предла­гая новый материал для дискуссии. При этом руководитель не дает советов и указаний, не объединяется с группой и не предлагает поддержки. Он как бы противостоит группе, не задевая ее членов, и обращает внимание не на индивидуаль-

ное, а на групповое поведение и на то, как группа исполь­зует своих членов для выражения своих эмоций (10).

Целью всех Т-групп является рост личности через рас­ширение сферы познания себя и других, а также того, что происходит в группе. Важнейшие умения, приобретаемые в процессе достижения этой цели — коммуникативные. Они включают описание поведения, коммуникацию чувств, актив­ное слушание, обратную связь и конфронтацию. Успешное овладение ими сводит до минимума стесненность и отчуж­дение в группе, улучшает сотрудничество и помогает дости­жению групповых целей.

Описание поведения — сообщение о наблюдаемых специ­фических действиях других людей без приписывания и мо­тивов их действий, оценки установок или личностных черт. Высказывание «Саша, ты — хулиган» содержит и оценку, и оскорбление, которое обязательно должно быть заменено на описание поведения — «Саша, вместо того, чтобы про­пустить Нину первой, ты подставил ей ногу, и она упала». Первый шаг в развитии способности высказываться в опи­сательном ключе, а не в форме оценок — это улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не да­вая оценок.

Коммуникация чувств — ясное сообщение о своем внут­реннем состоянии, совпадающее с мимикой, телодвижения­ми, без смешивания чувства и мысли. Например, сжатый рот может восприниматься как выражение гнева, а на самом де­ле быть проявлением страха. С другой стороны, необходи­мо обучить детей выражать свои чувства и эмоции честно и прямо, посредством замены разговорных (лексических) еди­ниц. Например, сказать: «Это был безумный разговор» — значит дать оценку конкретной ситуации и оставить без вни­мания собственные чувства. Сказать: «Этот разговор оставил у меня неприятный осадок» — значит выразить свои эмоции более конкретно.

Активное слушание — принятие человеком ответственно­сти за то, что он слышит путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообще­ния. Ведущим среди этих умений является точное эмпатическое понимание, объединяющее способность слушать и пе­редавать другому человеку услышанное. Оно включает та­кое качество, как умение видеть мир глазами собеседника и в то же время отличать его переживания от своих. Общать­ся эмпатически — значит убедить других в своем понимании

как их чувств, так и поведения и опыта, лежащих в основе этих чувств.

Обучение точному эмпатическому пониманию содержит примерно шесть основных положений (6):

1. Сосредоточтесь на словесных и эмоциональных выра­жениях собеседника.

2. На ранних стадиях обучения эмпатии пытайтесь исполь­зовать слова и выражения, по значению и эмоциональному заряду взаимозаменяемые с теми, которые употреблялись собеседником, как бы пересказывая его речь своими сло­вами.

3. Формулируйте ответы на языке, который наиболее со­звучен языку собеседника.

4. Используйте эмоциональный тон, соответствующий то­ну, взятому собеседником.

5. Глубже постигая эмоциональное состояние собеседни­ка, старайтесь уточнять и расширять смысл его сообщения. Это помогает собеседнику выразить чувства, которые он до-этого выразить не мог.

6. Старайтесь осознать и понять чувства и мысли, кото­рые не были прямо выражены собеседником, но, видимо,. подразумевались в сообщении. Пытайтесь восполнить то, что упущено в сообщении, а не просто давайте собеседнику об­ратную связь.

Конфронтация — наиболее сильно действующая форма коммуникации, в которой заложены как возможности лич­ностного роста, так и возможности причинения вреда. В ос­нове конфронтации — попытки заставить собеседника осо­знать, проанализировать или даже изменить свое поведение. Умелое использование конфронтации помогает глубже ис­следовать свое поведение и эффективно изменять его. Кон­фронтация будет более продуктивной, если ее инициатор:

1. Устанавливает положительные взаимоотношения и уг­лубляет взаимосвязь с людьми, которым противопоставляет себя.

2. Выражает конфронтацию в форме предположения или вопроса, а не требования.

3. Говорит об особенностях поведения партнера, а не его личности, не приписывает его действиям предполагаемых или скрытых мотивов.

4. Осуществляет конфронтацию, содержащую конструктивные и позитивные начала.

5. Вступает в конфронтацию прямо, не искажает факты, намерения и чувства партнера (9).

Приведенные нами понятия, этапы, условия и рекомен­дации по работе Т-групп — это своего рода методология нового подхода к созданию и деятельности детских объеди­нений. Рассматриваемые далее другие развивающие и обу­чающие объединения строят свою деятельность, исходя из приведенных посылок.

Группы встреч — одно из величайших открытий 60-х го­дов — было сделано Карлом Роджерсом и Уильямом Шутцем (США). В его основе лежит ориентация членов групп на развитие чувства общности. Это так называемое западное направление, поскольку его авторы проживали в Калифор­нии. Существует и Восточное направление, ориентированное на определенную задачу: решение проблем, лидерство и т. д.

Еще в 1968 г., осуждая прагматизм, чрезмерную рацио­налистичность и бюрократические тенденции современной культуры, К. Роджерс предсказал возникновение групп встреч как возможности для быстрого развития близости между.людьми при временных взаимоотношениях, которая может достичь такой глубины и значимости, которая ранее ассо­циировалась лишь с подлинной дружбой.

Определение понятия «встреча» — это способ установле­ния отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического «Я», ответственности, внимания к чувствам, ориентации на принцип «здесь и теперь».

В группах встреч классный руководитель акцентирует де­ятельность на поиске подлинности и открытости во взаимо­отношениях, Он пытается создать атмосферу безопасности, доверия и помогает ее развитию с целью поощрения свобо­ды выражения мыслей и чувств.

Движение групп встреч основывается на двух концепциях: на концепции К. Роджерса «основная встреча» и концепции У. Шутца «открытая встреча». Мы рассмотрим роджеровский вариант (11), поскольку он предполагает наиболее педаго­гический подход — достижение личностью подлинности в отношениях с другими людьми. Подход Шутца более физиологичен, связан с проблемами движения и телесных поз, био­энергетики.

Основными признаками понятия группы встреч являются: самораскрытие — признак здоровой и сильной личности, по­скольку сокрытие своего реального «Я» создает впечатление

о благополучии и успехе, но делает невозможным построе­ние значимых отношений с окужающими. В группах встреч самораскрытие происходит не как исповедь врачу или свя­щеннику, а партнерам по группе.

Второй признак — осознание самого себя — включает изучение слабых и сильных сторон, а также осознание сво­его физического «Я» посредством получения обратной связи при конфронтации, выявляя противоречие между тем, как человек воспринимает себя и как его воспринимают другие.

Третий признак — ответственность — основной закон групп встреч: участники отвечают за демонстрируемое в группе поведение или поведение, от которого отказываются, Группа не защищает своих членов, а поощряет их к реализа­ции собственных резервов и способностей к принятию ре­шений.

Внимание к чувствам предполагает восстановление цен­ности эмоциональной выразительности как наиболее тонкой формы человеческих отношений.

Группы встреч направлены не на помощь в адаптации к обществу, а на самораскрытие, при котором каждая личность рассматривается как имеющая право на удовольствия и удовлетворение желаний, т. е. актуализироваться. По утвер­ждению А. Маслоу, здоровые люди, удовлетворив основные потребности в безопасности, принадлежности кому-либо, люб­ви, уважении и самооценке, получают возможность разви­вать свои способности и реализовывать потенции в обществе.

Основными компонентами деятельности групп встреч яв­ляются: построение доверительных отношений, изучение кон­фликтов, сопротивления, сочувствие и поддержка, установ­ление контакта. Установление контакта включает, например, использование псевдонимов, придуманных самим себе каж­дым учеником, и бессловесных — зрительных или физиче­ских контактов; построение доверительных отношений на­правлено на преодоление чувства одиночества, покинутости, где используются упражнения, помогающие преодолеть от­торжение от группы. Например, «доверяющее падение», где необходимо одному из участников пары упасть с закрыты­ми глазами, укрепляясь верой в то, что партнер обязатель­но поймает его и не даст удариться, благодаря чему возрас­тет доверие к группе в целом.

Особое значение в группах встреч имеют сочувствие и поддержка. Кроме словесных высказываний большую поль­зу здесь приносят физические упражнения. Например, уче-

ник помещается в середину людского круга, члены которо­го толкают из стороны в сторону, причем ученик должен за­крыть глаза и полностью расслабиться, что помогает ощу­тить поддержку физически. Или: ученик лежит прямо на по­лу с закрытыми глазами, а остальные члены группы мягко поднимают его, подбрасывают, а затем аккуратно кладут на

кол.

Помимо приведенных здесь форм развития личности в

групповых объединениях, способствующих становлению груп­повых отношений, существует великое множество других ва­риантов группового развития, например, психодрама, груп­пы тренинга умений, гештальтгруппы, драмы жизненных сце­нариев и т. д. Каждая из них так или иначе работает на раз­витие личности, раскрытие ее творческого потенциала, вклю­чение в сотрудничество с ближайшим и отдаленным окру­жением, развитие сопереживания, сочувствия и заботы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что является общим предметом переживаний в Т-группах американского образца?

2. Какие предметы переживаний могут быть использова­ны в российских аналогах Т-групп?

3. Почему в Т-группах, работающих по программе обуча­ющей лаборатории, основной акцент делается на лич­ностных и межличностных вопросах?

4. Какие исследовательские отношения, развиваемые по программе обучение тому, как учиться, по вашему мнению, приемлемы, а какие — нет в практике организации классного часа в российской школе?

5. Разработайте сценарий классного часа на произволь­ную тему, используя этапы программы обучение тому, как учиться. Выделите основные трудности.

6. Выделите каждую из особенностей работы классного руководителя, как «тренера» Т-группы, рассмотрев их со сто­роны содержания, предложенного вами.

7. Проанализируйте возможные «вмешательства руково­дителя» в групповой процесс саморазвития. Проиллюстри­руйте их вашими предложениями в виде различных приемов допустимого и недопустимого вмешательства.

8. Проанализируйте предложенные в тексте коммуника­тивные умения (умения общаться). Классифицируйте их по основанию соответствия (несоответствия) российской воспи-

тательной ментальности. Дополните классификацию своими предложениями.

9. Проведите тренинг развития умений эмпатического по­нимания и конфронтации, используя основные положения рассмотренных разработок.

10. Почему группы встреч названы «группами внутренней. социализации»?

11. Обоснуйте свое понимание «близких отношений во время кратковременных встреч». Насколько модель Роджер­са совпадает с вашим вариантом?

12. Насколько возможно и необходимо самораскрытие уча­щихся в российской школе. Предложите варианты органи­зационных форм, в которых оно может происходить без ущер­ба для личности.

13. Составьте перечень личных качеств, которыми дол­жен обладать руководитель группы встреч.

14. Возможно ли объединение на одном классном часе задач развития умений внешней и внутренней социализации? Обоснуйте свою точку зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.