КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моделирование общих условий воспитания
Творчество как цель и условие самоорганизуемого воспитания. В рассмотренных моделях воспитания, прямо или косвенно, ключевым понятием является творчество. Оно определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, выступая одновременно и как цель (воспитание творческой личности), и как условие такого воспитания (творчество как «выращивание» новых личностных структур сознания). Вместе с тем, сам термин настолько многозначен, что его трактовки стали полигоном для педагогических спекуляций. Из-за непроясненности понятий под педагогическим творчеством понимают порой взаимоисключающие явления: организацию учителем «мероприятия» по сценарию из журнала «Воспитание школьников» и создание учителем условий для того, чтобы ученики почувствовали необходимость этого -мероприятия и разработали его при помогающем участии педагога. Потребительская позиция школьников — «сделайте мне интересно» — это следствие замены творчества учащихся псевдотворчеством учителя. В основе этого феномена несколько причин. Во-первых, такая позиция воспитана в результате образования по прогрессивной для XVII века, но регрессивной для XX формуле Я. А. Коменского: воспитание должно даваться при активной деятельности только одной стороны — воспитателя. При всех благих намерениях, воспитание творческой личности по Коменскому предполагалось как глубокое и разносторонее «преподнесение» молодежи всего, что ей встретится во взрослой жизни. Во-вторых, активность учителя, которую имел в виду Коменский, не могла быть творческой. Воспитателю предписывалась роль опекуна, который «посредством упражнений должен готовить молодежь к еще более серьезному» (7). При изменении экономической ситуации, когда востребована не столько исполнительская, воспроизводящая инициатива, сколько продуктивная деятельность по развитию качеств самостоятельности, опекающая функция учителя начинает тормозить развитие творчества учеников.
Кто же прав? Что есть творчество: активность в испол- нении предписаний или создание нового практически во всем, к чему имеет отношение человек? Очевидно, что обе позиции — крайние, радикальные и в «чистом» виде проявляются редко. Однако какой-то из них всегда отдается предпочтение. В образовании невозможно обойтись без научения, но и сводить образование к «упражнениям» означает лишение личности пространства саморазвития. Для прояснения этого важнейшего педагогического парадокса обратимся к малоизвестным и непривычным обоснованиям творчества, как условия воспитания. В конце XIX в. немецкий философ и искусствовед Фридрих Ницше (1844—1900 гг.) дал такую характеристику немецкого образования, которая удивительно напоминает современную нам школу. Он назвал школу «самой мрачной областью». Это связано с тем, что в немецкой школе господствуют такие принципы воспитания, которые устанавливают приоритет шаблона, рутины, нивелирующего униформизма, хотя провозглашаются принципы добродетели, творчества и гуманности. Все это не позволяет появляться сильным оригинальным личностям и делает людей все более похожими друг на-друга. Люди мельчают, их личности распадаются «на отдельные клочки», несмотря на то, что головы их.наполнены огромными массами познаний. Ницше связывал это с тем, что рост техники и внешней цивилизации не обеспечивал, роста духовной и творческой культуры. Люди не становятся богаче выдающимися, редкими качествами, а становятся лишь ученее, хитрее, разумнее, практичнее. В них нет больше любви, смелости, способности увлечения, а Наоборот, они во всем становятся все более осторожнее и умереннее. Безбоязненно идти по пути развития их гения, т. е. заложенных в их натуре творческих сил, они не умеют, так как это трудно, неудобно и опасно. Гений их умирает, душа стирается.
Выход из этого тупика Ницше видел в постановке новой цели образования. Его главная задача — не в приобретении массы познаний, а в подготовке человека к деятельной, творческой жизни, в стремлении к высшим целям, указанным великими людьми. Образовательный идеал Ницше — не ученый-теоретик, объективно-бесстрастный созерцатель, а творец жизни; не ученый критик жизни, а жаждущая работы творческая личность. Сообразуясь то с требованиями государства, то церкви, то с чисто меркантильными интересами лавочника, шко- ла не дает почти ничего, что может пробудить и развить те духовные качества, которые необходимы для культурного творчества. Преодоление кризиса Ницше видел в том, чтобы учитель не погасил, а раздул тот «святой огонь творчества», который горит в каждом человеке. Учителя и родители должны радоваться, когда в своем воспитаннике находят «центр», какую-нибудь особенность, талант, силу, преобладающую над другими силами его духа. Ницше ненавистно требование гербартианцев и последовавших за ними марксистов — пробуждать и развивать в учащихся одинаковый интерес ко всем предметам, якобы с целью «всестороннего и гармоничного» образования. Он считал, что прежде всего должны быть развиты силы в том месте, где самой природой заложена наибольшая способность развития. Субъективная односторонность ученика — вот исходная точка работы воспитателя. Человек, у которого нет такого центра, — как бы без корней. Он никогда не будет творцом жизни, никогда не скажет нового слова, не бросит новой мысли в народ. Понимание термина «воспитание творчества» проходит у Ницше через необходимость самому учителю быть творческой личностью: он сам должен быть творцом новых ценностей, открывать в старом и давно известном все новые черты. Открывая сам, он и учеников своих поведет по пути открытия красоты, богатства и содержания там, где другой ничего не заметит. Он должен знать и любить жизнь и людей, его жизнь должна иметь стиль, идею, высшую цель. Он должен обладать способностью художника: всякую вещь, всякое явление возвышать в символ, показывать типичное и вечное в случайном и преходящем, давать чувствовать глубокий смысл и красоту в самом простом и обыденном.
При всей видимой недостижимости и категоричности, представления Ницше о творчестве в воспитании нашли скорую поддержку и конкретизацию. Советский психолог Л. С. Выготский дает такое определение: «Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». Это определение многое проясняет. И прежде всего, что творчество должно жить в самом человеке, т. е. оно не может быть внеличностным, механически привнесенным видом деятельности. В связи с этим, педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику. Любая технология известных учителей-мастеров при переносе в деятельность других учителей утрачивает свою эффективность. Этот феномен объясняется неповторимостью авторского, личностного начала, синтезированного с программным материалом. Анализ составных частей опыта Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенко-вой, Е. Н. Ильина и др., показывает, что за внешней, «операционной», методической стороной их новшеств, воспринимаемой как легкие и грациозные действия, скрывается огромная внутренняя работа. В первую очередь она связана с глубоким, творческим переосмыслением содержания программного материала. Успех приемов, техники общения, стиля отношений и т. д., прямо опосредован неповторимыми особенностями личностных структур сознания конкретного учителя. Источником педагогического творчества является не внешняя, а внутренняя, содержательная сторона. Попытавшись «препарировать» эту сторону, мы обнаруживаем, что любое практическое действие учителя-мастера исходит не из красоты, эффектности, легкости этого действия как самоцели. Красота, легкость, эффектность происходят из того смысла и связанных с ним переживаний, которые заложены в учебном материале и увидены, пережиты лично этим учителем.
На основании этих двух действий — увидеть и пережить значимый лично для себя, субъектный смысл — выстраивается личностно ориентированная ситуация, в которой учитель действует органично, естественно, легко и непринужденно. Лично присвоенный смысл учебного материала, педагогического конфликта, любой образовательной коллизии, предствляя деятельность личностных структур сознания (критичности, рефлексии, коллизийности, мотивирования — смыслотворчества в целом), востребует проявление и других личностных структур — самопредъявления, самоактуализации, самореализации и т. д. Действия учителя становятся доступными и понятными ученикам, когда он руководствуется своим (а не чужим), добровольно принятым, а не принудительно навязанным, творческим пониманием явления. При этом, педагогическая техника (педагогическое мастерство), обретает свою смысловую основу и становится внешним выражением, целостно завершенным средством самореализации внутреннего, субъектного" мира педагога. Это явление, с определенной степенью условности, можно назвать процессом субъективации, привнесения личностного начала в педагогическую деятельность. Оно определяет и специфику педагогического творчества, и сущность личностно ориентированного образования, и особенность обучения творчеству на методологическом уровне. Ведущим элементом процесса субъективации становится не столько обучение выполнению технических действий, сохраняющих за собой роль средства, сколько обучение учителей операциям действительно методологического, смысло-поискового характера. Новые смысловые оттенки в понятие «творчество» привносят его более поздние определения. Одно из них дано казанским ученым В. И. Андреевым: «Творчество — это один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречия (творческой задачи), для которого необходимы объективные и субъективные личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью» (1). Этим же автором предложен перечень личностных характеристик, наличие и развитие которых свидетельствует о возможности воспитания творческой личности: готовность к риску, импульсивность, независимость суждений, неравномерность успехов, чувство юмора и склонность к шутке, самобытность, познавательная дотошность, нежелание принять на веру, критический взгляд на вещи, которые якобы должны стать «священными», смелость воображения и мысли. Дополняя этот перечень, появляется возможность сконцентрировать внимание на наиболее «творческом» качестве. В связи с этим, обобщенная формулировка творческой личности представляется следующим образом: Творческая личность — это личность, которая не боится конфликтов с собой и окружающей действительностью. Ее главная характеристика — смелость. Она проявляется в постановке проблемы, в обострении противоречий, в отказе от общепринятых путей и способов решения проблемы, в предложении своих нестандартных подходов, в упорстве при доведении дела до конца. Обобщив достаточно разноплановые взгляды на творчество, выделим некоторые критерии, на основании которых можно судить о наиболее часто повторяемых творческих умениях: — открытие чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного; — умение видеть проблему; — самостоятельность поиска ее решения; — создание в процессе движения к цели нового продукта. Этими критериями, как и приведенными перечнями качеств, творчество не исчерпывается. В зарубежных исследованиях существуют целые «списки способностей творческой личности». По мнению американских ученых Э. Торранса и Л. Холла, особенностями творческой личности являются: — способность «творить чудеса», но не нечто сверхъестественное, а действия, выходящие за рамки привычных явлений, не противоречащих законам природы: внезапные вспышки озарений не противоречат логике и разуму, но лежат за пределами логически разумного; — высокая степень проникновения в нужды и потребности других людей (эмпатия); — ореол исключительности; — способность разрешать конфликты, особенно в тех случаях. когда они не имеют логического решения; — наличие чувства грядущего, яркое и образное его представление, связанное с богатой фантазией и интуицией (4). Попытка обобщения творческих характеристик приводит нас к парадоксальным открытиям: личность состоятельна при наличии творческих качеств, а творчество возможно при наличии личностных характеристик. Новизна открытий — главная черта творчества. Она имеет значение и для саморазвития личности, и для окружающих. Во всех случаях она требует определенной внутренней работы, напряжения мысли. Эти процессы могут иметь самовозникающий, спонтанный характер. Но если речь идет об образовании творческой личности, то эти процессы требуют создания специальных условий. особой воспитательной среды. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дополните перечень последствий «непроясненного» применения понятия «творчество». 2. Уточните, почему активность учителя, которую имел в виду Коменский, не могла быть творческой. 3. Почему Ницше рассматривал технический прогресс как препятствие в развитии творческих начал человека? 4. Каким образом можно сформулировать роль образования в воспитании творческой личности по Ницше? 5. Составьте перечень особенностей самобытного педагогического творчества. 6. Дополните предложенное в тексте описание феномена российского педагогического творчества своими пониманиями Возможен ли аналогичный феномен в профессиональной деятельности зарубежных учителей? Обоснуйте свое мнение. 7. Предложите вариант творческого решения конфликтной ситуации, не имеющей логического решения. Использование терминов «моделирование» и «условия» определяется новым смыслом понятий «воспитание» и «цель воспитания». В культурологической концепции глобальная цель воспитания — человек культуры. Воспитание рассматривается не как исполнение ритуальных педагогических методов — убеждения, примера, беседы и т. д., а как реализация принципов, обеспечивающих целостную социализацию личности. Ведущими выступают принципы образования, как человекообразующего, культуросозидательного процесса, его гуманизации. Общечеловеческая культура определяет содержание воспитания в сочетании с требованиями, идущими от ребенка (развитие, становление, освоение и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей культуры) и идущими от педагогики (закономерности развития личности и формирования ее нравственных основ). Механизм перевода содержания воспитания в достояние личности возникает при создании условий, отражающих единство воспитания и жизни детей, открытости воспитания окружающей жизни и нерегламентированности воспитания. Особое значение имеет разработка перехода.от методов, как способов организации деятельности детей и педагогического воздействия на них к пониманию методов как механизмов, влияющих на движущие силы внутреннего развития. В связи с этим, такие общественные (социальные) феномены, как свобода и культура, могут рассматриваться в качестве внешних условий, наиболее мощно влияющих на организованный процесс воспитания творческой личности. Но они должны быть надлежащим образом использованы, т. е. смоделированы учителем. Моделирование в данном случае заменяет термин «мето- дика». Методика предопределяет жестко установленный порядок действий на основе неустойчивых закономерностей воспитательного процесса. Она привязывает к необходимости механически копировать чужой опыт, лишает и учителя и ученика возможностей поисков и самостоятельного творчества. Моделирование рассматривается в качестве процесса, творчески воспроизводящего только существенные свойства модели как оригинала, в качестве которого выступают передовой опыт и научно обоснованные содержательные ориентиры. В связи с этим возникает необходимость описания общих (стратегических) и частных (тактических) условий, в которых личностно ориентированное воспитание наиболее оптимально. В качестве опорной для понимания использования условий среды в воспитании рассматривается идея Л. С. Выготского о социализации воспитательного процесса как антитеза использованию социального фактора в воспитании: «Если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду... роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды... Ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять эту деятельность» (3). В советской педагогике социальный фактор стал основой для оправдания «формирующих» манипуляций средой воспитания, где ребенку отводится роль пассивного объекта. Гуманистическая социализация предполагает исходить из активной роли личности ребенка как центра, на пользу и в интересах которого работают все социальные институты. В качестве субъектов моделирования к стратегическим условиям личностно ориентированного воспитания отнесены свобода личности, культура, сбалансированный учет субъективных и объективных факторов развития личности. Свобода традиционно рассматривалась философией как желанный результат действий, направленных против насилия. Но & коммунистической философии и педагогике средства достижения свободы дискредитировали смысл этой категории, неизбежно приводя к насилию и несвободе. Такое «неприятное превращение» обеспечивалось пониманием свободы, как «осознанной необходимости» (К. Маркс). Поскольку сво-
бода конкретного человека должна подчиняться интересам классовой борьбы и партийной идеологии, то на первое место выдвигается создание условий для осознания этой необходимости. Главный образовательный приоритет — подчинение ученика воле учителя, беспрекословное выполнение его требований, что и оказалось непреодолимым препятствием для воспитания творческой личности. Свобода личности, рассматриваемая через призму гуманистической философии, понимается, как преодоление необходимости подчинения внешним условиям, создаваемым людьми в обход условий, диктуемых Божьей волей. Такая свобода не тождественна анархии, а противостоит ей, ограничивая поведение человека божественными регулятивами. Понимаемая как внутреннее,нравственное, так и внешнее, поведенческое состояние, свобода в гуманистической педагогике определяет реальную необходимость ненасилия и невмешательства. Гуманистическая традиция предполагает ограничения свободы личности только в одном случае: если они исходят от Бога. Наиболее полно эти ограничители, или законы человеческого поведения, переступать которые нельзя ни при каких условиях, сформулированны в Заповедях Нагорной проповеди Христа. Они просты и понятны, но исполнение их осложнено противостоянием Добра и Зла, проявленным в человеческом бытии, как вечная борьба между пороками, идущими от дьявола и добродетелью, идущей от Бога: не убивай, не кради, не лги, не предавай и т. д. Они апеллируют к внутреннему, духовному миру человека, но достучаться туда крайне сложно. Принимая Заповеди за основу ограничений свободы, можно продвинуться дальше: личность свободна в своих проявлениях до тех пор, пока она не вступает в отношения с другой личностью. Мнение, позицию, убеждения другого человека можно не принимать, но игнорировать их, а тем более подавлять — нельзя. Культура понималась всегда как цель, условие и средство воспитания. Но при различных идеологических установках, главенствующих при том или другом государственом устройстве, в ее содержание вкладывались совершенно разные понятия. В государстве тоталитарном, основанном на приоритете так называемых общественных, а по сути — аппаратных по- требностей, над потребностями личности, культура всегда выполняла определенный идеологический заказ. В соответствии с ним литература, кино, музыка, архитектура и т. д. — все, что способствует становлению нравственности, рассматривалось только как средство формирования установок, способствующих превращению массового сознания в сознание исполнительское. В связи с этим главным принципом советской культуры становится принцип социалистического реализма. По сути своей он ориентирует деятелей искусства и педагогов на оптимистическое восприятие действительности, без акцентирования внимания на недостатках. Негативные явления и проявления недовольства существующим строем жизни, определение их причин на уровне искусства рассматриваются как клевета и преследуются по закону. Результатом реализации этого принципа становится неоправданно бодрое, а потому — вызывающее недоверие — восприятие искусства как главной составляющей культуры. Это способствует или формированию «розового», неадекватного действительности восприятия мира, или же своеобразного двойного сознания. В целом желаемое принимается за действительное, а культурное творчество — как духовное строительство, так и создание произведений —подчинено решению жестко ограниченного набора задач, выдержанных в духе идеологического заказа. В демократическом обществе задачи культуры не являются государственной прерогативой и не выполняют идеологический заказ. Любой деятель искусства свободен в выборе средств выражения своей художественной идеи, которая определяется его личностным отношением к жизни. Здесь существует другая опасность — идти на поводу довольно низкого общественного вкуса, не отстаивая свою собственную культурную позицию. Но это — личная проблема каждого художника, его отношений с обществом и материального благосостояния. Главной же является свобода выбора, не ограниченная каким-либо заказом. Гуманистическая педагогика придерживается тех же культуросообразных принципов, но при этом основное внимание уделяется воспитанию на образцах внеклассовой, общечеловеческой культуры. Единственно возможная здесь идеология — это идеология свободной личности, противостоящей усредняющему давлению социальной среды. Основной задачей культуры, как цели, условия и средства воспитания твор- ческой личности становится сопротивление технократизации сознания в целом, пробуждение человечности. Культура — это приоритет идеологии свободной личности, противостоящей усредняющему давлению социальной среды. Основной задачей культуры как цели, условия и средства воспитания творческой личности становится сопротивление технократизации сознания, пробуждение человечности. Баланс учета субъективных и объективных факторов развития личности можно назвать одной из вечных проблем педагогики. Особенно остро она начинает ощущаться после революционного открытия Джоном Локком теории «чистой доски». Определенное им отсутствие врожденных идей, т. е. невозможность передачи по наследству таких качеств, как аристократизм, элитарность и т. д., дало толчок возникновению мощного педагогического направления, позднее названного социологизаторским. Все личностные качества, утверждал Локк, могут и должны быть воспитаны, ребенок рождается с совершенно чистым сознанием, с «чистой доской», на которой воспитателю дано право нанести черты его будущей личности. От воспитателя, и только от него, зависит, станет ли ученик аристократом или плебеем. Впоследствии эти идеи были развиты К. А. Гельвецием как основа для воспитания человека «нового типа». Однако. он пошел дальше, предложив создание учебных заведений, полностью изолированных от влияния внешней среды. В таких «инкубаторах», под усиленным контролем и воздействием воспитателей, должно было осуществляться специфическое формирование новых личностей. Эти идеи, в виде проекта Лепелетье, были приняты Конвентом Французской республики в конце XVIII века как основа для построения новой школы, но не реализовались в связи с поражением революции. Против такого, явно абсурдного и утрированного, подхода выступал Д. Дидро, считавший обязательным равный учет социальных и природных факторов в воспитании. Тем не менее, социологизаторское направление в педагогике, в измененном виде, становится весьма мощным в XIX веке. Достаточно вспомнить его стержневую линию — гербартианскую школу, заложившую основу казарменной педагогики подавления личности. Идеи всепоглощающей власти учителя над учеником, его приоритета над личностью были успешно подхвачены и марксистской педагогикой. Благополучному произрастанию их на марксистской почве способствовало то, что они удобно размещались в догматах коммунистической философии и прежде всего — в положении о ведущей роли социальной среды в развитии как общества, так и человека. Главную роль при утверждении этой позиции сыграл известный тезис Маркса о бытии, определяющем сознание. Сознание и, следовательно, поведение человека, зависят от бытия: социальных условий, среды. Таким образом, само сознание, как личностный и неповторимый капитал, становится вторичным, как и сам человек, изначально обреченный на жизнь по логике и законам общества. Следовательно, личность управлялась и будет управляться только извне, а не; самой собой. Для педагогики этот тезис означает необходимость постоянного внешнего управления воспитанием творческой личности. Понятно, что без внешнего управления полностью при этом обойтись нельзя, но оно должно быть очень осторожным, корректным, что при коммунистических средствах достижения цели попросту нереально. В противовес социологизаторскому, более традиционному для мировой педагогики направлению, разрабатывается направление биологизаторское. Здесь уже ведущую роль играет только то, что получено личностью от природы, по наследству. При этом влияние внешней среды полностью игнорируется, а воспитанию отводится роль коррекции личности, но в очень малых дозах! При всей внешней гуманности; такой подход тоже ограничен и неполон: отторжение внешних факторов приводит к полной изоляции личности от внешнего мира, которому в результате такого воспитания, личность вынуждена в основном противостоять. Важнейшей заслугой I; философов, и педагогов этого направления является выдвижение антитезы Марксу: сознание- определяет бытие, только от качеств личности зависит, кем человек будет в жизни, от его воли, интеллекта, устремлений. Открыто пораженческой позиции марксизма, толкающей массы на изменение социальных условий бытия самым простым, но и самым кровавым революционно-бунтарским путем, гуманистическая традиция противопоставляет путь ненасилия, свободы, добровольности в выборе ориентиров образованности и воспитанности. Очевидной становится необходимость действительно сбалансированного учета двух факторов, где каждый взаимодополняем другим. По этому же пути пошла и педагогика
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |