Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смыслоразвивающие модели-ориентиры




Модель Силы Личности. Эта модель, представленная в качестве основы для создания условий воспитания твор­ческой личности, являет педагогически адаптированный нами» концентрат жизненных и психологических установок, разра­ботанных П. Вайнцвайгом (3).

Поль Вайнцвайг — канадский социальный психолог. Он — не профессиональный педагог, но специалист в области по­пулярного «человекознания». В своей книге «Десять запове­дей творческой личности» он не рассматривает педагогичес­кие аспекты данной темы. Но они легко домысливаются, что и позволило нам адаптировать основные положения автора «практической теории» к школе. При этом Вайнцвайг значи­тельное внимание уделяет вопросам воспитания и образова­ния. В частности, причины взрослых бед и неурядиц (не­коммуникабельность, одиночество и т. п.), считает Вайнцвайг, находятся в детстве; причем в детстве самом раннем. Дети постоянно сражаются за свою суверенность и достоинство против подавления их личности со стороны взрослых. Такие поведенческие проявления, как медлительность, демонстра­тивное неповиновение, нарочитое заикание, эмоциональные взрывы т. д. — стереотипный комплекс «боевых действии» в борьбе со взрослыми, к которым дети прибегают, чтобы привлечь к себе внимание и восстановив нарушенную спра­ведливость.

Отсутствуют у Вайнцвайга и столь привычные нам педагогические пояснения. Они заменены на страстную пропо­ведь с элементами популяризации научных данных, на испо-

ведь о том, во что человек свято верит и в чем, открыв од­нажды для себя, хочет убедить других.

В целом работа Вайнцвайга, и как писателя, и как автора и комментатора телесерий «Вайнцвайг ТВ-ток шоу» по­священа рассказу о создании таких условий, при которых полностью раскрывается творческий потенциал личности. Здесь центральным понятием является «Сила Личности», как способность саморазвития уникальных энергетических, мыс­лительных и творческих задатков человека, направленная на преодоление препятствий судьбы и обращение их себе на пользу.

Памятуя о том, что Вайнцвайг прежде всего психолог, мы выделили только четыре основных направления создания ус­ловий развития творческого потенциала личности. На наш взгляд, они наиболее педагогичны, наиболее полно сочетаемы со школьной практикой. К ним относятся: преодоление жиз­ненных испытаний, самоконтроль, гармоничное сочетание противоречивых начал в природе и человеке (гармония), вы­сокие духовные цели и ценности (идеализм).

Дальнейшее развитие творческого потенциала Силы Лич­ности сопряжено с деятельностью психологов: механизмы стресса и его снятия при обмене жизненной энергией; соот­ношение между мышлением, чувствами и поведением; ауто­тренинг и медитация; воля и воображение; мечты и снови­дения. Вероятно, в скором будущем отечественная психоло­гическая наука все-таки переориентируется с деятельности как основы психического развития личности на личность как основу собственного развития. Тогда, очевидно, разработки Вайнцвайга станут ориентиром для становления новой ветви науки — личностной прикладной психологии, обращенной к развитию тех основ, которые заложены педагогами как со­держательная сторона условй развития творческой личности.

Содержательная сторона модели Вайнцвайга ориентиро­вана на процесс, сочетающий поиски и результат — станов­ление Силы Личности. Этот термин, при всей своей напори­стости, исключает насилие, превосходство, эгоизм. Такие «волеизъявления», отделяющие человека от общества и при­роды и вносящие разлад и вражду в отношения между людь­ми, разрушают Силу Личности. Сила Личности — это в пер­вую очередь любовь, творчество и мудрость. Это свобода оставаться самим собой в самых непредвиденных обстоятель­ствах. Это, одновременно, умение быть человеком практич­ным и неподдающимся разлагающему влиянию цинизма,

предполагающим высокий идеализм, позволяющий преодоле­вать любые трудности. Это сознание того, что здоровье че­ловека зависит не столько от физического состояния, сколько от состояния духа, вбирающего в себя отношения с окружаю­щими, эмоции, мысли и оценки.

Сила Личности проявляется и в знании своей «дхармы» — уникальной тропы к своей миссии в жизни, в умении опреде­лить свои возможности и способности на пути к своему пред­начертанию. Сила Личности — это не власть, не финансовое благополучие и не господство. Она основана на знании, сме­лости и сотрудничестве. Но она не дается просто так и не' может быть привнесена извне. Ее можно обрести лишь соб­ственными усилиями.

В связи с этим новое звучание приобретает сегодня изре­чение А. Дистервега: «Развитие и образование никому не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятель­ностью, собственными силами, собственным напряжением». У Вайнцвайта это положение живет и работает потому, что в первую очередь Сила Личности зависит от умения преодо­левать необходимость подчинения внешним обстоятельствам.

Еще в содержание этого понятия вкладывается то, что Сила Личности — не только в крепких мускулах. Она — в-самостоятельности мышления, в глубине, искренности и чи­стоте помыслов, в природной мудрости, которая закладыва­ется в детстве и накапливается всю жизнь. Сила Личности — синтез ума, сердца, физического здоровья, воли. В самом словосочетании «Сила Личности» содержится утверждение, что сила зависит от личности, а не от внешних обстоятельств. Зарожденная и накопленная во времени и пространстве. Сила Личности продолжает существовать вне их, в человеке Она аккумулируется в течение всей жизни, но растет и крепнет только в зависимости от воли, желания и вообра­жения.

Первое условие воспитания творческой личности, развития-ее Силы, состоит в преодолении жизненных испытаний. Не-пройдя через них, никто не сможет поверить в свои творче­ские возможности. Но при этом не надо воссоздавать столь привычный нам стереотип воспитания, предполагающий по­строение образа врага. Не имеет смысла создавать и искус­ственные трудности, поскольку самые обычные школьные к жизненные будни полны трудностей и испытаний. Они рядом с учеником, а в большинстве случаев — в нем самом: раз-

дражительность, несовместимость с соседом по парте, застен­чивость, слабое здоровье, неумеренность, грубость, лень — все это преграды, которые приходится преодолевать. Неве­жество, нерешительность, ложная гордость подводят ребенка в жизненных испытаниях.

Благодаря глубокому осознанию природы повседневных забот и невзгод, накапливается уверенность ученика в собст­венных возможностях. Но Сила Личности не может быть при­обретена в бесшабашном веселье, бессмысленных развлече­ниях и поощрении собственного эгоизма.

При преодолении трудностей ученик извлекает для себя урок: в каждом жизненном испытании содержится крупица Силы Личности, которую необходимо добыть. Если урок этот усвоен, ребенок научится все преодолевать, обретая при этом внутреннюю свободу.

Шансы справиться с превратностями судьбы, в основном, зависят от желания их преодолеть. Задача учителя — сти­мулирование этого желания посредством создания условий для его формирования и развития, превращения в постоянную потребность.

Полюбить жизнь такой, какая она есть, без всяких усло­вий — значит принимать ее с. пониманием и тогда, когда она трудна, и тогда, когда она легка. Если испытания встре­чаются с надеждой и улыбкой — борьба выиграна. Более того, надо научиться с благодарностью вспоминать испыта­ния, потому что они помогли приобрести силы, находчивость и терпение. Только после осознания до конца своих слабо­стей и недостатков, высвеченных выпавшими трудностями, можно переходить к следующему условию — к «включению» самоконтроля для укрепления Силы Личности.

Самоконтроль. Истоки многих человеческих ошибок и тра­гедий состоят в неумении покорять собственную натуру. К со­жалению, познание самого себя не является предметом обу­чения в школе. Как известно из мудрого изречения Ф. Бе­кона — «Знание — это сила». Но познание себя — это Сила Личности. По сравнению с первым условием, помогающим открыть скрытые возможности, потенциальную силу и узнать о своих слабостях, самоконтроль — это сознательное исполь­зование жизненной энергии на более высоком уровне.

Главным препятствием на пути к самоуправлению лично­стью и, как ни странно, одним из средств достижения само­управления, является негативный аспект мыслей и чувств. Он,— поворотный момент движения от.обратного. Самоконт-

роль помогает трансформировать его в позитивный, творческий и конструктивно распределять жизненную энергию.

Первое условие — испытания — создают огромное поле деятельности для тренировки и в самоконтроле. В основе ее — перевод негативных установок, мыслей, эмоций, отношений в позитивные: раздражение и гнев — на спокойствие и тер­пение, зависть — на доброжелательность, коварство — не великодушие, жестокость — на милосердие и т. д.

Гармония. В отличие от традиционной педагогики, где главным инструментом воспитания всегда является воздейст­вие на ученика, педагогика сотрудничества и воспитания Силы Личности использует другой инструмент. Настоящий успех в развитии человека, по мнению ее приверженцев, обусловлен даже не взаимодействием с учениками, а реакцией на них со стороны учителя. В зависимости от того, как учитель реагирует на эти взаимодействия, можно судить о Силе Лич­ности, которая при этом передается и его ученикам. Если в своих реакциях он руководствуется принципом гармонии, то его Сила Личности увеличивается в соответствии с естествен­ными законами природы.

В советской педагогике под гармоничной личностью по­нималась «оптимальная соотнесенность всех сторон ее вос­питанности с учетом полной реализации ее духовных, нрав­ственных и физических возможностей».

Расшифровка этой терминологической казуистики долж­на, очевидно, означать следующее. Гармония — это совпаде­ние всех качеств человека, воспитанных под воздействием все? воспитательных направлений, с его внутренним миром.

Следует отметить, что советская педагогика более кон­кретной формулировки не дала. Но/при всей расплывчивости. заметно, что приверженцы объективизма, ориентации на внешнее воздействие, противоречат своим базовым постула­там: отсутствует важнейшая для марксистской педагогики обусловленность воспитания социальной средой. Оказывается, что человек может быть гармоничен только с самим собой. а это уже экзистенциализм. Впрочем, такими противоречиями изобилует вся советская педагогика.

В соответствии с положениями педагогики развития Силы Личности гармония — это золотая середина между противо­борством и покорностью, мост от сердца к разуму, продвиже­ние по которому возможно лишь при отказе от насилия при решении любых проблем. Гармония — это не только союз с самим собой, но и с другими людьми, с природой, с космо-

405,

сом. Гармония значительно увеличивает творческий потен­циал личности потому, что позволяет человеку ненасильст­венно соединять свою энергию с- энергией других людей.

Собственно, само слово «гармония» и означает согласован­ность.

Гармония включает в себя такие понятия, как уравнове­шенность, красоту, грацию и единение. Если вспомнить Жи­рафа, то именно эти качества характерны и для него. Таким образом, гармония — неотъемлемый результат самоконтроля, главным качеством которого является уравновешенность, основанная на уверенности.

Антиподом уравновешенности становится неумеренность, превращающая достоинства человека в его пороки: фана­тизм как неумеренная целеустремленность, трусость как неумеренная осторожность, безрассудство — «гипертро­фированная» храбрость, пассивность — передержанное терпение, упрямство — несгибаемая воля, унизительная жалость и сентиментальность — беспредельное со­страдание.

В основе воспитания гармоничных отношений личности с миром — восстановление отношений между полами, между юношей и девушкой. Восславленные нацистами типично «муж­ские» качества — физическая сила, агрессивность, превос­ходство, грубость, эгоизм — соответствовали не столько ниц­шеанским представлениям о качествах сверхчеловека, сколь­ко сверхмужчины. О таких «женских» качествах, как доброта, любовь, самопожертвование, мягкость, естественно, не могло быть и речи. Поэтому предметом и результатом воспитания становились жестокость, хватка, похоть, культивируемые в мужчинах и направленные на разрушение женщины. Но.пре­небрегая женщиной, мужчина разрушает и себя и вносит дисгармонию в окружающий его мир.

С другой стороны, постоянно подавляемое женское на­чало, избавляясь от насилия, зачастую переходит грань навя­зываемой мужчиной уравновешенности и оборачивается cуперэмансипированностью. Чтобы не погрязнуть в ней, жен­щине достаточно воспитать в себе необходимость соперничать с мужчиной не в проявлениях зла, как самой простой реакции на насилие, а в проявлениях добра. Только такое соперниче­ство помогает восстановить принцип гармонии, поскольку жизнь остро нуждается в ласке, красоте, терпении, умении прощать.

Механизм баланса и принципа гармонии заложены также 406

в юморе. Невзгодам и страданиям мудрые люди всегда про­тивопоставляют это замечательное чувство. В способности умственно и эмоционально адаптироваться к постоянным трудностям и заключен источник юмора, помогающего обрести духовные силы в любых обстоятельствах. Не случайно, зако­стенелые в фанатизме тоталитарные режимы юмором не-блещут — разве только в самых грубых и злых проявле­ниях.

Человек не рождается с чувством юмора, это качество — всегда благоприобретенное, результат контактов с людьми обладающими им в сочетании с определенной умственно] культурой. Следовательно, юмор и должен быть воспитан. как одна из основ, вводящих равновесие-гармонию в чело­веческую жизнь. Лучший.метод воспитания юмора— при­мер, где в качестве образца для подражания выступают спо­собные к юмористической оценке учителя, родители, одно­классники. Сложность заключается все в том же соблюде­нии умеренности, предотвращающей переход доброй усмешки в злостное издевательство и высмеивание.

Гармония, как баланс противоположного, включает в себя и преодоление трудностей, самоконтроль, предполагает соче­тание мужского и женского начал, твердости и мягкости, юмо­ра, решительности и гибкости, настойчивости и уступчивости Достижение гармонии возможно благодаря огромному напряжению, но результатом его становится и колоссальная мощь увеличивающая Силу Личности.

Идеализм. Одним из разрушающих факторов, доставших­ся нам в наследство от тоталитарной педагогики подавления личности, сегодня выступает цинизм. Сомнение в искренности и доброте, заостренное внимание только на негативных сто­ронах жизни, неверие в какие-либо ценности, кроме соб­ственного «Я», попытки судить обо всем с пренебрежением к позитивным идеям — вот разлагающие личность установки, приводящие ее к эгоизму, замкнутости и человеконенавистни­честву. «Мировые проблемы не могут решаться скептиками или циниками, горизонты видения которых ограничены оче­видными реалиями. Для этого нужны люди, способные выйти за предел возможного» (Дж. Ф. Кеннеди).

Циник за эти пределы не выйдет никогда, так как его мировоззрение ограничено переживанием собственных непри­ятностей, в которых, по его мнению, повинны другие — об­стоятельства, люди. Цинизм — защитная броня труса, кото­рый боится обнаружить собственную ущербность и кото-

рому не достает храбрости для приобретения убежденности.

Что можно противопоставить цинизму, самому опасному врагу Силы Личности? Он присущ не только нашему, но и западному обществу, где его истоки заложены в упрощенно понимаемой необходимости выживания с использованием лю­бых средств. Цинизму противопоставлено воспитание идеа­лизма, но не как некоего отрешенного видения жизни, а как стремление к высоким идеалам, ориентируясь на которые легче достичь обычных земных целей. Но и здесь необходима осторожность, поскольку пренебрежение самоконтролем и гармонией может преобразовать идеализм в религиозный фа­натизм.

В основе идеализма заложена культура как гармония знания, творчества, чувств и общения, подпитывающая собой воображение человека. Современные дети все меньше меч­тают о возвышенном. Их воображение, в основном, перепол­нено соображениями о прибыли, о том, где и что дешевле добыть, перекупить, перепродать. В этом виноваты и мы, взрослые, постоянно размышляющие вслух о том, как свести концы с концами, и неустойчивая экономика, и средства мас­совой информации. Но все-таки, хоть иногда, родители, и особенно учителя должны отрываться от стереотипов жизни, потому что чрезмерная приземленность, практицизм не поз­воляют развиться творческой личности.

Идеализм — не пустые мечтания, а творческое участие в конкретных событиях. Развитие Силы Личности предусмат­ривает и стимулирование воображения, и здоровое восприятие окружающего мира. Ограничивая жизнь ребенка школой,. семьей, соседями или собственным «Я», мы уменьшаем по­ток энергии, питающей Силу Личности.

Что дает возможность прорыва?

Позитивное мышление, осознанная доброжелательность в восприятии других, альтруизм, самоотдача, щедрость, неза­висимость, разумное отношение к своим интересам, соотнесе­ние их с интересами окружающих, уважение свободы других людей.

Особое значение в воспитании идеализма играет преодо­ление укоренившихся в сознании ребенка догм, взращенных семейным воспитанием и жизнью ближней социальной сре­ды. Догматическое восприятие окружающего мира основыва­ется на ложных установках, внедренных в сознание ребенка. Прежде всего — это стереотип отношений взрослых, высту­пающий в качестве единственного образца для подражания и

воплощения в собственном поведении. К ним относятся та­кие укоренившиеся в быту явления, как грубость, рукопри­кладство, эгоизм, двоемыслие, ложь, бессмысленное накопительство, зависть, морализаторство, нетерпимость к чужому мнению и т. д. Проявляясь в конкретных ситуациях взрос­лых отношений быта, эти стереотипы прочно оседают в дет­ском сознании и применяются уже в детских отношениях — сначала на уровне игры, а в дальнейшем — как принятый добровольно канон поведения и поступков.

Противопоставлением догматизму выступает включение детей в игровую, досуговую и учебную, ролевую деятельность, где ребенок, выступая в силу предложенных условий в раз­нообразных качествах, проигрывает на себе результатив­ность вышеприведенных негативных явлений; попадает в условия необходимости преодолеть их и почувствовать себя в противоположной роли.

Другим «противоядием» может выступить своеобразная общая романтизация школьной жизни. Богатый опыт ее ста­новления и развития накоплен в творчестве И. П. Иванова, С. Л. Соловейчика, О. С. Газмана, В. А. Сухомлинского, в разработках методик по организации работы лагеря «Орле­нок». Вполне естественно, что многие из этих разработок, в соответствии с духом времени их создания, были пронизаны чрезмерным увлечением революционной романтикой, ее воз­величиванием, Но главным в них остается искренняя направ­ленность на преодоление жестокости, цинизма, косности,

эгоизма.

Модель дона Хуана. В истории зафиксированы спонтан­ные всплески страстного интереса человечества к необъяс­нимым традиционной наукой явлениям: телепатии, левитации, ясновидению, телекинезу, неопознанным летающим объ­ектам и т. п. Предполагается, что эти увлечения связаны со смутным массовым предчувствием грядущих потрясений — кровавых революций, смены правительств, глобальных войн, истребления целых народов. Подобные переживания, как правило, совпадают по времени с окончанием и началом сто­летий.

Анализ наиболее ярких событий, происходивших на пе­реломе веков, выявляет определенную закономерность: мощ­ная волна кликушества и юродства, сопровождавшая воцаре­ние Бориса Годунова, как бы предвестила «смутное время», восшествие лжецарей на российский престол, затяжную рус­ско-польскую войну; религиозный, самоуничтожающий фа-

натизм староверов с присущими им пророчествами конца света предварил реформы Петра 1; увлечение царствующих особ мистицизмом, экстрасенсорикой, ясновидением и оккуль­тизмом в конце XVIII и XIX веков (Павел I — рыцарь Маль­тийского ордена, Николай II — духовный сын ясновидца Рас путина), предшествуют нашествию Наполеона и первой рус­ской революции и т. д.

Но еще менее уловимая связь устанавливается уже меж­ду этими событиями и явлениями иного порядка. Это — фи­лософские открытия, совпадающие с этими же переломными моментами и определявшие, зачастую не в прямом, а в опо­средованном влиянии, развитие педагогики.

Каждое из этих открытий указывало зону прорыва, бла­годаря которой человечество могло бы подняться на новую ступень развития посредством самовоспитания сознания, мыш­ления и ителлекта. Далеко не все из этих открытий стано­вились основой для принятия педагогических решений «по свежим следам». Отвергнув учение Декарта о врожденных. идеях во второй половине XVII века и объявив источником всех идей опыт, Джон Локк установил, что идеи возникают не только вследствие действия внешних влияний (среды), но и вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (рефлексия). Идеи, приобретенные из опыта, только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть пере работай деятельностью рассудка: сравнением, сочетанием отвлечением.

Потребовалось три столетия, чтобы это открытие, претерпев массу подтасовок и фальсификаций в коммунистическо) педагогике, обрело адекватную Локковской идее форму и смысл одного из стратегических принципов, гуманистической воспитания — принципа личностной деятельности. Обретение соответствия истинности философских идей их педагогическому воплощению происходит сейчас и с другими открытиями этого ряда — Н. А, Бердяева, В. А. Вернадского, И. Канта, Ф. Ницше, П. А. Флоренского, Э. Фромма, А. Швейцера, М. Штайнера и др. Все они так или иначе оперировали «не­научным», отчасти метафизическим аппаратом исследова­ния, пытаясь совместить истины науки с религиозной ве­рой.

Сейчас процесс сближения этих «несовместимостей» пошел значительно быстрее. Появилась уверенность, что отвергае­мые ранее из идеологических соображений возможности не-

традиционных, научно необъяснимых влияний на развитие личности получат достаточное применение в науке о воспи­тании.

Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время наметилась и другая тенденция.Она отражает не только попытку описания и объяснения нормальных и аномальных Явлений и состояний, таких, как процесс творчества, откры­тий, самореализации личности благодаря озарениям, контак­там с Божественным промыслом, и т. д. В большей степени эта тенденция связана с попыткой научить человека исполь­зовать заложенные в его психике и организме мощные энер­гетические потенциалы.

Не призывая и не признавая богоборческий пафос оккуль­тизма в качестве философско-теософской основы для нового содержания воспитания, мы хотим обратить внимание на не­которые философски окрашенные педагогические идеи од­ного из популярных трактатов Карлоса Кастанеды (4). Он привлек наше внимание тем, что в своеобразных тренинговых установках мексиканского колдуна дона Хуана автору удалось выразить основное содержание мудрости воспита­ния, направленного на преодоление искушения человека его вечными врагами.

Речь идет «О четырех естественных врагах Человека зна­ния»: страхе, ясности, силе, старости. Пользуясь языком пе­дагогической терминологии, мы имеем дело (так же, как и в модели Силы Личности) с четырехкомпонентной моделью со­держания воспитания. В ее основе осознанное продвижение человека к своему месту, предназначению в жизни. Следует отметить, что понятие «место» у Кастанеды трактуется не только в расширительном смысле (положение в, обществе, в семье, в жизни в целом). Оно означает и биоэнергетическое место, отведенное каждому человеку Высшим промыслом. В этом месте он ощущает себя наиболее свободным, раско­ванным, испытывает прилив физических и душевных сил. Не случайно у каждого есть свое любимое место — в городе, дома, в аудитории, где мы чувствуем себя комфортно и раскрепощенно. Современная биолокация весьма точно опреде­ляет как эти, так и противоположные им зоны — биоэнергопатогенные, где человеку находиться просто нельзя. В контек­сте нашего поиска содержания воспитания творческой лич­ности продвижение человека к своему жизненному месту в расширительном и узком смыслах происходит в процессе преодоления страха, в очищении ясности и силы от безрас-

судства, поспешности, жестокости и своеволия, в отсрочивании старости.

Преодоление каждого из «врагов» предполагает мощное нравственное самосовершенствование на основе изживания внешне притягательных, но столь же губительных состояний я привычек.

Страх приходит к человеку, когда ему приходится сра­жаться с собственными намерениями, поскольку они, стал­киваясь в процессе учебы с трудностями, оборачиваются противоположностью воображенному. Преодолени& страха —

в стойкости, в новых шагах навстречу опасности, в обретении-уверенности. Главное — не останавливаться, целеустремлен­ность окрепнет и учение перестанет казаться пугающе труд­ным: «Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него. до конца своей жизни».

Ясность наступает, когда человек осознает, что он хочет и знает, как этого добиться. Перед ним открываются воз­можности предвидения. Но ясность понимания и видения грозит обернуться ослеплением и скрытым несовершенством. Человек спешит, когда надо выжидать, медлит, когда следует торопиться. Поэтому он начинает топтаться на одном месте, пока вообще не утрачивает способность учиться. Вместо че­ловека знания он может стать отважным воином или шутом. Он будет ясно видеть, но не сможет стремиться к чему-либо. Отсюда — необходимость использовать ясность только для того, чтобы видеть, научиться терпеливо выжидать и тщательно все взвешивать, прежде чем сделать очередной шаг, Только поняв это, человек достигнет такого состояния, когда никто и ничто не сможет причинить ему вреда, потому что это будет уже не заблуждение, а сила, которая, в свою очередь, тоже может обернуться врагом.

Сила наделяет человека неуязвимостью: он идет на рас­считанный риск и... устанавливает свои законы. Сила пре­вращает его в своевольного и жестокого человека. Поэтому человек должен преодолеть и силу тем, что не расслабляясь, осторожно и добросовестно относится к тому, чему научился. Когда он поймет, что ясность и сила при отсутствии самокон­троля хуже, чем заблуждение, все снова окажется в его руках. Он узнает, как применять свою силу и победит треть­его врага Человека знания.

Старость находится в конце пути учения. Это самый же­стокий из врагов, победить которого невозможно, но можно-отсрочить ее наступление. В процессе борьбы со страхом, яс-

полстью и силой человек устает, его одолевает желание от­дохнуть, которое пересиливает всю ясность, все могущество, 'все знание. Преодолев усталость и пройдя свой путь до конца, он станет Человеком знания хотя бы на то краткое мгнове­ние, когда ему удастся отогнать последнего врага. Этого мгновения ясности, силы и знания — достаточно.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. В чем, на ваш взгляд, состоит принципиальное отличие моделей Силы Личности и. Дона Хуана от двух моделей, рас­смотренных выше?

2. Что общего и отличительного в рассмотренных моделях?

3. Дайте собственное определение понятиям? Сила Лич­ности (сопоставьте с понятиями «субъективные факторы», «внешние обстоятельства»), судьба и самосознание.

4. Приведите примеры типичных ситуаций подавления взрослыми самостоятельности действий и суждений ребенка, его личного достоинства и т. п. Назовите: основные средства, используемые при этом: ближайшие и отсроченные последст­вия, проявляемые в поведении таким образом «воспитуемого» ребенка, его отношениях с окружающим миром.

6. В какой фор,ме.и какими средствами возможно оказа­ние родителями и учителями помощи детям в преодолении жизненных трудностей?

7. В толковых словарях понятие «идеализм» рассматри­вается в трех основных значениях: 1) враждебное материа­лизму философское направление; 2) идеализация действитель­ности; 3) приверженность высоким нравственным идеалам. Выберите наиболее соответствующее смыслу модели.

8. Определите, в чем идеализм противостоит своим анти­подам — догматизму, косности и т. п. Какие качества лич­ности могут способствовать этому противостоянию?

9. Насколько гармоничен мир и человек в мире, если иметь в виду синергетический принцип «порядок из хаоса»? Гар­моничен ли человек в своем психическом, физическом, нрав­ственном развитии, если иметь в виду возрастные особен­ности, например, подростковый возраст? Какие противопо­ложности могут быть сбалансированы в развитии личности и за счет каких педагогических средств?

10. Насколько средства массовой культуры способствуют развитию в человеке Силы Личности? 11. Как вы понимаете чувство юмора? Юмор — это зер-

кало неудачника или оружие в борьбе за успех? Можно ли по характеру юмора определить менталитет нации?

12. Составьте мини-сценарий педагогических действий учи­теля по преодолению одной из негативных характеристик личности в соответствии с одним из компонентов рассмот­ренных моделей.

* * *

Недостаток любой модели состоит в том, что она — всег­да формальна. Модель и не может быть иной, потому что ее-задача — дать общую схему, показать возможные ориен­тиры достижения цели. При всех попытках наполнить модели содержания воспитания переживаниями, т. е. придать им жизненную силу, они отражают переживания авторов, а не учителей, которые могут откликнуться на них, а могут прой­ти мимо. И чем более детальным становится описание мо­делей воспитания педагогов-мастеров, тем меньше шансов на продление их в учительском опыте. Так и происходило в тра­диционной педагогике: все учителя изучали опыт Макаренко, Сухомлинского, Шаталова, но никому не удалось его повто­рить.

Педагогика личности решает другую задачу: чужой опыт воспитания не может быть повторен принципиально, поэтому должны предлагаться не его детали, а смысл, содержащийся в принципиальном описании содержания этого опыта.

Замечательный российский феноменолог Г. Г. Шпет ут­верждал, что «формально-рассудочные схемы оживают под дыхание разума (10). Смысл предложенных моделей может ожить и стать содержанием воспитания только тогда, когда он будет дополнен живым дыханием вашего разума, углублен его интуицией, «подсказывающей» педагогическому сознанию россиянина гораздо больше, чем кому бы то ни было. Модели требуют, чтобы с ними работали, но это работа не по вое-произволению чужого содержания, а по конструированию соб­ственного. В этом и состоит феномен самоорганизации и,. чтобы он состоялся, мы предлагаем вам своеобразный вспо­могательный материал: работу с условиями формами и тех­нологическими основами самоорганизуемого воспитания.

 

Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.