Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика социального пространства воспитательного процесса




• 5-241


Привнести в группу ценность — это значит выразить социально-ценностное отношение "здесь и сейчас"; проявить, проиллюстрировать, декларировать, утвердить, продемонстрировать, публично защитить, отстоять, провозгласить, оценить значимость для жизни человека. Формы такого привнесения самые разнообразные, как разнообразно в своих проявлениях отношение: слово, мимика, жест, действие, поступок, мотивировка, предметное об-ставление, поза, пластика, интонация, мелодика голоса или мелодика движений, темпо-ритм и прочее. Если сопоставить лишь только лексические формы выражения отношения, то станет ясна широчайшая палитра форм привнесения ценности в группу. Произведем же такое сопоставление разных лексических форм:

— Здравствуйте! — "Доброе утро!" — "Приветствую вас!" — "Счастливого дня!"

— "Спасибо!" — "Благодарю!" - "Признателен" — "Весьма тронут" — "Такая неоценимая услуга";

— "Начнем работать" — "Приступим" — "За дело!" — "Работа ждет!" — "Предстоит удовольствие от работы..."

— "Дети!" - "Ребята!" - "Друзья!" - "Товарищи мои!" -"Дамы и господа!"

— "Судари и сударыни!" — "Милые мои!.. Педагогически важно здесь следующее: предъявление

любой ценности изменяет атмосферу, будь это ценность человека, дела, красоты, знания, чести, свободы или что-то иное, более широкое или же более узкое. Иногда достаточно одного слова, одной улыбки, одного действия, чтобы развернуть вектор социально-психологической атмосферы в группе в сторону улучшения.

— Помогите, пожалуйста,- просит учитель. И можно фиксировать потепление отношений.

—...Этот рыжий монах тонко чувствовал природу, и его скрипка заговорила голосом неба, птиц, леса, цветов, — рассказывает лектор, и зал замирает в ожидании чуда Вивальди.

—...Смотрите-ка, что я принес,^ сообщает психолог, красиво и нежно разворачивая упаковку первых цветов. — Жизнь вновь пробуждается, — и в классе как будто свежий ветерок разбудил тяжелую застывшую атмосферу.

Психологический климат продолжает свое воздействие и тогда, когда в группе нет педагога. Вот почему А.С. Макаренко замечал, что воспитание протекает "когда нас нет дома". Социально-ценностный климат


группы — это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.

17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса

Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Не затрагивая классификации всего разнообразия групп (ассоциация, кооперация, корпорация и другие, основательно рассматриваемые социологическими науками), отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.

Во-первых, благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим "Я", и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и так как в группе спектр социальных полей широк1, то именно в группе интенсивно формируется яркая индивидуальность ребенка.

1 Заметим попутно: педагоги знают, как трудно работать с группой менее 12-15 человек, где этот спектр сужен и обеднен.


Бесспорно многоплановое развитие неминуемо и максимально в той группе, которая может быть охарактеризована как коллектив. Чтобы доказать это, произведем сопоставление самого низшего уровня группы — группы случайно собранных людей, аморфной1, часто именуемой название коллектива. Оформим такое сопоставление.

В диффузной группе: В коллективе:,
— положение человека неустойчиво и неопределенно, поэтому он робок и неуверен в поступках; — лидер группы случайный, нет гарантии, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации; — отношение к делу регулируется администрацией; для большинства - некое принуждение; — отношение к руководителю как к вышестоящему лицу, облеченному властью над каждым; — отношение к группе защитно- оборонител ьное; — по отношению к себе психологическая зажатость, скованность, робость; — по отношению к Другому: скрытая агрессия, конкуренция. — положение человека устойчиво, определено, поэтому он свободен в поведении; — лидером группы является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией; — отношение к делу как лич-ностно значимому для каждого члена или для большинства; — отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями; — отношение к группе открытое, товарищеское; — по отношению к себе: свободное проявление "Я", инициативность; — по отношению к Другому: принятие как данности, ответственная зависимость, дружба.

Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не прихо-

1 Аморфный (гр. amorphos) — бесформенный; диффузный (лат. diffusio разлитие) — рассеянный. 452


длтся расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия. В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такой степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего "Я", как это предоставляет ему коллектив. Заметим попутно: лишь обыденное, житейское, обывательское представление о коллективе предполагает давление на личность и нивелировку личностных особенностей человека, якобы, находящегося в коллективе, но житейско-обыденный образ коллектива больше напоминает "стадо", "тусовку", "стаю", то есть диффузную группу.

Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями. Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы. История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.

В коллективе личность езсбсдна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.

Педагог, работая с группой детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства.

Советская педагогика основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги, как С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи:

педагогическое требование, а ныне скажем, утверждение социально-ценностных норм жизни группы;


- — коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;

— самоуправление, а ныне скажем, демократические основы руководства жизнедеятельностью группы, базирующееся на возложении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятельности;

— перспектива завтрашней радости: близкая, средняя, далекая — придающая энергическое движение группе;

— традиции группы, фиксирующее коллективные продвижения и оформляющие автономность и отличность коллектива;

— постоянная напряженная духовная деятельность по осмыслению ценностей жизни и содержания собственного бытия;

— участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством;

— расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка.

Благодаря достаточно длительному опыту совместной деятельности, благодаря предоставленной педагогом возможности осмысливать свое "Я" в разнообразной коллективной деятельности, а также осмысливать группу как некий единый организм, некую сообщность, имеющую свое лицо, волю, свою историю, особенность содержательной жизни, — благодаря всему этому рождается совершенно удивительное психолого-педагогическое явление — совокупный субъект. Группа преобразуется в субъект деятельности, жизни, а значит, и своей истории. Она выступает как единое лицо, ставящее единую цель, способную принять принципиально некий единый мотив организуемой деятельности, умеющее отбирать средства и способы деятельности, организовывать исполнение операций (действий) по достижению цели, оценить и проанализировать произведенное. Вкупе (отсюда идет название "совокупный") все члены группы, будучи индивидуальностями, носителями особенных взглядов, мнений, реакций, восприятий, соединяют свои воли, мнения, оценки, представления о желаемом результате и направляют целевую активность на достижение желаемого. Каждый в данном общем движении исполняет свою роль, определенную его особенностями личности, никак не подвергаясь нивелировке, по-


давлению, уничтожению личностных своеобразий. Яркие примеры рождения совокупного субъекта преподносит нам художественная творческая групповая деятельность, групповая спортивная деятельность, трудовая деятельность — такого рода деятельность, где усилия всех направлены на общий и единый результат (например, школьный спектакль, обустройство площадки, спортивные состязания, издание рукописного журнала).

Социальное развитие школьника проходит чрезвычайно интенсивно, когда воля совокупного субъекта (группы) и воля индивидуального субъекта (отдельного члена группы) сопрягаются, то противостоя, то сливаясь, то противоборствуя, то дополняя друг друга.

Педагог, став во главе группы, а значит, приняв на себя огромную ответственность за развитие микросреды каждого воспитанника, последовательно и неуклонно расширяет полномочия группы как будущего субъекта, вовлекая всех членов группы в осмысление деятельности, оценку результатов деятельности и, в итоге, в осознание цели и мотива планируемой работы. Таким образом, группа приобретает способность быть субъектом деятельности, все более и более расширяя свои полномочия в общем контексте школьной жизни.

Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления группы, а вернее, самоуправления коллектива, ибо по мере роста полномочий увеличивается уровень развитости социальных связей в этой группе, приобретающей все более отчетливо черты коллектива: отношения ответственной зависимости; глубина дружеских связей; ценностные ориентации и высокое поле психологического климата; качественность предметной деятельности; внимание каждой индивидуальности; актуальное проживание социальных событий, проблем, ситуаций; ощущение своей группы как части общества.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное уч реждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохра-


няя принципиальные позиции, которые передаются по эстафете от поколения к поколению в том случае, если реализуется разновозрастной подход к организации жизни коллектива и к совместной деятельности малыши, подростки и старшеклассники выступают как равноправные члены.

Социальное поле жизни ребенка стремительно расширяется по мере подрастания его и обретения им новых социальных ролей: он сын своих родителей, он сосед по отношению к семье, расположенной в квартире рядом; он внук своей бабушки; он товарищ по играм во дворе; он пассажир; он зритель в театре; он ученик, он мальчик (или девочка); он дежурный по классу; он член кружка самодеятельности; он спортсмен — и так далее. Зги роли обретаются лишь при смене социального пространства, и тогда ребенок с тем же самым пространством, с которым он взаимодействовал "вчера", вступает в новые отношения "сегодня", и от него ожидают иного поведения, нормативно одобренного обществом, которое тоже изменяет отношение к ребенку в разной его роли: определенное отношение к малышу перестраивается, как только малыш перешагнул в период подростковый; расположенность к девочке улетучивается, стоит ей закурить; красивый мальчик теряет ласковое одобрение, если перед ним, сидящим, оказывается стоящая женщина. И это не случайно. Чем динамичнее социальное пространство, тем богаче социальный опыт подрастающего ребенка. Вот почему педагоги сознательно расширяют через разнообразие деятельности социальные роли детей, при этом как будто не изменяя социального пространства: все тот же школьный двор — однако ребенок в нем садовник; все то же здание школы — однако теперь ребенок дизайнер, обустраивающий дом; все та же улица — однако ребенок ухаживает за ней, наводя чистоту.

Расширение социального пространства протекает также за счет непосредственного передвижения ребенка, выхода его за пределы привычной предметной среды: вот он стал ездить на тренировки; отправился погостить в деревню к бабушке; вместе с родителями путешествует по Африке, просматривает видеофильмы научно-популярного и.


просветительского плана. Он видит другой предметный мир, его кругозор должен отодвинуться дальше, а значит, его привычный микрокруг высвечивается иным светом социальной оценки и приобретает новый личностный смысл.

Понятно, что ребенок, живущий в узком замкнутом пространстве, не имеет точно такой же возможности для развития, как ребенок широкой микросреды. И деревенский ребенок всегда проигрывает в сравнении с городским и столичным именно по причине суженности социального пространства. Однако в реальной жизни часто можно встретиться с явлением прямо противоположным оно часто фиксируется в высшем учебном заведении, куда поступают школьники из столичных школ и школьники из далеких маленьких деревень. Как объяснить подобную алогичность жизни?

Три условия определяют меру влияния социального пространства на личностное развитие ребенка (помимо общего — наличия активного взаимодействия, деятельности субъекта). Назовем эти условия.

Первое. Восприятие социального пространства может протекать либо на уровне предметном, либо на уровне от-ношетеском. Предметный уровень восприятия расширенного пространства лишь накапливает знания субъекта: передвигаясь, субъект видит новые дома, иные одежды, слышит странные слова, ест непривычные кушанья, любуется невиданными машинами, но при этом круг его социальных отношений, как бы замкнувшись вокруг его личности, не выводит его на другие отношения к миру, он продолжает жить тем же содержанием духовным, которое ему свойственно до передвижения, нет духовного усилия, нет проблемы жизни, нет осмысления жизни с новой точки зрения, — следовательно, нет развития. (Популярная песня В. Высоцкого, построенная как диалог Зины и Вани: "...Вань, глянь, какие попугайчики..." — едкая и грустная сатира на такое предметное восприятие мира). М. Кнебель в книге "Поэзия педагогики"1 рассказывает о том, как два студента после каникул, проведенных одним в Вологде, а другим в Париже, делятся впечатлениями с товарищами по учебной группе и как мало и скучно говорил прибывший из Парижа, но как долго и с восторгом слушали побывавшего в Вологде.

1 Кнебель М. Поэзия педагогики. М, 1976.


Социальное пространство становится социальным для ребенка только тогда, когда оно воспринимается через отношения, когда за новым увиденным видятся иные отношения к миру, и вот тогда личность приобретает палитру социального выбора, она делает усилия, она осмысливает виденное, и в данном усилии совершается ее восхождение по ступеням развития.

Второе. Расширение социального пространства происходит непосредственно, но и опосредованно: благодаря техническим средствам, книгам, фотографиям, художественным произведениям, научным описаниям человек далеко выходит за границы своего жительства, обретает возможность воспринимать и даже взаимодействовать с миром, откликаясь на увиденное, услышанное, представленное. Поэтому круг социума легко может быть расширен, если использовать такого рода средствами. Например, директор детского дома приобретает для своей школы видеозапись балетного спектакля "Лебединое озеро" на музыку Чайковского, говоря при этом: "Мои дети будут знать все шедевры мировой культуры".

Пространство может быть расширено через встречи и беседы с другим, будь он гостем, лектором, представительным лицом или случайным попутчиком, неожиданным собеседником. В школьной практике это называют "Встреча с интересным человеком", и вряд ли название упрекнешь в лексической некорректности: все люди интересны своим внутренним неповторимым миром, уникальным сочетанием отношений ко всем его проявлениям. Интересны отнюдь не только знаменитые люди, обретшие популярность, интересен любой, если он личность и субъект своей жизни, автор судьбы. Здесь важно лишь чтобы содержанием разговора было отношение, но не ограниченный предметный эффект. Проиллюстрируем сказанное.

Публикация на русском языке книги "Мой мир " Луча-но Паваротти (и Уильяма Райта) позволила педагогу использовать ее как средство для организации "Встречи с интересным человеком". Дети слушали фонозаписи, рассматривали портрет, читали отдельные страницы из книги и в завершение остановились на одном эпизоде концертной деятельности великого певца: "...зрители, сидевшие на песке, растянулись на сотни метров... во время концерта никто не был задержан, не было хулиганов и пьяных. Полицейский сказал, что на таких больших концертах по-


добного еще не бывало... люди молча слушали наше пение не только вблизи, но и далеко от сцены, где почти ничего не было видно..."1

Педагог поставил вопрос, почему так вела себя многотысячная публика, предлагая детям найти объяснение. И вновь вернулись к автору книги с его удивительным миром и поразительной душой.

Третье. Новое социальное пространство, в контекст которого входит ребенок, осмысливается ребенком в его от-ношетеском содержании: что это? зачем это? каковы последствия этого? чем в корне отлично это от того, что привычно и принято ребенком?

Становится достоянием личности лишь то, что имеет для нее значение и связано с ходом и характером жизни человека. Педагог должен суметь надситуативно воспринять действительность, раскрывшуюся перед ребенком и помочь ему с позиции значимости и ценности подойти к оценке новой стороны жизни.

Широта предметного пространства, предоставленного современному ребенку техническими средствами, стала гарантом того, что дети не смеются при виде странной национальной одежды, не насмехаются над непонятной речью, не показывают пальцем на инвалида. Но это не большое воспитательное достижение, ибо издевки и насмешки в адрес иной жизненной позиции, альтернативного взгляда на нечто значимое для ребенка, необычных форм поведения как выражения необычного отношения довольно часты в группе дурно воспитанных школьников. Заметим: при всем при том, что у них большие возможности постоянно расширять свое социальное пространство. Особые сложности представляют традиции социальной микросреды, отношенческое содержание которых впитывает ребенок в себя с младенчества.

Если педагогическому коллективу школы удается сохранить в качестве константы воспитания динамичность воспитательного пространства для всех детей школы, то общим воспитательным результатом они получают принятие жизни как данности во всех ее проявлениях, принятие человека как данности во всех его своеобразиях, формирование готовности детей к жизненному выбору, рождение

1 Лучано Паваротти, Уильям Райт. Мой мир. М., 1996. С. 242.


привычки ценностного осмысления всего того, что преподносит ребенку жизнь.

Укажем еще на одну характеристику динамичного социального пространства воспитательного процесса. Детская модель (школьная) его содержания постоянна, слагаемые его одинаковы, и добавим: мало меняется во взрослом своем варианте. Слагаемые эти: семья, школа (или детский сад), двор, группа свободного общения и группа по интересам (творческо-художественная, спортивная, научно-познавательная, конструкторская, хозяйственно-прикладная и прочее). Динамична структурная картина, так как один из элементов доминирует в какой-то период роста и личностного становления ребенка. Очень долго доминирует семейное социальное пространство; потом захватывает первенство в своем влиянии школа; чуть позже и школа отодвинута в тень, солнцем освещается свободное общение, определяющее социальное развитие; для некоторых детей элемент творческого общения и элемент свободного общения совпадают; еще позже элемент свободного преобразуется в элемент интимной дружбы (юношеской любви). Важно, чтобы сохранялась содержательная модель, но не менее важно структурирование элементов, так чтобы каждый из них оказался в определенный период значимым для школьника.

Попутно сделаем ряд замечаний, не раскрывая их, но обозначая в рамках настоящего учебного пособия.

Высоко оценивая роль семьи как первичного социума, школа не может не выходить на связь, взаимодействие, союз и сотрудничество с семьей.

Наблюдая за детьми "трудными", или, как еще их называют, девиантными1, приходится признавать, что истоки проблематичности в развитии личности этих детей спрятаны в рассогласовании, деструктурированности социального пространства, в котором оказался такой ребенок.

Отсутствие одного из элементов в модели социального пространства порождает психологические проблемы ребенка, выход из которых ему обязан найти психолог, работающий в школе (или в детском саду).

1 Девиантный - (лат. de "от" + via "дорога") - отклоняющегося поведения. 460


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Нарисуйте мысленно картину социального пространства, в котором протекало Ваше детство. Обозначьте смену доминантных элементов социума по мере Вашего подрастания.

2. Недалеко от школы расположились торговые киоски со р спиртными напитками и сомнительными людьми — ситуация, [ противовоспитательная. Переведите эту социальную ситуацию в

педагогическую. Что станете говорить детям?

3. Определите характеристики психологического климата в Вашей учебной группе. Найдите ключевые ценностные отношения, которые составляют основу этого климата.

4. Прочтите рассказ И.С. Шмелева "Мой Марс", проследите смену социально-психологического климата. Определите фактор, повлиявший на изменения атмосферы группы.

5. Проанализируйте наблюдаемую Вами жизненную ситуацию, в которой резко изменилась психологическая атмосфера в группе людей. Назовите средства, способ, содержание факторного влияния на атмосферу.

6 Опишите свое состояние в первые минуты присутствия в диффузной группе (например, студенческая группа, произвольно созданная администрацией). Отметьте теперешнее состояние, попутно укажите коллективистские признаки группы.

7. Необходимо почистить дорожку к крыльцу школы. Организуйте коллективную деятельность группы. А как будет выглядеть совместная деятельность группы в этом случае?

Литература для самостоятельной работы

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе М., 1989.

2. Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983.

3. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982.

4. Караковсшй В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М., 1996.

5. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.

6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. Т. 1. - М., 1977.

7. Новикова Л.И. Школа и среда. - М, 1985.

8. Культура современного урока. - М., 1997/Под ред. Н.Е. Щурковой.


Глава 18




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.