Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атомизм Демокрита




Суть обоих апорий («Дихотомия» и «Ахилл и черепаха») в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни закончиться.

Самое интересное доказательство Зенона против истинности движения содержится в третьей апории - «Стрела». Смысл этой апории в том, что движение невозможно и при допущении непрерывности пространства. Апория гласит, что летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет всегда занимает равное себе место, то есть покоится в нем в каждый момент, а потому он вообще неподвижен. Ведь движение не может сложиться из суммы состояний покоя.

Четвертое рассуждение Зенона против «истинности» движения известно под именем «Стадиойн». Суть апории «Стадиойн»: если два тела движутся друг к другу с одинаковой скоростью, то они встретятся на половине пути через определенный промежуток времени; если же одно из них будет двигаться с той же скоростью, а другое покоиться, то они встретятся через промежуток времени вдвое больший. Следовательно, движение, то есть приближение одного тела к другому будет разным в зависимости от точки зрения на него, то есть само по себе оно вовсе не есть движение. Рациональный момент данной апории сводится к указанию на диалектический характер проблемы соотношения относительного и абсолютного движения. Причем эта апория еще раз обращает внимание на шаткость мнений, опирающихся на чувственную наглядность.

Смысл обеих апорий («Стрела» и «Стадиойн») в том, что движение невозможно и при допущении непрерывности пространства. Поэтому две первые апории образуют как бы тезис, а две вторые – антитезис. В целом получается, что движение невозможно при прерывности пространства, ни при его непрерывности. Зенон верно подметил диалектику в понятии движения, но разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. На самом деле пространство и время прерывны и непрерывны, и движение есть разрешение противоречия между прерывностью и непрерывностью как пространства, так и времени.

Античный атомизм обычно связывают с именами Левкиппа, Демокрита и Эпикура. Именно они предложили наиболее разработанные системы атомистического виде­ния мира. Разумеется, реально они «видеть» ничего не могли, а постигали эту истину «умственными очами». У них же впервые встречается само понятие «атом», что значит — «неделимый». Атомисты были согласны, что мир меняется, но все его изменения они «свели» к неиз­менному началу, к атому.

Демокрит

Демокрит (Vs. до н. э.) полагал, что существуют ато­мы и существует пустота. Бытие как бы разбито пустотой на частицы. Атомы безостановочно движутся в различ­ных направлениях. Их сочетания образуют целые миры. Человек также является собранием движущихся атомов. Из них состоит и его душа — из гладких, мельчайших, очень подвижных, т. е. из огня. Движение атомов порож­дает ощущения; мышление состоит из них же, но самых тонких их истечений.

Атомы не подвержены никаким изменениям, они не имеют ни цвета, ни запаха. Качества вещей, по сути, есть лишь различные сплетения атомов. «Только в общем мне­нии, — передает современник Демокрита главную его идею, — существует сладкое, горькое, цвет. В действи­тельности существуют только атомы и пустота».

Атомы летят в пустоте и ничто не может помешать их полету. Движутся они с одинаковой скоростью. Это озна­чает, что случайность отсутствует, а все происходит со­гласно необходимости, которая выступает как изначаль­ное предопределение. Судьба здесь — это не активность неведомых человеку сил. Судьба — это никогда не откло­няющийся полет неделимых частей бытия, каждая из которых есть атом. Мир существует и движется подобно громадному механизму, где главным законом выступает механическая причинность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.