Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория познания и этика И. Канта




 

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Всю свою жизнь он прожил в г. Кенигсберге в Восточной Пруссии. Учил­ся, был доцентом, а затем профессором в Кенигсбергском университете, посвятив все свое существование академи­ческой науке. Вокруг бушевали войны и революции, но они не могли нарушить распорядок его жизни. Кант жил только философией.

Кант, по его словам, осуществил коперниковский переворот в философии, доказав, что нужно не знания (ум) согласовывать с предметами, как это делали предыдущие философы, а предмет со знанием (умом).

Источник всеобщности и необходимости знания он предлагает искать не в объекте, а в субъекте. Мир научного познания не является миром самим по себе (догматизм), но он не является также только ощущением человека (скептицизм). Мир науки является творением ума, который сконструировал его по определенным правилам на основе чувственного материала, полученного от вещей в себе. Эти вещи в себе (ноумены) человеку принципиально не данные. Они могут быть данные только через субъективные формы созерцания и мышления, то есть как явления (феномены). Мир научного познания (сфера феноменов) является результатом синтеза (объединения) субъективных априорных (независимых от опыта) форм и чуственного хаотичното материала, источником которого являются вещи в себе. Априорные формы Канта лишены содержательности, предстают как определенная способность, определенные правила (схемы) формирование материала. Благодаря такому подходу Кант преодолел противоположность эмпириков и рационалистов. Он соглашался с эмпириками в том, что все знания возможны лишь на основе опыта, но не принимал их утверждения, что ум является чистой доской. В то же время он принимал концепцию ума рационалистов, но этот ум, по его мнению, содержит не врождённых идей, а априорные формы, которые без опыта не способны порождать знания.

Мир ноуменов и феноменов Канта можно представить, приняв аналогию познания и производства. Допустим, что человек всю жизнь прожил на заводе и не видел мира, который существует извне. Она имеет дело лишь с материалом, какой поступает извне, и орудиями труды (формами), которые обрабатывают этот материал. Для него мир - это созданные и упорядоченные трудом на территории завода предметы. Может ли она на основе материала, орудий труда и продуктов своей деятельности сказать, какой мир за пределами производства (сфера ноуменов), как он упорядочен? Достаточных оснований для этого человек не имеет. Так, по Канту, происходит и с познанием. Человек имеет дело лишь с узаконеным сознанием миром. А мир сам по себе ему неизвестен. Поскольку, по Канту, ум узаконил мир, данный в научном опыте, то и источник всеобщего и необходимого знания следует искать не в этом узаконенном мире (сфере опыта), а в правилах, априорных формах его узаконивания -- не в объекте, а в субъекте. В этом он и видел суть своего переворота в философии.

Ум, который Кант исследовал, он называл "чистым", или "трансцендентальным" (потусторонним относительно эмпирического субъекта). Это ум как совокупность определенных априорных форм, которые присущи любому эмпирическому, индивидуальному уму. А мир вещей в себе, то, которое выходит за пределы опыта, вн называл "трансцендентным" (потусторонним относительно эмпирического объекта).

Приняв такую концепцию ума, Кант пытался ответить на вопрос, как в процессе познания получаются общепринятыенаучные истины математики, природоведения и метафизики -- в трех признанных на то время сферах знания. Ища ответ, Кант разделял научные суждения (языковые изречения, в них фиксируются мысли) на налитические и синтетические. В аналитических суждениях например "все тела протяжённы" содержание субъекта мысли (тела) и предмета ("протяжённы") совпадает, поскольку понятие "тело" охватывает и понятие "протяжённость". Такие мысли не требуют подтверждения опытом. Они являются тавтологическими (не дают прироста знання) и малоценными в науке.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

• апостериорное знание;

• априорное знание;

• "вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности;

• формы рассудка;

• формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Практическое применение разума Кант мыслит преж­де всего в области морали. Здесь он хочет найти этичес­кий принцип (поведения), который был бы независим от какой-либо выгоды или субъективных интересов челове­ка. законом». Это означает, что в основе поведения человека должна лежать мысль о долге. Прак­тический разум как раз и дает человеку высшее знание о главном принципе поведения — «категорическом импера­тиве». Иными словами, И. Кант предъявляет человеку требование быть нравственным существом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.