Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше




Шопенгауэр родился в г. Данциге 22 февраля 1788 г. в семье достаточно удачливого коммерсанта

Шопенгауэр принес в мир новое миропонимание и но­вое мироощущение. Не прогресс, не рассудочные правила, а вселенская тревога составляют суть человеческого бытия. В этом плане весьма значимо главное сочинение Шопенга­уэра «Мир как воля и представление» (1818). Здесь фило­соф постарался показать, что мир, явленный человеку, на самом деле есть воплощение «слепой Воли», некоей сверх­природной силы, которая является неиссякаемым источ­ником энергии жизни. Воля выступает как «слепое влече­ние, темный глухой порыв». Она могуча и бескомпромиссна, но сама направленность ее усилий иррациональна, а пото­му бесцельна.

Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть «воля». Волю надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. «Воля, - пишет Шопенгауэр, - сама по себе бессознательна и пред­ставляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, — такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни». Воля порождает все явления и процессы в мире, но она безосновна и беспричинна. Она (воля) выступает как бесцельная потребность выжить, сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д.

Человеческий интеллект лишен возможности противо­поставить себя воле. Да, поступки принадлежат человеку, во обнаруживает в них себя именно воля. «Интеллект, хотя и снабжает Волю мотивами, — разъясняет Шопенга­уэр, — но в секретную лабораторию ее решений не прони­кает». Воля стремится все подмять под себя, она ненасыт­на. И если «интеллект устает, то воля неутомима».

«Воля» не ведет человека по жизни, она заставляет его жить, при том, что «идея созидания» в ней полностью отсутствует. А так как ее могучие усилия бесцельны, то и ее воздействия бессмысленны. Человек совсем не «хозяин своей судьбы» (как думали в эпоху Возрожде­ния), а бумажный кораблик в безбрежном океане жизни. Человек - существо сложное. В нем следует выделять три компонента:

1) что человек имеет (здоровье, ум, характер, волю);

2) какими внешними благами он владеет (должность, доход, богатство,положение и т.д.); 3) что о человеке думают другие. Первый компонент имеет самое главное значение.

В целом жизнь людей — это безнадежное длительное угасание и горе. Че­ловек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей».

Фридрих Ницше был филологом по профессии, а так­же мыслителем и литератором по природной одаренности.

Ницше внес своеобразную поправку в позицию Шо­пенгауэра, указав, что движущим стимулом мира являет­ся «воля к власти».

Проявлением «воли к власти» надо счи­тать тягу к самоутверждению в формах искусствах, морали, религии и науки. «Воля к власти» — движущая сила человеческой культуры. Осуществить «волю к власти» может только сильный человек, в определенном смысле «аристократ духа», гото­вый встать «над историей» и над моралью. Не испытывая сомнения и раскаяния, такие люди должны найти в себе силы переступить границы и разорвать узы мещанских от­ношений и традиций, которые связывают дух людей. Смысл истории человечества — не в довольстве масс, а в появле­нии «сверхисторических» людей

Христианская религия отвергается Ницше, поскольку она защищает слабых (которые воплощают собой «посред­ственность»), а сильных делает униженными. Мыслитель убежден, что утешения в вере ищет прежде всего тот, кому недостает силы и кто не может повелевать. У таких людей развиты стадные инстинкты и постоянно присут­ствует боязливое желание повиноваться.

Философская поэма «Так говорил Заратустра» (1883-1885) является одним из самых известных произведений Ницше. «Бог умер!» — такую истину нашел в своем сер­дце мудрец Заратустра. Обратившись к людям, он воскли­цает: «Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчело­век — смысл жизни».

А что же такое человек? «Человек — это канат, на­тянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пу­ти, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и оста­новка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.