Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия




Славянофилы (И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, А. С. Хо­мяков и др.) утверждали три основных начала русской культуры:

а) православие — как фундамент единого, «цельного знания» и гармонического состояния души человека. Толь­ко православие, полагал А. С. Хомяков (1817-1860), мо­жет органично соединить свободу и необходимость, инди­видуальную религиозность с церковной организацией. Естественное сочетание этих сторон жизни человека рож­дает понятие «соборность», которое понимается как едине­ние людей на основе их духовной общности. Славянофилы подчеркивали, что соборность может быть понята и «усво­ена только теми, кто живет в православной церковной ог­раде», а для «чуждых и непризванных она недоступна»;

б) монархия — как идеальная форма государственного устройства. Так, К. С. Аксаков (1817-1860) считал, что русский народ «государствовать не хочет». Ничем не стесняемая монархия охраняет русский народ от полити­ческих и юридических отношений, а тем более от «рево­люционного насилия». В то же время правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь народа, в его обычаи и быт — «жизнь мирную духа». Возрождение принципа «взаимного невмешательства» в дела друг друга должно явиться, согласно Аксакову, гарантом стабильно­сти русского общества в будущем;

в) крестьянская община — как «единый нравствен­ный мир» русского человека. Безоговорочно осуждая крепостничество с позиций христианства (человек не может быть рабом че­ловека), они в то же время опасались, что если лишить дворянской опеки крестьянскую общину, то она окажется ничем не защищена от разлагающего гнета правитель­ственной бюрократии (и от хищничества нарождающегося капитализма, добавим мы). Разрушение общины представ­лялось славянофилам крушением одного из основных начал русской культуры..

Таким образом, славянофилы выступали за сохране­ние самобытности России, которую они видели в правосла­вии, в соборности народного духа, в крестьянской общине. Славянофилы также стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных традиций особую русскую философию.

Западники: В полемике со славянофильством складывалась кон­цепция так называемого западничества. К этому направ­лению принадлежали такие мыслители, как А. И. Гер­цен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, а среди писателей И. С. Тургенев. Подвергая религию критике, они тяготе­ли к материализму, хотя были скорее представителями гуманитарной мысли, чем собственно философии. Согласно их теориям Россия должна была пойти по пути развития европейских стран, считали Россию скорее Европой чем Азией.

А. И. Герцен (1812-1870) полагал, что все русские проблемы «заключаются в вопросе о крепостном праве». Суть выдвигаемой им теории «русского социализма» стояла в его личном убеждении, что борьба крестьян, свое освобождение обязательно приведет Россию к социализма, минуя капитализм. Особое значение в теории А. И. Герцен придавал представлениям о «генетическом меньшинстве», задача которого состоит в пробуждении народного сознания.

Славянофилы были сторонниками образованности и просвещения, но считали необходимым искать в науке истинную народность, а не заимствовать западноевропейские образцы. Западники же с порога отвергали возможность существования какой-то особенной национальности или, пользуясь терминологией славянофилов, «народной науки».

Западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, а славянофилы склонялись к преувеличению роли народного, национального фактора в истории.

Западники «стояли только на том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идет не о внешнем только, но и о внутреннем духовном и культурном превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною культурною работою, при которых невозможно обойти общих основных условий всякой человеческой культуры, уже выработанных западным развитием».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.