Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы целостного педагогического процесса




Темы рефератов

1. П. Ф. Каптерев о педагогическом процессе.

2. Развитие понятия "педагогический процесс" в работах М.А. Данилова.

 

3. Роль теории педагогического процесса в развитии творческой деятельности учителя.

4. Теория целостного педагогического процесса в современных учебных пособиях по педагогике.

5. Роль казахстанских ученых в развитии теории целостного педагогического процесса.

6. Школы-новаторы в освоении теории целостного педагогического процесса.

Цель: Развитие представления у будущих педагогов о роли законов в науке и практике. Задачи:

а) Показать влияние практики на открытие законов.

б) Раскрыть объективный характер законов науки.

в) Обосновать содержание законов педагогического процесса.
План:

1. Законы как отражение уровня развития педагогической теории.

2. Влияние развивающейся педагогической теории на познание законов науки.

3. Успешная профессиональная деятельность педагога как деятельность в соответствии с познанными законами.


Основные понятия: наука, теория, закон, общие законы, частные законы науки, образование, педагогика образования.

Межпредмстные связи: философия, общая педагогика, социология, психология.

Законы как отражение уровня развития педагогической теории. Любая наука своей важнейшей задачей считает познание объективных законов, действующих в реальной действительности. Ибо только познание законов и дает возможность построения теории данной предметной области и соответственно эффективного решения практических задач.

В истории научных поисков можно проследить, что научное знание формировалось как описание явлений, затем на основе практики происходило формирование эмпирических теорий и открытие частных законов. И только когда были открыты специфические законы данной предметной области, развивалась современная теория научного знания (табл.!.).

Начиная с 60-х годов XX века в каждом учебном пособии по педагогике содержится параграф о законах и закономерностях. Однако ни в одном из них нет oi гределения, что это такое. Формулировки понятий даются произвольно, неясно, почему автор это считает законом или закономерностью. Более того, нет и разграничения, что отнести к законам, а что к закономерностям. Все это свидетельствует только о том, что теоретические разработки проблем педагогических законов отсутствуют. В немалой степени это связано с тем, что не приняты во внимание разработанные философами представления о законах и закономерностях /4, 5, 6, 7/.

Проблема закона в философии не нова. Уже в философских системах Древнего Востока и Греции, не используя термин "закон", формировали свое отношение к феномену, понимая под этим объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей.

Спустя два тысячелетия Д.Бруно впервые использует понятие "закон природы'4. Но начало широкого употребления понятия принадлежит Декарту, который считал, что закону свойственны два атрибута - неизменность и вечность. То есть пока существует данная область объективной реальности, ее законы неизменны и вечны, не завися! от воли людей, объективны,

Обратимся к примерам: есть материя и есть закон сохранения материи и энергии. Есть жизнь на Земле и есть закон ассимиляции и диссимиляции. Есть тела во Вселенной и есть законы всемирного тяготения.

В Новое время разработкой понятия "закон" занимались представители разных философских систем. Ф.Энгельс в "Диалектике природы" отмечал, что действие законов люди издавна фиксировали в своих наблюдениях и использовали полученное для усовершенствования практики /8/. Поэтому научные законы не сразу и открываются, а открытые продолжают уточняться в связи с новыми знаниями в данной предметной области. Достаточно наглядный пример - уточнение периодического закона Д.И. Менделеева в химии.


Таблица 1. Динамика развития научного знания как системы(на примере химии, биологии, астрономии, физики, педагогики)

 

 

Область наук» Предметная область науки Предмет исследования ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Описатель­ный (внутри философии) Первичного обобщения Открытие частных законов Эмпирические теории Открытие спецнфич. за­конов Создание фундамент. теорий
Химия О вещест­вах Преобразование вешеств   Алхимия Ш- IV вв. н.э. Закон сохранения массы в-в Ло­моносова - Ла­вуазье. XVIII в. Хим ячеек, атомизм Д. Дальтона, атом. вес нач. 1804 г. Периодический закон Д Мен­делеева. 1869 г.  
Биология О живом Клетка XIX в.   В виде опи­сания раст. и жи-вотн. Теофраст, III в. до н.э. Плиний, 1 в.н.э. Принцип эво­люции Ламарка, в вед. пит. "биология" XVIII в Систематика К. Линнея - XVIII в. эеол. теория Дарвина (прикл. естеств. отбора) XIX в. Законы Мен­деля. 1S66 г. Теор. разв. живых органнз. на клеточ к хромосом, уров­не, теор. ген., XX в.
Астрономия О строении Вселенной Космические тела и образуе­мые ими системы в глуб. древ. Геопентрнч. система Птолемея Звездные таб­лицы наблюд. за космическими телами Гелиоцентр, сист Коперника (XVI в.), законы движения планет Кеплера (XVII в) Первые теории происхождения Вселенной Чакон всемир­ного тяготе­ния Ньютона. XVII в. Теория эволюции Вселенной
Физика О природе Свойства материального мира глуб древ. Физика Аристотель IVb. до и э. Закон Архиме­да. III в. до н э. Законы механики И Ньютона. XVII в. Теор. тверд, тела, газов, законы и др- Закон сохр. массы и эиерг., эак из луч. Планка, теория отн. Эйнштейна. XX в. Единая теор. поля, матери­альное ед-во мира и энергии
Педагогика О воспита­нии Учебно-в о спит процесс (ЦПП) XX в. Плагон. Ари­стотель и др. ангач. фил. IV-III в. до н.э. Квинтилиан 1 B.I1 3. "О воспитании оратора"   Теорня обучения Я. А. Коме некий. XVII в. Законы формиров. коллектива Теория целостного пел. процесса

В общефилософском плане "закон есть отражение существенного в движении универсума" [9]. Закон есть выявление сущности данной предметной области, объективно реальной (в нашем случае - педагогической реальности). И познание, открытие закона позволяет осуществить переход от эмпирического уровня к теоретическому уровню научного знания.

Наше представление о законах в педагогике, естественно, связано с предметом самой науки - педагогическим процессом.

Влияние развивающейся педагогической теории на познание законов науки. Исследование законов педагогической науки фактически началось в XX веке. И здесь можно условно наметить три периода:

- 20-30-е годы связаны с прямым переносом всеобщих законов [2], открытых в философии, на педагогическую реальность (СВ. Трахтенберг, А.Б. Залкинд и др.).

- 40-60-е годы насыщены активными поисками законов и закономер­ностей в педагогике, но решение проблемы идет уже от известных категорий "обучение" и "воспитание", вне внимания к тому, что составляет предмет педагогики как науки (В.И. Помогайба, И.С. Каменоградский, Н.Н. Петухов, И.С. Марьенко, А.В. Барабанщиков).

- 60-80-е годы примечательны тем, что складывается четкая позиция по предмету исследования в педагогике (учебно-воспитательный или целостный педагогический процесс (ПЭ, 1965; В.Е. Гмурман, М.А. Данилов, B.C. Ильин, Н.Д. Хмель), что открывает перспективу в разработке педагогических законов.

Построение педагогической теории требует тщательной разработки именно педагогических законов. Особенностью педагогического процесса является то, что он социален по своей природе.

Социальные системы способны к самоорганизации только в одном случае - если каждый индивид, участник данной системы имеет достаточные и необходимые условия для оптимального развития и самореализации. Следовательно, для педагогического процесса существенное становление индивидов, формирование их индивидуальности и социальной зрелости.

Педагогика развивается как наука о воспитании, той общественной функции, которая связана с усвоением биологически наследуемого, социального опыта предшествующих поколений, подрастающей сменой человечества. То есть сущность воспитания и его цель есть становление индивида, "человека как совокупности всех общественных отношений" (отношений со всеми сторонами общественного бытия), которые формируются в процессе усвоения социального опыта. Из этого следует, что законами педагогического процесса, отражающими его сущность, могут быть следующие:

- ребенок становится наследником социального опыта предшествующих
поколений только благодаря собственной активной творчески-созидательной
деятельности;


- развитие индивида как личности, готовой к саморазвитию, к
самореализации и самоутверждению, с определенным социально-гражданским
статусом происходит в процессе социализации, вхождения в социум, во все
более расширяющееся с возрастом поле социальной активности;

- педагогов и учащихся, детей и взрослых объединяет кооперированная
совместно-раздельная деятельность, обеспечивающая успех всем и каждому
участнику педагогического процесса.

Законы педагогического процесса отражают его сущностные особенности, проявляются как в целом в педагогической деятельности, так и в частностях.

Усдешная профессиональная деятельность педагога как деятельность в соответствии с познанными законами. Современная профессиональная деятельность оценивается по успешным результатам. И это особенно важно для сферы образования, так как здесь успешный результат - состоявшаяся личность. Если сфера образования дает успешные результаты, тогда все другие области социально-экономической жизни общества, разнообразие видов профессиональной деятельности обретают возможности позитивных изменений.

Кризис образования, исподволь нараставший в XX веке, явственно обозначился в 60-е годы. Ф.Кумбс [I] дал обстоятельный системный анализ этому кризису. Однако попытки реформирования, предпринятые в разных странах, фактически не затронули главного: оставалась прежней парадигма образования, которая определялась как процесс и результат приобретения знаний. Поэтощ не случайно в 90-е годы состоялась XX сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где была принята совместная концепция роли образования в мире, которой соответствует и новая парадигма образования: под образованием следует понимать процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

Впервые в образовании на первое место ставятся интересы личности. В этом определении отражена важнейшая особенность бытия, открытая материалистической диалектикой единство распредмечивания и опредмечивания. В системе образования это означает, что педагог распредмечивает (выявляет) способы, которыми было получено научное знание. В процессе обучения учащиеся через овладение этими способами усваивают изучаемый учебный предмет. Именно благодаря этому (овладению способами деятельности) происходит преобразование личности учащихся (опредмечивание). Фактически этим обозначена необходимость личностно-ориентированного образования. То есть акцент на том, что умеет ученик, каким становится в процессе обучения. Тогда только можно говорить об усвоении учащимися культуры человечества (этноса, региона, семьи, профессии) и об их развитии в общественно-профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.