Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные отношения в педагогическом процессе




Гл

ТП

Учеб.


Внеучеб.


Учеб.


 

I

Задачи

Внеучеб.


Содержание


з;


Содержание


 


Средства



III
I
е- S

£Й

Средства

ё$%

  t '  
Индив. Инд.-груп. Е о и С 5 о h
Формы
XI
Методы и приемы
Формы    
Индив. ! 1 Коллект.- группов.    
       
Методы и приемы  
i t       i t
Задания —» 4---- Учащиеся -------------- ►■ Задания
                 

Рис. 2. Схема взаимосвязи компонентов в педагогическом процессе


На рисунке показаны два направления стрелок: по часовой стрелке -организация деятельности учащихся, в обратном направлении - движение для выявления сбоев в педагогическом процессе.

Теоретическая разработка модели педагогического процесса дает возможность определить, как достигается собственно воспитательный результат. В традиционном представлении, особенно в массовой практике, принято считать, что существуют две самостоятельные области деятельности учителя - обучение и воспитание. И, как следствие, существование двух ролей у учителя: учитель-предметник и классный руководитель. Попытки рассмотреть возможности обучения в воспитательном плане чаще всего связываются либо с содержанием изучаемого материала, либо с воздействием на формирование у школьника настойчивости, целеустремленности, ответственности и т.д.

Бесспорно, определенный воспитательный эффект заложен уже в содержании учебных предметов. Это связано с двумя моментами: во-первых, насколько усваиваемое содержание предмета соответствует уровню развития общества, его потребностям; во-вторых, насколько это содержание вооружает учащихся пониманием объективных закономерностей развития природы, общества и мышления человека, то есть содействует формированию мировоззрения.

В свое время А.С. Макаренко сказал, что дефективность личности связана с дефективностью ее отношений в обществе. Следовательно, основные воспитательные механизмы процесса надо искать в плоскости тех отношений, которые складываются у школьников (рис. 3).

РОДИТЕЛИ УЧИТЕЛЯ

/ I n

/ школьник \

одно- \ /

КЛАССНИКИ L -Я СВЕРСТНИКИ

/\ ш / \

Рис. 3. Система отношений ("воспитательные механизмы")

школьника в педагогическом процессе:

Г - отношения между родителями и детьми;

II - отношения между учителями и учащимися;

ГЦ ■- отношения между одноклассниками и сверстниками


В педагогическом процессе общеобразовательной школы для учащихся значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между учителями и школьниками, взаимоотношения школьников друг с другом. Поэтому применительно к педагогическому процессу общеобразовательной школы можно говорить о двух взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга воспитательных механизмах.

Уже в первом классе притягательными и значимыми для ребенка оказываются его отношения с педагогами школы, особенно со своим учителем, Преобладающее значение отношения педагога к школьнику в начальной школе не случайно: слишком много значит учитель в жизни маленького ученика, слишком велик для него авторитет знаний учителя, его опыта, мудрости, слишком зависим он в своих успехах от того, с каким учителем встретился. Постепенно у школьника накапливается свой объем знаний, опыт, формируется устойчивый круг общения, значимость отношений с учителем, снижается но не исчезает полностью даже в старших классах.

Как установлено рядом исследователей (А.С. Макаренко, Т.Е. Кон-никова, Л.И. Новикова, М.Н. Шульц и др.), в деловом сотрудничестве учителя с учащимися необходимо равновесие между предоставлением самостоя­тельности детям и тактичной помощью в обучении их способам деятельности. Тогда дети доверяют знаниям, опыту учителя, идут к нему советоваться, так как уверены в безусловном уважении со стороны старшего (даже к их ошибкам и оплошностям!) и умелой тактичной помощи. Вот это и составляет суть, основу воспитательного влияния взаимоотношений учителя и учащихся, от которых зависит, как будет относиться ученик к школе, предмету, преподаваемому этим учителем, к его примеру, взглядам, убеждениям, жизненным принципам.

Второй воспитательный механизм педагогического процесса школы не менее важен. Это взаимоотношения между учащимися. Н.К. Крупская в своих статьях неоднократно высказывала мысль о воспитательной роли отношений в детском коллективе. А.С. Макаренко был более конкретен: "работа педагога должна заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу... его работа должна заключаться в возбуждении требований коллектива к отдельной личности". Воспитатель должен учитывать существующие в коллективе реальные отношения между воспитанниками. В самих этих отношениях, если даже они складываются независимо от нас, многое может быть с успехом использовано в воспитательном плане. Оптимизация этого процесса связана с совершенствованием содержания и структуры деятельности детей в коллективе, со специальной организацией их коллективного общения как особого вида деятельности, с целенаправленным воспитанием у школьника культуры личностного восприятия друг друга, с организацией индивидуальной помощи школьникам в процессе их самопознания, саморегуляции поведения и социально полезного самоутверждения в коллективе.


Сущность воспитательного механизма, связанного с взаимодействием учащихся между собой, состоит в том, что этот механизм, как и первый, возникает и действует только тогда, когда есть деятельность. Причем деятельность должна быть коллективной и тщательно организованной, когда создаются предпосылки для формирования отношений делового сотрудни­чества и ответственности.

Таким образом, общее между первым и вторым воспитательными механизмами (деятельностью и его характером) позволяет сделать очень важный вывод. Если для формирования детского коллектива, основного инструмента воспитания, педагог может организовать активное взаимодействие детей с окружающей средой через разнообразные виды деятельности, то при организации коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно использовать общение детей между собой.

Вопросы для самоконтроля

1) Определите содержание понятий "закономерность", "принцип". Что связывает эти понятия с понятиями "воспитание", "педагогический процесс"?

2) Зачем учителю надо знать законы, закономерности и принципы организации педагогического процесса?

3) Покажите на реальных ситуациях роль закономерностей
педагогического процесса.

4) Какие компоненты педагогического процесса отражают деятельность педагогов и учащихся?

5) Что составляет содержание социального опыта?

6) Как усваивается соционормативная культура человечества?

7) Дайте характеристику воспитательных механизмов педагогического процесса.

Литература

1. Вопросы обучения и воспитания / Сост. Э.Г Костяшкин. М, 1972.

2. Ленин В.И. Философские тетради. ПСС, т. 29.

3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Собр. соч. в 7 т. М., 1958. Т.5

4. Проблемы методологии педагогики и методики исследования / Под ред. М.А. Данилова и Н.И. Болдырева. М., 1971.

5. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы: Гылым, 1998.


Задания для самостоятельной работы

1) Составьте содержатель но-хронологическую таблицу развития
основных понятий темы.

2) Подберите ситуации к закономерностям целостного педагогического процесса.

3) Составьте схему самоанализа ориентации учителя на принципы организации педагогического процесса.

 

4) Составьте задания учащимся для оценки своих отношений с одноклассниками.

5) Приготовьте анкету выбора для проведения социометрического исследования в классе.

6) На основе социограммы сформулируйте педагогические задачи влияния на воспитательные механизмы в классе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.