Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами




Общие принципы управления педагогическими системами

Любая деятельность, в том числе управленческая, основыва­ется на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки опреде­лить совокупность принципов, регулирующих протекание отдель­ных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческо­му циклу. Принципы управления являются конкретным прояв­лением и отражением закономерностей управления. К числу ос­новных закономерностей специалисты внутришкольного управ­ления и менеджмента относят такие закономерности, как зави­симость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функцио­нальных связей между субъектом и объектом управления; обу­словленность содержания и методов управления учебно-воспита­тельной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др.* В числе ведущих зако­номерностей внутришкольного менеджмента называют также ана­литичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.**

* См.: Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М., 1991. - С. 34 - 35.

** См.: Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М., 1993. — С 42 — 45.

 

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориен­тирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; систем­ность и целостность в управлении; рациональное сочетание цен­трализации и децентрализации; единство единоначалия и колле­гиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Ориентация внутришкольного управления предполагает преж­де всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии от­крытости обсуждения и принятия управленческих решений. Вы­борность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — прояв­ления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные от­четы администрации, совета школы перед общешкольным коллек­тивом и общественностью, предоставление возможности для учи­телей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказы­вать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направле­ны на утверждение демократизации в школе.

Управление педагогическими системами имеет ту непрелож­ную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, само­управление. Утверждение гуманистических ценностей в современ­ном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность са­мой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъ­ект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.