Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место психологии в системе наук, ее междисциплинарные связи и многоотраслевой характер




Соотношение житейской и научной психологии.

В методологии науки производится деление наук на определенные группы. Следовательно, по признаку изучаемого предмета все представленные науки подразделяются на естественные, изучающие природу, гуманитарные, исследующие общество, культуру и историю и технические науки, которые связаны с анализом, изучением, созданием орудий и средств производства в трудовой сфере деятельности. Человек - есть существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены. Поэтому психология, как трактует один из подходов, относится к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В связи с этим выделяются житейская и научная психология.

Житейская психология включает в себя объём психологических знаний, которые люди получают из практики обыденной жизни. Научная психология ориентирована на знания, получаемые в результате научных психологических исследований.

Таблица 1.

Соотношение житейской и научной психологии

Психология исторически взаимосвязана с рядом наук гуманитарного цикла.

Психология достаточно продолжительное время развивалась в русле философии и стала самостоятельным научным знанием к середине XIX в., сохранив с ней тесную связь. И сегодняшние научные проблемы рассматриваются с позиции как психологического, так и философского знания. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологической основе.

Социологическое и психологическое знания также находятся в тесной взаимосвязи. Данная взаимосвязь основана на единстве позиций теоретических исследований и использовании определенных методов, разработанных в границах данных наук.

Педагогическое научное знание тесно связано с психологией, так как проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения не могут полноценно осуществляться без учета индивидуальных характеристик и психологических особенностей индивида.

Кроме того, ещё в начале XXв. появилась и активно развивалась наука о детях, их обучении и воспитании, которая являлась комплексной наукой под названием «Педология», так как в ее рамках успешно взаимодействовали специалисты - представители различных научных знаний: педагоги, врачи, физиологи, психологи, и другие ученые.

Существуют множество примеров синтеза истории и психологии. Такой синтез реализуется в создании обшей научной теории. К ней относится и теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским. Кроме того, наглядным примером данной взаимосвязи истории и психологии является реализация исторического метода в психологии.

Взаимосвязь психологии с техническими науками обусловлена в первую очередь тем фактом, что человек является непосредственным участником многих технологических и производственных процессов, так как не представляется возможным наладить и осуществить производственный процесс без человеческого участия.

Необходимо отметить и тесную взаимосвязь психологии с медициной и биологией. В первую очередь, это объясняется двойственной природой человека: наличием в нём социального и биологического компонентов.

Таким образом, современная психологическая наука характеризуется наличием тесной взаимосвязью с различными областями науки и практики. Любая область научного знания и человеческой практики, где участвует человек, является местом применения психологической науки и психологического знания.

1.5. Возникновение психологии как науки: история развития психологического знания.

Исторический экскурс развития психологической науки представлен несколькими этапами.

Донаучный этап развития психологии.

Психологическое знание начало оформляться в древней мифологии. Ещё за несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. В их рамках произошло зарождение первоначальных идей о природе души человека, основанных на мистико-религиозных догматических взглядах.

Все учения древнего Востока сводились к пониманию природных явлений, в том числе психических, как возникающих на основе смещения и перемещения основных частиц, элементов мира. Это была первоначальная, «элементаристская», форма причинного объяснения психической сферы деятельности человека.

Античная психология.

Весомый вклад в развитие психологии как науки в этот период внесли представители античной психологии (VII-II вв. до н.э.): Аристотель, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон.

Аристотель, безусловно, считается отцом психологии как науки. Он является автором первого учебника по общей психологии, который был назван им трактатом «О душе». Он открыл и описал множество психологических феноменов. Им описаны различия между теоретическим и практическим интеллектом. Охарактеризован ассоциативный характер запоминания информации и т.д. Главная формула теории Аристотеля заключается в том, что душа от тела неотделима. По его мнению, душа организма является его функцией, работой. Функции души становились уровнями ее развития.

В античной медицине Гиппократ разработал учение о четырех типах темперамента. Он описал холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический темпераменты. Он обогатил психологию положение о том, что мозг человека является органом ощущений и мышления.

Психология времен Средневековья и эпохи Возрождения.

Значительные успехи, которые были достигнуты философами и медиками в период античности, стали основой и базой для дальнейшего развития знаний в области психологии. Предметом психологических исследований становится внутренний мир человека, ставиться задача возможности осуществить самопознание, представления о личности, начинается применение психологического метода изучения души, отличного от методов философии, и получившего название метода самонаблюдения.

Завершением развития системы психологических знаний в рамках целостного учения о душе в конце XVI в. стали взгляды Роджера Бэкона. Новизна его подхода заключалась в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому исследованию ее способностей.

Психология Нового времени.

Данная эпоха в развитии мысли в психологической науке характеризуется концепциями, связанными с фундаментальными открытиями в механике и геометрии. В XVII веке в психологии широко используется основной объяснительный научный принцип механистического детерминизма, объясняющий природу как удивительный грандиозный механизм, все части которого, включая человеческое тело, действуют по непреложным физическим законам. В этот период Р. Декарт ввел фундаментальное для физиологии и психологии понятие о рефлексе.

Философ и математик Лейбниц ответил на вопрос, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, используя формулу «психофизического параллелизма». В этот период, находясь в рамках философии, психология характеризуется как теоретическая, а не экспериментальная наука.

Естественно-научный этап развития психологии.

Целесообразно отметить, что в начале XIX века начинают формироваться новые подходы к изучению содержания психики, При этом развитие психологического знания стимулируется не механикой, а физиологией. Важное методологическое значение для развития психологии имели следующие научные физиологические достижения:

1)открытие рефлекторной дуги учеными И. Прохазкой, Ф. Мажанди, Ч. Беллом;

2)открытие закона «специфической энергии органов чувств» И. Мюллером;

3)френология Ф. Галля также ставила вопрос о зависимости психических явлений от строения центральной нервной системы;

4)физиолог Э. Вебер экспериментально доказал, что существует вполне определенное отношение между первоначальным ощущением и последующими, при котором человек начинает замечать едва заметные различия между ними;

5)опыты Г. Гельмгольца по изучению времени реакции при раздражении участков нерва касались не только важной физиологической проблемы, в результате которых были сделаны важные методологические выводы.

На современном этапе развитие психологического знания характеризуются следующими основными направлениями:

1)продолжается дальнейшее развитие существующих теорий. Так, на основе теории деятельности А.Н.Леонтьева сформировалась психосемантика, занимающаяся исследованиями генезиса, строением и функционирование системы значений в индивидуальном сознании;

2)появляются новые теории, в 1950-1960 гг. сформировалась гуманистическая психология, изучающая целостную личность человека;

3)разрабатываются различные версии объяснительных принципов психологии, в 1960-1980-х гг. сформулирован принцип системности на основе принципа целостности, имеющего глубокие исторические корни;

4)закладываются новые объяснительные принципы, такие как принцип субъектности, комплексно характеризующий предметную и методологическую стороны психологии;

5)экспансия развитых парадигм в различные отрасли психологии. В когнитивной психологии существенно расширяются такие сферы исследований как: психолингвистика, психология личности, психология творчества и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.