Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационная сфера личности, направленность личности как совокупность наиболее устойчивых мотивов




Талант и одаренность.

Талант - наиболее благоприятное сочетание психологических качеств, составляющих способности к определенному виду деятельности, дающие возможность её выполнения. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Гениальность - самый высокий уровень развития способностей. Однако это понятие носит исключительно объективный характер. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение. Гений создает эпоху в области своей деятельности.

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

 
 

 


Рисунок 12.

С раннего возраста, развиваясь, человек находится под влиянием 4-х видов окружения:

•семейное (исключительно значимое в детском и юношеском возрасте);

•бытовое (наиболее значимое в юношеском, школьном возрасте);

•профессиональное (наиболее значимое с началом самостоятельной жизни и деятельности);

•социальное (это то общество, в котором человек рождается, формируется и развивается как личность).

На фоне этого у человека неизбежно формируются потребности, которые в свою очередь формируют мотивы его деятельности и поведения. Как результат у человека появляются цели (ближайшие и на перспективу), к достижению которых он стремится в своей жизни. Закономерно то, что на протяжении жизни у человека происходит процесс осознания своих потребностей, мотивов и целей. Этот процесс находится в тесной и органической взаимосвязи с теми значимыми обстоятельствами, которые неизбежно имеют место в жизни человека.

Все это в совокупности и определяет линию жизни человека, его направленность к достижению поставленных целей.

Мотив - это побуждения к активной деятельности, которое связано с удовлетворением актуальной потребности субъекта.

Мотивация – это система факторов, детерминирующих поведение (интересы, потребности, ценности, мотивы, намерения, цели, целеустремленность и другое) и характеристика протекающего процесса, который активизирует и поддерживает деятельностную активность на высоком уровне.

Вопрос по мотивации активности человека возникает всякий раз, когда надо объяснить детерминанты поступков личности. Причем любая форма поведения может быть объяснена:

Внутренними причинами - в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п.).

Внешними причинами - внешние условия и обстоятельства его деятельности (стимулы, исходящие из сложившейся ситуации).

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.

Контрольные вопросы к лекции № 5

1.Какова структура личности?

2.В каком соотношении находятся понятия личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек?

3.Каким образом проявляется взаимосвязь высшей нервной деятельности и темперамента?

4.Определение и характеристика типов темперамента.

5.Влияет ли темперамент на профессиональную деятельность человека?

6.Каким образом характер проявляется в системе отношений личности?

7.В каком соотношении находятся характер и темперамент?

8.Что такое «акцентуация характера»?

9.В чём заключается роль социальной среды и биологической наследственности в формировании способностей?

10.Общая характеристика мотивационной сферы личности.

Литература к лекции № 5

1.Лысаков Н. Д., Лысакова Е. Н. Психология и педагогика. Уч. пособ. – М.: РУИ, 2007.

2.Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский уч., 2006.

3.Психология и педагогика: уч. пособ. /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.