Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия о происхождении человека




Существуют разные точки зрения на происхождение человека (научная, религиозная, уфологическая-инопланетная).

По мнению историка А.А.Зубова, наукой доказано вполне, что человек произошел от животных, точнее, от предка, общего с современными человекообразными обезьянами. Об этом свидетельствует хотя бы генетическое сходство человека и шимпанзе. По разным оценкам оно составляет 95-99 процентов, т. е. человек генетически отличается от шимпанзе всего лишь на 1-5 процентов. И группы крови у человекообразных обезьян и человека практически совпадают. Имеется также много свидетельств животного происхождения человека, полученных археологами. Благодаря своим открытиям и находкам они выстроили цепь промежуточных, переходных звеньев от древних обезъян к современному человеку.

Существуют две теории происхождения человеческих рас-подвидов: моноцентрическая (сначала возник вид homo sapiens, а затем в силу указанных причин появились разные расы) и полицентрическая (гейдельбергский человек, расселяясь из Африки по всем континентам Старого света, образовал несколько ветвей homo sapiens, которые развивались параллельно).

В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека Философы милетской школы твердили: человек содержит все основные элементы стихии, космоса Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная ю акрокосмосом, такой же мере и человек является микрокосмосом Во второй половине V века до н.э в Греции появляются софисты Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение ее как части природы, но уже начали рассматривать ее и в условиях социокультурного бытия Устами Протагора они провозглашают тезис: \"Человек - мера всех вещей\" Вслед за софистами проблему человека разрабатывает и С ократ ее он поставил в центр своей философии центр своєї філософії.

Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (выявление мира вечного и идеального) и тело (выявление всего временного и суетного)

Иначе понимал природу человека Аристотель Человека он рассматривает как \"политическую животное\", вершину мировой иерархии Она, с одной стороны, внутренне связана с природой, а с другой - противостоит ей, оски олько у нее есть душа - причина и начало человеческого телдського тіла.

Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на передний план религиозно-нравственные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и людьми иною Что же главное в этом соотношении? м Блаженным Он подчеркивал, что Бог же лицо, лицо (от лат persona) Поэтому и человек, созданная по образу и подобию Творца, тоже является лицом Правда, вследствие грехопадения он потерял доскон алисты и целостность Существенными составляющими или ипостасью лица воля, интеллект и память Через них проходят пути совершенствования человеческой души и единения ее с Бого з Богом.

Оригинальность духа Возрождения состоит в отвержении любых принципов ограничений земного развития человека Бог смещается на периферию человеческой жизни Человек отрывается от него Она теперь верит в себя на место Бога он ставит \"человеко бога\" (Федор Достоевский) Приобретая статуса действительно богоподобным существом, человек делалась главным предметом духовных поисков Она ищет опоры прежде всего в себе в своей душе и в своем теле Выше всего она ставит своеобразие и уникальность индивидуума Оригинальность и от других становятся важнейшими проявлениями личности Итак, смысловым стержнем ем Ренессанса является полна пафоса идея о самодостаточности и автономность личности, вера в ее безграничные творческие возможности Ренессанс - это вместе взятые теория и практика гуманизмі практика гуманізму.

Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сосредоточила внимание на ее всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т.д. Но ак, новоевропейской философии XVII ст особое значение придавала ума как специфической особенности человека Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: \"Мыслю - следовательно, существую\" Раке оналистичний подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал человека как реальная связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая имеет волю и мыслит Бага то внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза, Гоббс, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Жюльен Ламетри Жюльєн Ламетрі.

Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как субъекте духовной деятельности, что создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума Иммануил Кант голые лошував на моральном характере природы человека, Иоганн Фихте - в качестве деятельности в жизни человека, Георг Гегель - на духовности, Людвиг Фейербах - на любви к ближнему Фейербах рассматривает человека как пр иродну существо, как высшую ступень естественного саморазвития Чувство и сознание человека есть тоже природными явлениями Поэтому он говорит о человеке как о нечто неизменное, абсолютное, а не как о конкретной исторической в человекдину.

Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка ее как производной от общества, как продукт и субъект общественно-практической деятельности Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность у всех общественных отношений Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, \"незапрограмованисть\" раз и навсегда ее сущности Человек самостворюе и саморозвивае себя в процесс и исторического и культурной жизни марксизм принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в хозяйствового в соціальне.

В начале XX века в философии осуществляется своеобразный антропологический поворот - проблема человека становится неотъемлемой частью исследований практически всех философских направлений, в том числе и тех, что ранее выводили ее за свои пределы. Появилось множество концепций человека зависимости от того, что следует считать чисто человеческим в человеке (природное, социальное, духовное), их условно объединяют в три группыупи.

Первая группа - биологизаторские концепции Доминирующей чертой этих концепций является представление о человеке как о преимущественно естественную существо, жизнь и поведение, индивидуальные и общественные качества, духовные свойства и которой обусловлены природными (биологическими) факторами К таким концепций относятся: психологизм, натурализм, волюнтаризм, натуралистический дуализмазм.

Вторая группа - социологизаторськи концепции Они игнорируют природно-биологические факторы человеческого существования, которым отводится роль лишь предпосылки социальной жизни и не имеют никакого влияния на лиц бенности поведения, интеллект, творческие способности, социальные ориентации человека В таких концепций относятся: конвенционализм, социологизм, панлогизм, социологический аналиіз.

Третья группа современных концепций человека - спиритуализм (от лат spiritualis-духовный) Она объединяет взгляды, по которым в основе раскрытия сущности человека лежит его внутренний духовный мир (бескорыстный и поиск истины, способность к нравственному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству, наличие свободы воли и глубинной самосознания), и провозглашает первичность индивидуального \"Я\" как духовного стержня личности К этой группе относятся такие течения: субъективный антропологизм, антропологический материализм, религиозный антропологизм, спиритуалистический дуализмаичний дуалізм.

Таковы три основные группы современных концепций человека Они содержат как положительные, так и отрицательные моменты К положительным следует отнести:

а) конкретно-научное направление исследования человека;

б) объективность научных исследований;

в) доведение принципиального значения основных факторов существования человека

К отрицательным моментам относятся, прежде всего, односторонность биологизаторские, социологизаторського и спиритуалистического подходов, которые разрывают целостность изучения человека, что ведет к абсолютизации от Светает из сторон, составных частей человеческого сущностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.