Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические ошибки в воспитании детей с аномалиями развития




1. Сверхвнимание. Родители полностью подчиняют свою
жизнь потребностям ребенка, оберегая его от всего, вклю­чая сверстников, боясь, что те будут издеваться над ним.
В результате навыки самообслуживания, общения, взаимо­действия не формируются. Ребенок вырастает инертным, хо­лодным, эгоистичным, с установкой, что ему «все должны».

2. Психологическое отторжение. Ребенку не уделяется
должного внимания. В лучшем случае родители удовлетво­ряют его физиологические потребности (в пище, крове, гиги­ене), не занимаясь его воспитанием и коррекцией дефекта.

3. Сврехтребователъностъ (предъявление требований
без учета его психофизических возможностей). Часто ее
истоки находятся в неосознанном стремлении «не заме­чать» дефект ребенка. В результате развитие ребенка еще
больше замедляется.

Ошибки воспитания негативно влияют на ребенка, вызывая такие деформации личности, как враждебное, недоверчивое отношение к социуму, чувство неполноцен­ности, стремление к паразитированию, высокий уровень агрессивности, стремление к самоизоляции.

Таким образом, психологическая коррекция должна проводиться и с детьми, и с родителями.

Психокоррекционная работа с родителями, имеющими аномальных детей, может идти, в зависимости от предпоч­тений специалиста, в рамках любого психотерапевтическо­го направления. В ходе ее должны параллельно решаться две основные задачи: 1) принятие ребенка; 2) выработка адекватного способа взаимодействия с ним. После того, как у них выработается мотивация и понимание коррекционных задач, родители становятся полноценными посредни­ками коррекционного процесса. На этом этапе необходимо переходить к совместным занятиям детей и родителей.

Коррекция и воспитание аномального ребенка требу­ет учета специфики его дефекта. «Воспитание детей с недостатками слуха в первую очередь должно быть на­правлено на развитие и закрепление речевых навыков.

 

 

 

Все впечатления и эмоции ребенка следует облекать в сло­весную форму; ему как можно раньше нужно дать понять, что все предметы имеют свои названия. Для этого назва­ния предметов пишут на табличках крупными печатными буквами и прикрепляют их к соответствующим предметам, изготовляют для детей книжки-самоделки с подписями и картинками. Для понимания речи окружающих ребенка приучают смотреть в лицо говорящего и читать с губ. Гово­рить следует громко, отчетливо, смотря в лицо ребенку; ребенок при этом подражает движениям губ говорящего. Получая необходимые указания у специалистов-сурдопе­дагогов, родители сами могут учить детей устной речи. Для развития остатков слуха необходимо использовать звуча­щие и музыкальные игрушки, а обращаясь к ребенку, гром­ко говорить ему на ухо. Занятия по развитию речи, счета, остатков слуха, занятия продуктивной деятельностью луч­ше проводить несколько раз в день по 10—15 минут. К 7 годам продолжительность занятий должна быть увели­чена до 45 минут. Нужно помочь ребенку с дефектами слу­ха включиться в группу слышащих сверстников, расска­зав им, как нужно разговаривать с глухими, предотвращая возможные конфликты. Необходимо посещать вместе с ребенком кино и театр, помогая осмыслить увиденное.

Воспитание детей с дефектами зрения начинается с развития пространственной ориентации. Как только сле­пой ребенок научится ходить, следует не оберегать его от самостоятельных движений, а приучать ходить и бегать по комнате, ориентируясь на голос и звук погремушки. Сле­дует научить ребенка самостоятельно передвигаться по квар­тире, двору, ближайшей улице. Сначала он ходит, держась за руку взрослого, затем рядом или впереди взрослого. Уверенность в движениях, ловкость и гибкость тела при­обретаются благодаря прыжкам через скакалку, выполне­нию простых гимнастических упражнений, подвижным играм со зрячими. Очень важно прививать ребенку навы­ки самообслуживания. Представления об окружающем мире у слепого ребенка расширятся, если научить его разбираться с помощью слуха в многообразии звуков, обучить с помо­щью ощупывания различать форму, фактуру, размеры


предметов, материалы, из которых они сделаны. Необхо­димо целенаправленно знакомить ребенка с сезонными из­менениями в природе, растениями, учить различать овощи и фрукты по вкусу. Средством развития осязания и уточ­нения представлений о форме и пропорциях предметов слу­жит лепка, конструирование, аппликации. В творческих сюжетных играх развиваются внимание, память, вооб­ражение. С 5 лет слепого ребенка учат пользоваться нож­ницами, молотком, ножом и другими инструментами. Конкретизации речи слепого ребенка способствует слу­шание сказок, рассказов, их пересказ. Новые слова луч­ше ребенку объяснять при одновременном осязании им соответствующего предмета. Недоступные для ощупыва­ния предметы следует заменить игрушкой и рассказы­вать о них простым и понятным языком. Ребенка учат рас­сказывать о знакомых предметах, своих играх, выпол­ненных заданиях.

Воспитание умственно отсталых детей главным образом опирается на трудовое воспитание, которое начина­ется с формирования навыков самообслуживания, помощи другим членам семьи. Необходимо регулярно проводить занятия, развивающие познавательную деятельность ребен­ка: наблюдения за предметами и явлениями окружающей природы, рисование, лепка, чтение детских книг, упраж­нения по развитию речи. Родители умственно отсталого ребенка помогают ему закреплять знания и навыки, полу­ченные в школе.

Воспитание детей с речевыми расстройствами пред­полагает пробуждение интереса ребенка к звукам речи, прислушивание к ним, выделение их в простых словах. Полезно привлекать внимание ребенка к сравнению на слух правильного и неправильного произношения слов. Следует добиваться того, чтобы ребенок стремился к более четкому произношению, для чего следует демонстрировать образ­цы правильной речи»1.

При психокоррекционной работе с детьми прежде все­го необходимо активизировать их компенсаторные возмож­ности, воспитывать позитивное отношение к себе и миру, развивать способность к высшим эмоциям.

1 Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.

 

 


 

 

 

Направление Упражнения
Мышление • рисование • аппликация • лепк • конструирование
Речь • в процессе общения • во время других занятий • целенаправленная логопедическая работа
Ориентировка в пространст­ве • определение местоположения предметов по от­ношению к ребенку • ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверху, внизу) • составление фигур из палочек по образу или по памяти • симметричное дорисовывание предмета • определение правой и левой стороны у себя, на изображениях
Развития памяти • повторение слов, цифр • поиск предъявленной фигуры • выкладывание по памяти узоров • заучивание стихов, пословиц, поговорок • изучение приемов запоминания
Укрепление мышц кистей рук, развитие мелкой моторики пальцев рук • упражнения с пальцами • работа с бумагой: вырезание; сгибание бумаги; ■ штриховка, раскрашивание; прокалывание карто­на по пунктирным линиям, обводка по контурам, по трафарету • лепка из глины или пластилина, • нанизывание на проволоку пуговиц, • открывание и закрывание различных баночек, пузырьков, коробочек • шнуровка, развязывание узелков, • занятия мозаикой • физические упражнения: сжимание поочередно левой и правой рукой резиновых предметов (гру­ши, мяча)
Коррекция личности • обязанности по самообслуживанию • самообслуживание • посильные обязанности по дому • постепенное расширение общения через общения с родственниками и друзьями семьи, нормально развивающимися сверстниками • поручение заданий, представляющих ценность для окружающих постепенно нарастающей слож­ности

 

 


Психолог должен предоставить родителям информацию о значении и способах правильной организации жизни ребенка; необходимости соразмерять предъявляемые к нему требования и его возможности; цели, последователь­ность и способы выполнения коррекционных упражнений, но обязательно с учетом конкретных условий жизни се­мьи и уровня психологического и интеллектуального раз­вития родителей. (Если ребенок из неблагополучной се­мьи, то лучшим для него, при этом условии, будет поме­щение в специализированный интернат). Вначале упраж­нения проводятся специалистом в присутствии родителей, а затем родители самостоятельно выполняют их с ребен­ком в домашних условиях, посещая специалиста только для отслеживания динамики и продолжения коррекци-онной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.