Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самообучение — это процесс непосредственного получения челове­ком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.




Самообразование — это система внутренней самоорганизации по ус­воению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предше­ствующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обес­печивающих развитие.

Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направлен­ный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитатель­ной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное суще­ство, несмотря на всю интегрированность, т. е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Конеч­но, внутри него нет специальных центров, организовывающих передачу и усвоение прошлого опыта. Но есть механизмы, помогающие приобретать зна­ния, навыки, умения, отношения и совершать творческую деятельность само­стоятельно, без помощи педагога. Как педагог определяет цели, содержание образования, так это делает и человек по отношению к самообразованию.

Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обога­щающим образование, организованное обществом. Самообучение является аналогом учению.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и у других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: "учиться у жизни". Самообучение основывается на потреб­ности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педа­гогика описывает внутренний духовный мир человека, его врожденную го­товность и способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, стимулы, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, пси­хологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Читатель, конечно, отметил, что мы говорим о человеке вообще, а не о личности учащегося. Это не случайно. Во-первых, воспитанию, образова­нию, обучению как внешним по отношению к любому из нас факторам, в известном смысле, "безразлично" на кого влиять: на человека, ставшего или еще не ставшего личностью, психически здорового или больного. Во-вто­рых, только с раскрытием понятий "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" можно говорить о личности. Степень их присутствия и оп­ределяет, насколько человек стал личностью и поднялся над своей биологи­ческой природой. В-третьих, понятие "человек" мы употребляем широко, потому что описываемые процессы происходят абсолютно у всех (подрос­ток, юноша, будущий работник) независимо от возраста, пола, принадлеж­ности к профессиональной группе. Все дело в их качестве, интенсивности, возможностях.

 

Рис 2. Типы воспитательных отношений:

1. человек — человек; 2. человек — книга — человек; 3. человек — техника — человек; 4. человек — искусство — человек; 5. человек — природа — человек.

 

Но каким образом педагогика объясняет взаимосвязь воспитания и само­воспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения? Она делает это с помощью категории "воспитательные отношения".

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе всту­пают между собой в определенные отношения. Эти отношения принято назы­вать воспитательными, в отличие от экономических, производственных, по­литических, идеологических, эстетических и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.