Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специаль­ной подготовки и используемый как источник существования




Служащий - это работник обслуживающего труда, основанного на ин­теллектуальной деятельности.

Работник — это человек, нанявшийся на производство (государст­венное или частное), осуществляющий производительный труд и живу­щий да счет оплаты своего труда.

Рабочий — это работник физического труда, требующего начального или среднего профессионального образования.

Работник, рабочий и служащий являются субъектами труда и представля­ют производительные силы. Подготовка их возложена на учебно-воспитатель­ные учреждения профессионально-технического образования, отделы техни­ческого обучения предприятий, учебно-производственные комбинаты и иног­да на школы, где введены производственное обучение, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка. Этой работой занимаются инже­неры-педагоги и учителя труда. Они дают учащимся профессию (специаль­ность). Во время обучения будущие рабочие и служащие представляют тру­довые ресурсы страны. Трудовые ресурсы — это часть населения, обладаю­щая необходимым физическим и умственным развитием, способная к труду, но еще не вовлеченная в него.

Распределение работников, в том числе рабочих и служащих, по профес­сиям производится на основе разделения труда. Это разделение предполагает специальную подготовку для выполнения определенных работ. Чтобы стать работником, необходимо освоить какую-либо профессию.

Специальность — это вид трудовой деятельности в рамках опреде­ленной профессии.

Наименование профессии определяется характером и содержанием труда, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Полный перечень рабочих профессий (специальностейи их точные наимено­вания даются в таком государственном документе, как Тарифно-квалифика­ционный справочник.

Получение профессии в рамках начального профессионального образо­вания обязательно связано с дальнейшим развитием учащегося. Оно осу­ществляется также посредством его воспитания, образования, обучения. При этом продолжают формироваться механизмы самовоспитания, самообра­зования и самообучения. Однако профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется раз­витие личностного, в смысле трудового, потенциала работника, еще в учи­лище.

Личностный потенциал работника — это степень его общего и про­фессионального развития, определяющая успешность совершения тру­довой деятельности по определенной профессии (специальности).

Личностный (трудовой) потенциал включает в себя:

психофизиологический потенциал — уровень физического развития, со­стояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успеш­ное выполнение трудовых функций;

квалификационный потенциал — систему общих и специальных знаний и умений, обуславливающих способность совершать конкретную профессиональ­ную деятельность;

социально-педагогический потенциал — уровень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствую­щие повышению эффективности труда.

Например, к личностному потенциалу токаря относятся физи­ческая выносливость ног и рук, хороший глазомер, техническое мышление, способность к техническому творчеству; сварщика — тактильное восприятие, восприятие пространства, точность коор­динации движений, ощущение монолитности предметов; строите­ля — хорошее физическое здоровье, -способность выносить резкую смену температур, ощущение пространства, отсутствие страха вы­соты. Каждому из них необходимо терпимое, более того, эмоцио­нально окрашенное, благожелательное и бережное обращение с предметами и орудиями труда, некоторый трепет и любовь к ним, ощущение комфорта от взаимодействия с ними. Опыт поколений убеждает, что в этом случае техника служит дольше, она более "по­слушная", а результаты труда выше.

Заметим, что личностный потенциал придает процессу развития будуще­го работника профессиональную направленность. Вместе с тем он есть лишь часть развития молодого человека, ибо жизнь его не исчерпывается профес­сиональной деятельностью.

Развитие личностного потенциала работника достигается посредством про­фессионального воспитания, профессионального образования, профессио­нального обучения. Эти три понятия входят в ранее изученные — воспита­ние, образование, обучение. Специфика состоит в их направленности на раз­витие личностного потенциала, как трудового потенциала будущего специа­листа.

Закономерно также употребление таких понятий, как профессиональное самовоспитание, профессиональное самообразование, профессиональное самообучение. Они тоже входят в ранее изученные — самовоспитание, само­образование, самообучение. Их специфика — в направленности на развитие личностного потенциала работника своими собственными средствами.

Это сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообра­зования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личност­ного потенциала, называется профессиональным становлением работника.

В ходе профессионального становления специалиста идет рост его про­фессионального мастерства. Профессиональное мастерство — это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности. В зависимости от уровней развития мастерства различают квалификацию рабочих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.