Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационно-аналитическое обеспечение финансовой политики




Содержание краткосрочной финансовой политики предприятия.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

 

Конспект лекции по теме1.

Содержание финансового менеджмента и его роль в управлении организацией

 

Основные вопросы темы

 

1.1. Содержание краткосрочной финансовой политикипредприятия.

1.2. Понятие долгосрочной финансовой политики, основ­ные её элементы.

1.3. Принципы финансового менеджмента.

1.4. Методы реализации финансовой (стратегической) политики.

1.5. Финансовая стратегия и финансо­вая тактика.

В условиях рыночной экономики управление финансами становит­ся одной из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих пе­ред управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности. Это определяется смещением приоритетов в объектах и целевых установках системы управления в условиях рыночной экономики.

Экономическая политика фирмы включает в себя производствен­ную, коммерческую, инвестиционную, финансовую и другую полити­ку. Финансовая политика - это форма реализации экономической стратегии фирмы в сфере финансов. Отсюда следует, что финансовая политика подчинена задачам экономической политики предприятия. Финансовая политика охватывает нахождение и распределение капита­ла, финансовую коммуникативность и аналитическо-контрольную сфе­ру деятельности. Она должна отвечать определенным принципам и тре­бованиям и быть научно обоснованной, рациональной, гибкой, адекват­ной экономической стратегии предприятия, его финансовому и рыночному положению и др. Только в этом случае она способствует реализации стоящих перед предприятием задач.

Основными задачами краткосрочной финансовой политики предприятия в рыночных условиях являются:

• необходимость выбора наиболее эффективных хозяйственных решений;

• взаимосвязь всех сфер деятельности фирмы, интегрируемая в конечных финансовых результатах (т. е. эффективность реше­ний будет отражаться прежде всего именно в финансовых ре­зультатах);

• инновационная направленность, стимулируемая конкурент­ными условиями;

• активная инвестиционная стратегия.

Эти задачи обусловливают необходи­мость разработки эффективной финансовой стратегии и тактики фирмы, ори­ентированной на динамично развивающиеся рыночные условия.

Важнейшим целевым параметром в конкурентной рыночной среде становится обеспечение финансовой устойчивости предпри­ятия на основе лучшего использования ресурсов.

Формирующаяся рыночная экономика представляет собой сложную социально-эко­номическую систему, в которой финансовым отношениям принад­лежит особая роль.

Финансы {finance) выступают как совокупность особых эконо­мических отношений, возникающих в процессе формирования фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели расширенного воспроизводства и соци­альные нужды общества.

Финансовые ресурсы компании {financial resourses of company) пo направлениям использования определяются как совокупность де­нежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предна­значенных для следующих целей (рис. 1.1):

• выполнения финансовых обязательств;

• финансирования текущих затрат;

• осуществления затрат по обеспечению расширенного воспро­изводства.

Рис. 1.1. Финансовые ресурсы по направлениям использования

По происхождению финансовые ресурсы компании делятся (рис. 1.2) на:

• внутренние (собственные) (чистая прибыль и амортизацион­ные отчисления);

• внешние (привлеченные) (собственный капитал и заемные средства).

Рис. 1.2. Финансовые ресурсы по происхождению

Повышение роли финансового менеджмента в краткосрочной финансовой политики предприятия определяется прежде всего спецификой финан­совых ресурсов:

• ликвидностью финансовых ресурсов;

• приоритетностью управления финансовыми ресурсами с точ­ки зрения стратегического менеджмента;

• тесной взаимосвязью финансового менеджмента с бухгалтер­ским учетом, в которой финансовый учет является перво­степенным для принятия решений при реализации стратегии развития компании.

 

1.2. Понятие долгосрочной финансовой политики, основ­ные её элементы.

 

Финансовая политика государства включает в себя:

-разработку общей концепции, основных направлений, определе­ние целей и главных задач;

- создание адекватного финансового механизма;

- управление финансовой деятельностью государства и его субъек­тов.

Выделяют три основных вида финансовой политики:

- классическую;

- регулирующую;

- планово-директивную.

Основа современной финансовой политики РФ:

- признание свободы предпринимательства;

- введение разнообразных форм хозяйствования;

- приватизация государственной собственности и переход к сме­шанной экономике;

- отказ государства от директивного управления;

- переход отношений предприятий и государства на налоговую ос­нову.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия де­фицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену цен­трализованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансферт­ных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднеду­шевым бюджетным доходом отдельных регионов.

Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального ис­пользуется горизонтальное перераспределение средств за счет функ­ционирования финансового рынка. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ РФ.

Финансовая политика представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и фи­нансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования фи­нансовых ресурсов при изменении условий внешней среды.

Разработка финансовой стратегии играет большую роль в обес­печении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем:

1. Разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдель­ных его структурных единиц.

2.Она позволяет реально оценить финансовые возможности пред­приятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

3.Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процес­се динамических изменений факторов внешней среды.

4.Разработка финансовой стратегии учитывает заранее возмож­ные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные послед­ствия для деятельности предприятия.

5.Она отражает сравнительные преимущества предприятия в финансовой деятельности в сопоставлении с его конкурентами.

6.Наличие финансовой стратегии обеспечивает четкую взаимо­связь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия.

7.Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях предприятия.

8.В системе финансовой стратегии формируется значение основ­ных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управлен­ческих решений.

9.Разработанная финансовая стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организацион­ной структуры управления и организационной культуры предприятия.

 

Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика предприятия как управленческий процесс включа­ет в себя управление взаимосвязанным комплексом финансовых от­ношений, и прежде всего:

1)разработку и реализацию финансовой стратегии фирмы;

2)осуществление финансовой тактики предприятия;

3)финансово-информационное обеспечение;

4)оценку и систематизацию резервов;

5)оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля
инвестиций;

6)оценку затрат на капитал и эффективность управления им;

7)финансовое планирование и контроль.

Таким образом, краткосрочная финансоваяполитика предприятия является и научным теоретическим направлением, и практической деятельностью. Основные направления деятельности краткосрочной финансовойполитики предприятия (рис. 1.3) можно определить как:

• прогнозирование и планирование;

• основные инвестиционные и финансовые решения;

• координация и управление;

• взаимодействие с рынками капитала.

Рис. 1.3. Направления деятельности финансового менеджера

Необходимо отметить, что проблема информации является одной из ключевых в определении рынка финансовых ресурсов и деятельно­сти финансового менеджера. Наиболее значимыми теориями, с точки зрения проблемы информации, являются такие концепции, как:

• гипотеза эффективных рынков капитала;

• теория асимметричной информации;

• теория агентских отношений.

Гипотеза эффективности рынков (ЕМН) (Effect Market Hipothesis), разработанная в работах Ю. Фамы в конце 1950-х годов, выделяет три формы эффективности рынка капитала — сильной, умеренной и сла­бой, в зависимости от степени информированности рынков.

Эффективный рынок (effect market) — рынок, в ценах которого отражена вся известная и доступная информация.

Основной вывод концепции эффективных рынков капитала за­ключается в том, что средняя доходность финансовых операций равна нулю, т. е. стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных товаров и услуг. Различия в ожидаемой доходности финансовых активов той или иной компа­нии являются источником сверхдоходов, которые определяются ис­ключительно различиями в степени риска, суметь оценить который должен финансовый менеджер.

Эта концепция получила название компромисса между риском и доходностью.

Теория асимметричной информации (Asymmetric Information Theory) утверждает, что менеджеры информированы о перспективах их собственных фирм, т. е. обладают особой информацией, на ос­новании которой могут определить — завышена или занижена цена акций их фирмы.

Потенциальное влияние асимметричной инфор­мации на финансовые рынки продемонстрировано в работе Дж. Акерлофа «Рынок "лимонов": Неопределенность качества и рыночный механизм», опубликованной в 1970 г.

Как правило, ме­неджеры не обладают какой-либо дополнительной, недоступной информацией ни об общем состоянии фондового рынка, ни о буду­щем уровне процентных ставок, однако они обычно лучше, чем по­сторонние наблюдатели, информированы о состоянии и перспекти­вах их собственных фирм.

В своей работе Дж. Акерлоф на примере рынка подержанных автомобилей, которые он называет «лимона­ми», показывает, что продавцы знают о недостатках своего товара больше и средний покупатель вряд ли может отличить «лимон» от качественного товара, поэтому вероятность купить «лимон» состав­ляет приблизительно 50 %, значит и цену покупатель будет предла­гать в два раза меньшую. Владельцы качественных товаров не со­гласятся на столь низкие цены, что увеличивает вероятность пред­ложения на рынок «лимонов», т. е. рано или поздно развитие этой ситуации приведет к краху любого рынка с сильной асимметрией информации, поэтому необходимо применять меры по уменьше­нию этой асимметрии.

Вывод, который делает Дж. Акерлоф, заключается в том, что единственный убедительный способ, которым продавец может ин­формировать покупателя о том, что его товар обладает достаточным уровнем качества, состоит в том, чтобы выполнить какое-то дейст­вие, которое однозначно будет расценено покупателем в пользу дан­ного товара. Такие действия именуются сигналами. В практике фи­нансового менеджмента такими сигналами могут выступать объяв­ления о выплате дивидендов на акции компании, что означает, что фирма рассчитывает на получение солидной прибыли.

Аналогично, когда большинство инвесторов ожидают увеличения дивидендов, но этого не происходит, менеджеры дают негативный сигнал. Асим­метричная информация и сигнализация оказывают серьезное влия­ние на решения, принимаемые в сфере управления финансами.

1.4. Методы реализации финансовой (стратегической) политики.

Основной задачей процесса реализации финансовой стратегии является создание на предприятии необходимых предпосылок для осу­ществления предусматриваемой финансовой поддержки его базовой корпоративной стратегии и успешного достижения конечных стратеги­ческих целей его финансового развития.

Процесс управления реализацией финансовой стратегии предпри­ятия строится по следующим основным этапам:

I. Обеспечение стратегических изменений финансовой деятель­ности предприятия. Процесс управления реализацией финансовой стратегии предприятия начинается с уяснения масштабов предстоящих стратегических изменений его финансовой деятельности.

Стратегические изменения представляют собой комплекс мероп­риятий, направленных на преобразование всех основных систем уп­равления финансовой деятельностью до уровня, обеспечивающего полную возможность реализации предусмотренной главной финансо­вой стратегии предприятия.

II. Диагностика характера изменения условий внешней финансо­вой среды на каждом этапе реализации финансовой стратегии пред­приятия. Характер используемых методов и результаты управления реализацией финансовой стратегии в значительной мере определяют­ся степенью нестабильности факторов внешней финансовой среды.

III. Выбор методов управления реализацией финансовой страте­гии предприятия, адекватных характеру текущих изменений условий внешней финансовой среды. В соответствии с принципами стратеги­ческого менеджмента выбор методов управления реализацией финан­совой стратегии предприятия должен исходить из конкретных условий внешней финансовой среды.

Таблица 1.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.