Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История педагогики и философия образования как наука




Культурология образования

 

Культура, образование, педагогика взаимосвязаны. В переводе с латинского языка слово «культура» означает: «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Прогресс общества зависит от состояния производства и эффективности распро­странения культуры. Производство и воспроизводство культуры возможны только при наличии высокого искусства обучения подрастающего поколе­ния. Прогресс человечества и каждого отдельного человека зависит от ка­чества образования, методов познания мира и обучения, о чем свидетель­ствует история и теория культуры и цивилизации.

 

 

История педагогики и философия образования изучает:

- принципы и методы воспитания и образования в различные истори­ческие эпохи;

- цели и ценностные основания воспитания, обучения, образования, начиная от древних цивилизаций и до наших дней;

- принципы формирования содержания и направленности образова­ния;

- особенности развития педагогической мысли, становление и разви­тие педагогики как науки.

В конце XIX - начале XX в. на Западе и в России историки педагоги­ки, ранее ограничивающиеся в основном описанием прошлого, начали

предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взгля­дов на воспитание и его практику.

 

Основные функции истории педагогики и философии образования

 

Основными функциями истории педагогики и философии образова­ния являются:

Системообразующая - формирование системы взглядов на состоя­ние и развитие образования в различные исторические периоды.

Оценочная - оценка конкретных историко-педагогических явлений.

Прогностическая - прогнозирование направлений развития образо­вания.

Имеют место различные подходы (или методологические основания) в истории педагогики:

Формационный подход служит основанием для уточнения особенно­стей развития культуры в рамках различных классово-экономических формаций.

Мировоззренческий подход позволяет подойти к вопросам образова­ния с точки зрения духовных, общественных ценностей.

Культурологический подход позволяет рассматривать феномен вос­питания как часть культуры общества.

Антропологический подход дает возможность философского осмыс­ления значимости человека в мире, а также понимания мировых процессов с точки зрения человека.

Социологический подход дает возможность привнести социологиче­ские предпосылки в оценку развития истории педагогики.

Цивилизационный (социально ориентированный) подход позволяет подойти к вопросам образования и воспитания с позиции имущественного и социального неравенства, обусловленного особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

То, с чем мы имеем дело в педагогике сегодня, является результатом тысячелетних поисков, раздумий и практики. История педагогики неотделима от собственно педагогики - науки о воспитании. Имея, по сути, один и тот же предмет изучения - теорию и практику воспитания, они взаимодействуют, дополняют и уточняют друг друга.

Описание историко-культурных процессов, происходивших на ран­них этапах истории человечества, основывается прежде всего на использо­вании данных археологии и этнографии, которые позволяют сопоставлять факты

и явления материальной и духовной культуры различных народов на ран­нем этапе их развития.

Особое значение имеют труды ученых и путешественников XVIII -начала XX в., в которых описывалась жизнь и быт аборигенных народов Африки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внутренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся на ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой ин­терес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах раз­вития человечества, поскольку культура описываемых народов сохранила свою самобытность. Данные более поздних этнографических исследований требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отставав­шие в своем развитии народы, вступая в контакт с европейцами, не могли не испытывать прямого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позво­ляют по принципу аналогии лишь условно реконструировать некоторые важные для истории педагогики историко-культурные явления первобыт­ной эпохи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.