Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место педагогического знания в первобытном обществе




Зарождение педагогического мышления

 

Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на земле появился человек современного физического типа. Жизнь и воспитание первобытно­го человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Природа воспринима­лась как нечто живое, наделенное сознанием.

Стихийно возникавшие цели воспитания первобытного человека -подготовка человека к простейшему существованию и осознанию мира. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традици­ях и фольклоре.

Выделение человека из животного мира сопровождалось постепен­ным переходом к сознательной передаче опыта сбора съедобных растений и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты ста­ла возникшая речь как инструмент коммуникации. С течением времени воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание.

В развитии первобытного общества и самого человека огромную роль играла трудовая деятельность людей. Изготовление простейших ору­дий труда привело к постепенному усовершенствованию руки человека, послужило основой для развития его сознания. Совместная трудовая дея­тельность сплотила членов первобытного общества, вызвала появление членораздельной речи, помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общест­венное производство.

 

 

Существенной предпосылкой и фактором осознания воспитания как особого вида деятельности оказалось эволюция материальных связей меж­ду людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с по­мощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждало превращать воспитание в отдельную функцию, которая удовле­творяет потребности общения. Постепенное обогащение примитивного труда, усложнение и интенсификация производственного опыта подталки­вали к развитию воспитания.

На заре истории человечества специфической особенностью явля­лось групповое, коллективное воспитание. Воспитание готовило всех оди­наково к повседневной жизни. Практически единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались такие, как пол и возраст.

Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, т. е. одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выгляде­ло бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере получения и обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, оно сопутствовало передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Известный русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай долгое время пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живших в условиях родо­вой общины. Он свидетельствовал, что папуасы коллективно воспитывали детей, прививая им необходимые навыки, знакомили их с обычаями своего племени. У папуасов мальчики-подростки участвовали вместе с мужчина­ми в охоте и рыбной ловле; девочки помогали женщинам изготавливать одежду, делать посуду, готовить пищу.

На ранней ступени развития первобытнообщинного строя в дородо­вом обществе воспитание было еще не очень сложным. Оно приобретает более многосторонний и планомерной характер в условиях родовой общи­ны, когда под влиянием развития производительных сил, расширяется тру­довой опыт людей, и общественная жизнь приобретает более сложный ха­рактер.

Народы, жившие родовым строем, знакомили детей с повадками животных, приемами и способами скотоводства, обучали детей изготовле­нию земледельческих орудий, выращиванию злаков, ремеслу.

Родовая община поручала тем ее членам, которые были наиболее умудрены опытом, знакомить молодое поколение с традициями и нравами рода.

Старики рассказывали детям о славных деяниях предков, врагах их рода, внушали им, что месть - священный долг; приобщали детей к куль­товым обрядам.

Большое место в нравственном воспитании детей занимало склады­вающееся на данном этапе общественного развития народное творчество: сказания, сказки, песни, былины и т. д.

На поздних этапах развития первобытнообщинного строя, когда ро­довая община была «самоуправляющейся вооруженной организацией на­рода», возникает военное воспитание.

Переход юношей и девушек в число полноправных членов родовой общины сопровождалось у многих народов особыми «церемониями по­священия» или «возрастными инициациями». Они состояли из публичных испытаний,

в которых проверялись закаленность и выносливость молодых людей. К «церемонии посвящения» юношей и девушек готовили в течение длитель­ного времени выделенные для этой цели люди.

За 9-8 тыс. лет до н.э. в разных регионах мира, в частности Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное рас­слоение людей. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти про­цессы изменили задачи воспитания, которое превращается из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.