КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы воспитания в Древней Греции
Дальнейшее развитие школы происходило на следующей ступени исторического развития - в эпоху античности, Греко-римской древности. Временные границы античного мира огромны: от третьего тысячелетия до н.э. и до V в. н. э. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков - от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии. Воспитание и обучение в Греции (Элладе) юношества в IX-VII вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В то время гомеровская Греция еще не знала школьных форм обучения. В воспитательной практике руководствовались образом совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами. Герои Гомера владеют яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Идеал нравственного воспитания художественно раскрыт Гомером, его герой «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания, по Гомеру, - достичь славы, превзойти в доблести отца. Традиционное древнегреческое воспитание нашло описание в поэме «Труды и дни» Геосида (VIII-VII вв. до н.э.), в которой в художественной форме изложены правила житейской мудрости, приведены назидания юношеству. Ведущим мотивом поэмы является мысль о трудовой деятельности как важнейшем условии жизни человека. При этом физический труд оценивался как проклятье, которое витает над человеком. В отличие от Гомера, Геосид рассматривал вопросы воспитания «низких» слоев общества. В художественной форме изложены правила житейской мудрости, назидания юношеству.
Важный этап развития и воспитания, и обучения в Древней Элладе связан с культурой городов-полисов (государств) СУ1-ГУ вв. до н.э.). Государство начинает брать на себя обучение имущих и свободных граждан. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного жителя полиса. Если хотели нелестно отозваться о человеке, то говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Города-полисы зачастую не прерывали учебу юных граждан даже в дни войн. Среди городов-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта, в каждом из них существовали свои принципы воспитания и обучения. Главной целью спартанского воспитания являлась подготовка мужественных и преданных государству людей. Воспитание спартиатов преследовало цель подготовить членов военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем полис брал на себя воспитание и обучение детей. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20, с 20 до 30 лет. С семи лет дети поступали под начало воспитателя-пайдонома. Дети вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Большое внимание уделялось физической подготовке, закаливанию организма. В любое время года верхней одеждой воспитанникам служил тонкий плащ, они ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. Распространенными были и телесные наказания. В четырнадцать лет мальчиков посвящали в эйрены - члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке. К минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение. Приемы воспитания были от года к году все суровее. Подростки должны были сами добывать пищу.
К двадцати годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. К порокам не относили, например, ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло, по преимуществу, из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. Общеобразовательная подготовка давалась в небольшом объеме. Таким же свободным, как у юношей, было сексуальное поведение. Воспитательная система Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. Педагогический опыт Спарты оказался забыт не полностью. Традиции физического воспитания, закаливания организма стали подражанием и в последующие эпохи. Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал пайдейи (воспитанности) сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. Практически в Афинах была провозглашена идея всестороннего формирования личности с развитым интеллектом и культурой тела. Организованное обучение и воспитание основывалось на принципе соревнования (агонистика). Дети, подростки, юноши постоянно соревновались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Все афиняне получали домашнее воспитание. После семи лет мальчики, дети свободных граждан, получали возможность учиться в частных учебных заведениях. Начальное образование давали мусические школы и палестры (гимнастические школы). Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа учебных заведений. Мусическая школа (учились дети 7-16 лет) давала литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Основой программы служили поэмы Гомера. В гимнастичских школах (для 12-16 лет) занимались развитием культуры тела.
Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могло стать общественное учреждение - гимнасия (академия, ликей, киносарг). В гимнасиях (для юношей 16-18 лет) акцент делался на физическом и умственном воспитании. В гимнасии постоянно выступали популярные в то время политики и философы. Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где учили военному делу. К концу IV в. до н.э. возникли два типа высших школ: - риторические школы, в которых осуществлялась подготовка ораторов, изучались точные и естественные науки; - философские школы, в которых обсуждались мировоззренческие Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Заметным неформальным средством воспитания афинских граждан была общественная жизнь, в частности, театр.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |