КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система воспитания в Древнем Риме
Эллинские системы воспитания становились востребованными в других странах. Ближе других к ним подошла система воспитания в Древнем Риме. Одним из главных аспектов воспитания в Древнем Риме было внимание к грамматике, литературе, риторике, преобладал грамматический идеал образования. Так, ко II в. до н.э. складывается классическая латинская литературная культура. Ведущую роль играло домашнее воспитание. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной. Мальчики под наблюдением отца до 16 лет изучали домашнюю и полевую работы, искусство владения оружием. В семьях римской знати господствовало домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории. В период расцвета Римской империи приоритет получила государственная система воспитания. Из программы воспитания беспощадно исключались изящные искусства - музыка и пение. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко наряду с мальчиками учились и девочки. В эпоху эллинизма и затем в рамках римской цивилизации сформировалась программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Тривиальные школы - это школы для всех детей, а квадриумы - школы для детей из более состоятельных семей, прошедших домашнее обучение. Школы повышенного типа - грамматические, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторические школы. В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание.
Педагогическая мысль Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона (106 - 43 до н.э.), Сенеки (4 г. до н.э. - 65 н.э.), Квинтилиана (42-118 н.э.), Плутарха (45-127 н.э.). Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фобий Квин-тилиан. Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Мыслитель считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности. По его мнению, тупость и неспособность среди них - редкое явление. Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику «осторожно» и «внимательно». «Ребенок - драгоценный сосуд», - подчеркивал адвокат и оратор Квинтилиан. Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, легко «не раздавать наград и наказаний», быть примером для учеников. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен иметь опыт работы в элементарной школе. Квинтилиан придавал большое значение развитие речи ребенка с раннего возраста. Для этого он рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и препятствовать общению с «дурными» товарищами. Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления (стройности и последовательности мысли) он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии). Обучение должно строиться с опорой на теоретические наставления, подражание и упражнения. Важно, чтобы основы знаний закладывались «прочно, основательно, не спеша».
Главной задачей образования он считал формирование свободного человека. Его известный труд «Наставление в ораторском искусстве» - один из главных источников изучения в современной ему системе римского образования. Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью, и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения. В риторской школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства. Мыслитель исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он теоретически обосновал и применял в своей практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним). Значительное влияние на развитие образования в Римской империи оказали мыслители, продолжавшие культурную традицию классической Греции. Блестящий оратор Цицерон разделял философские идеи стоиков, как и Сенека, критикуя формализм школьной системы, которая воспитывает «ум, но не душу». Сенека видел далеко идущие последствия такого подхода. Историк Плутарх требовал с детства уважать в человеке личность: бить ребенка означало «поднимать руку на святыню». Эпоха Рима, особенно в последний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В этот период была разорвана связь между человеком и обществом, и человек почувствовал себя бесполезным из-за развала традиционных социальных и религиозных институтов, из-за неопределенности будущего. Философия стала, прежде всего, заниматься поиском образа жизни, освобождающего человека от внешнего угнетения, дающего внутренний душевный покой и делающего человека хозяином своей судьбы.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Каковы основные факторы возникновения и развития первых 2. Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?
3. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей? 4. В чем состоят отличительные особенности воспитания и обучения в эллинскую эпоху? 5. В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей эллинской эпохе? 6. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции. 7. Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся 8. вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды на воспитание одного из них. 9. Расскажите об античном отношении к образованию. Перечислите 10. В чем состоит вклад Аристотеля в образование? 11. Какими особенностями отличались наука и образование в Древнем Риме? 12. Каковы были структура и ступени античного образования? 13. Как связаны между собой образование и государство в концепции Платона? 14. Каковы главные черты римской системы образования?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |