КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вклад философов Древней Эллады в становление образования
Древняя Эллада дала миру превосходных философов, в учениях которых вплетены бесценные мысли о воспитании: Пифагор (VI в. до н.э.), Гераклит (520-460 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Сократ (470/69-399 До н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.). Пифагор оставил своеобразный свод правил нравственного поведения. В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему: день начинался с прогулки, чтобы «упорядочить и гармонизировать сознание»; затем в храме велось «преподавание, учение и исправление нравов»; после обеда проходили совместные чтения с комментариями. Гераклит высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека, разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты. Гераклит вместе с тем предостерегал от поверхностного знания, не углубляющегося в сущность явлений: «Многознание не научает уму». Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания: «Никто не достигнет искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становиться хорошими благодаря упражнению, чем от природы», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащие воспитание и природа». Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»), словесному воздействию, воспитанию «убеждением» и «доводами», приучению к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни способности стыдиться». Демокрит нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.
Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокриту принадлежит высказывание: «Многие многознайки не имеют ума». Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он первый исследовал проблему конфликта социальных и личных интересов и в некотором смысле предложил принципы ее решения. Отправной точкой его рассуждений являлся принцип, который он считал первой обязанностью индивида, - «познай самого себя». Сократ считал, что существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью. Для него добродетель была определенным эквивалентом «знания». Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три основных вида знания, которые, тем не менее, для него были нераздельными: 1) знание - это знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя (фактуальное знание); 2) знание о том, как мы должны жить (нормативное знание); 3) знание должно быть «одно» с человеком (знание, которого придерживается человек). Сократ рассматривал знание как познание самого себя с помощью понятий. Для него добро существует как идея. Основные тезисы Сократа: «Благо» есть «знание». «Правильные знания необходимо ведут к моральным действиям». «Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к сча Представляется, что тезисы Сократа не потеряли своей актуальности в наше время. Он учил своих учеников вести диалог, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Вклад Сократа в педагогику состоит в разработке следующих идей: знания приобретаются в беседах, при рефлексии и классификации опыта; знания имеют моральное и, следовательно, всеобщее значение, целью же образования является не столько передача знаний, сколько развитие умственных способностей.
Ученик Сократа - философ Платон - основал собственную школу, эта школа получила название Платоновской академии. В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание - единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях. По Платону, образование и общество тесно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии. Платон был уверен в том, что образование поможет улучшить человеку свои природные способности. Платон был основоположником учения об идеях. Для него именно идеи являются первичной реальностью, т. е. субстанцией. Они являются не чувственно воспринимаемыми, а постигаемыми с помощью разума. Философия для Платона является в равной степени познанием и образованием. Сущность познания - в припоминании вечных и неизменных идей. Процесс образования - это вечное странствование между верхом («светом») и низом («царством теней»). Идеи не изолированы друг от друга, а образуют связанное целое. Платон ставит вопрос об идеальной системе образования. Рассмотрим предлагаемую Платоном систему образования. Во-первых, образование должно быть в руках государства. Во-вторых, образование должно быть доступным для всех детей вне зависимости от происхождения и пола. В-третьих, образование должно быть одинаковым для всех детей в возрасте 10-20 лет. К числу важнейших предметов Платон относит гимнастику, музыку и религию.
В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают образование, уделяя особое внимание математике. По достижении 30-летнего возраста снова происходит отбор, и прошедшие его продолжают обучение еще 5 лет, основной упор при этом делается на изучение философии. Затем они в течение 15 лет участвуют в практической деятельности, приобретая умения и навыки управления. И только в 50 лет, получив всестороннее образование и освоив опыт практической деятельности, пройдя тщательный отбор, допускаются к управлению государством. Согласно Платону, они стали абсолютно компетентными, добродетельными и способными управлять обществом и государством. Не прошедшие первый отбор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные на втором этапе отбора - управляющие и воины. Прошедшие третий отбор -правители, обладающие компетенцией и всей полнотой власти. Мыслитель считал, что всеобщая система образования и воспитания обеспечит каждому человеку место в обществе, в котором он сможет выполнять общественную функцию. Общество станет справедливым, если каждый занят тем, для чего он подходит лучшим образом. В определенной степени в учении Платона прослеживается мысль о социальной справедливости. Платон выделял три уровня образования: начальный уровень, на котором каждый должен получить основы общего образования; средний уровень, который предоставляет более серьезную физическую и интеллектуальную подготовку учащихся с выраженными способностями к военной и гражданской службе, юриспруденции; высший уровень образования, продолжающий подготовку строго отобранных групп учеников, которые станут учеными, педагогами и юристами. Позитивной является мысль Платона о том, что функцией образования является определение склонности человека к тому или иному виду деятельности и соответственно подготовка к ней. Платон был одним из первых сторонников женского образования. Достойным защитником государства является тот, в ком сочетается любовь к мудрости, высокий дух, способности и энергия, - считал Платон.
Платон, как представитель афинской аристократии, выдвинул теорию вечного господства аристократии. Он сконструировал идеальное аристократическое господство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые. В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники, и земледельцы. Им свойственна только низменная чувственная часть души и добродетель умеренности и послушания. Цель этого государства, по Платону, - приближение к высшей идее блага, которая осуществляется, главным образом, путем воспитания. Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и должно соответствовать интересам господствующих групп. Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека - душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая, чувственная, но одна из них является преобладающей. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. От педагогической теории Платона отличалась теория его блистательного ученика Аристотеля (384-322 до н.э.), который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео - прохаживаюсь). Цель образования по Аристотелю -развитие тела, устремлений и разума таким образом, чтобы гармонично объединить эти три элемента в их согласованном стремлении к лучшей цели - жизни, в которой проявляются все добродетели, моральные и интеллектуальные. Вершиной развития философской мысли Древней Греции выступает созданная Аристотелем теория познания. Материалистический сенсуализм Аристотеля отчетливо проявляется в утверждении, что познание начинается от предметов, действующих на наши чувства, и приводит к законам, познаваемым нашим разумом. По Аристотелю, первый шаг в познавательном процессе заключается в восприятии нашими органами чувств отдельных вещей, а затем происходит постижение существенного и общего путем абстрагирования от случайного. Для мыслителя понятия были переходным явлением от элементов чувственного образа к отвлеченно-абстрактным понятиям рационального постижения мира. Аристотель рассматривал приобретение знания как процесс, который начинается с чувственного опыта (реальной материальной вещи) и завершается постижением сущности (абстракции чистой формы). По Аристотелю, для каждого отдельного человека цель заключается в реализации его способностей в обществе, в котором он живет; нахождении собственного стиля и места в обществе. Аристотель разграничивал теоретические, практические и пойетические (поэтические) дисциплины. Он предложил модель нравственного воспитания, достаточно популярную в наше время, -тренировать детей в подходящих типах поведения, т.е. упражнять в хороших поступках. Душа и тело относятся друг к другу точно так же, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из аристотелевской теории развития имеются три стороны души: растительная, которая проявляется в питании и размножении; животная, проявляющаяся в ощущениях и желаниях; разумная, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала. Соответственно, трем сторонам души Аристотель выделил три стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное, которые составляют единое целое. Причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». Мыслитель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных с природой, но особенно важным считал развитие высших сторон - разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. По Аристотелю, по-настоящему образованный человек - тот, кто учится всю жизнь, начиная с юности. Его концепция образования согласована с его же концепцией добродетельного человека как человека, объединяющего в себе много достоинств. Вклад Аристотеля в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными, и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Аристотель сформулировал принципы образования: принцип природосообразности, природолюбия. Аристотель оказал большое влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |