КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание у восточных славян 1-1Х вв
Современное российское педагогическое сознание имеет глубокие исторические корни. Оно включает в себя результаты многовекового обучения и воспитания. Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на несколько периодов: народная дохристианская педагогика - до X в.; педагогика православия - конец X-XVИ в.; дворянско-государственная педагогика - XVIII - середина XIX вв.; общественная педагогика - середина XIX в. ~ 1917 г.; партийно-государственная, советская педагогика - 1917-1987 гг.; постсоветская педагогика. В глубокой древности воспитание у славян, как и у многих других народов, осуществлялось почти бессознательно. Родители заботились в первую очередь о кормлении детей, оберегая их от подстерегавших на каждом шагу опасностей, неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, постепенно стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в обычаях, образе жизни, устном слове. В древние времена, как и в последующие исторические эпохи, общие цели, задачи воспитания и обучения подрастающих поколений определялись общественно-экономическими факторами (географическая среда, климат, природные условия проживания), отражавшимися на формировании физического и морального облика человека. Во времена древней общины необходимо прежде всего было воспитывать в ребенке те качества, которые нужны человеку для его нелегкой трудовой деятельности, непрерывной борьбы с природными силами, а также для отражения набегов чужеземных племен. Первой воспитательницей ребенка была мать. От матери ребенок получал знание языка, представление о явлениях природы, обычаях племени, религиозные представления. Древние славяне обожествляли природные стихии, считали себя потомками бога Солнца, Даждь-бога, поклонялись великому Сварогу - богу Вселенной, молились Роду и Рожаницам - богу и богиням плодородия.
С семи лет воспитание мальчиков проходило преимущественно на мужской «половине», девочек - на женской. Полноправным членом семьи мальчик становился по достижении 14 лет. В этом возрасте отрок подвергался испытанию на зрелость (инициации), проверялись его физические силы, ловкость, умения, религиозные верования. Подрастающие поколения готовились к труду охотников, земледельцев, ремесленников, воинов. Трудовая деятельность связывалась с выполнением различного рода ритуалов, обрядов с участием в празднествах, играх. В процессе приобщения к различным видам труда проходило и воспитание детей. Образ жизни, характерный для древнеславянской демократической дружины, развивал, обучал и воспитывал. К дохристианскому периоду относится становление народной педагогики и ее методов. Задолго до письменной истории народом был накоплен опыт подрастающих поколений, находивший отражение в самых разнообразных произведениях фольклора. Во все времена, начиная с доисторических, в устном творчестве получали отражение и осмысление окружающая человека природная и социальная жизнь. В устных преданиях человек находил ответы на вопросы своего времени. В народной педагогике человек пытался найти педагогические идеалы, средства и методы их достижения. В устном народном творчестве большое место занимала тема учения, его важности для достижения жизненных успехов и благополучия. Выражженная в устном слове мудрость относилась как к детям, так и к взрослым. Фольклор выполнял важные педагогические функции: до появления письменности на Руси он играл большую роль в воспитании, являлся учебником жизни, составляя неотъемлемую часть бытия с его мудростью и предрассудками, вечными истинами и заблуждениями.
В дохристианский период проходило становление и формирование способов и средств устного предания, чрезвычайно эффективных для сохранения и приумножения педагогического опыта, его передачи из поколения в поколение. В тот период сложились методы народной педагогики, которые в дальнейшем нередко служили противовесом односторонностям церковной и государственной педагогики. Со времен принятия христианского вероисповедования на Руси (X в.) педагогическое сознание русичей радикальным образом изменяется. Роль главного и единственного наставника берет на себя церковь. Происхождение российской педагогики гораздо более древнее, чем начало христианизации восточных славян, крещение Руси. До конца X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Таким же длительным был и путь не только их развития, но и воспитания. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что до сих пор существуют языческие представления и в наши дни. К началу IX в. по обе стороны среднего течения Днепра образовалось крупнейшее государство Европы - Русь. Оно успешно отражало набеги кочевников, воевало с Византией. Древнерусское государство сложилось в результате объединения земель славянских племен - полян, древлян, дреговичей, ильменских славян, радимичей, кривичей, вятичей и др. В 1Х-Х1 вв. происходит формирование феодального способа производства, развиваются ремесла, промыслы, растут города. Происходит установление торговых и дипломатических связей с Византией, южными и западными славянами, государствами Западной Европы, народами Кавказа и Средней Азии. Могущество и великолепие Киевской Руси воспеты в древних былинах, половецких песнях, скандинавских сагах. О ней с уважением писали арабские и персидские географы, византийские историки-летописцы. В конце X в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость. Принятие христианства -крещение Руси, т. е. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии имело большое значение для развития культуры, прежде всего письменности, архитектуры и искусства, обогащения внешнеполитических связей и торговли. Русские князья, купцы строили церкви и монастыри. В церквах звучали проповеди смирения, кротости, милосердия. В общественное сознание входила идея христианского братства. Вместе с тем в народе продолжали сохраняться традиционные верования и обычаи, с которыми церкви предстояло вести длительную борьбу.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |