Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание у восточных славян 1-1Х вв




 

Современное российское педагогическое сознание имеет глубокие исторические корни. Оно включает в себя результаты многовекового обу­чения и воспитания.

Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на не­сколько периодов: народная дохристианская педагогика - до X в.; педаго­гика православия - конец X-XVИ в.; дворянско-государственная педагоги­ка - XVIII - середина XIX вв.; общественная педагогика - середина XIX в. ~ 1917 г.; партийно-государственная, советская педагогика - 1917-1987 гг.; постсоветская педагогика.

В глубокой древности воспитание у славян, как и у многих других народов, осуществлялось почти бессознательно. Родители заботились в первую очередь о кормлении детей, оберегая их от подстерегавших на ка­ждом шагу опасностей, неблагоприятных условий внешней среды. Воспи­тательное воздействие было инстинктивным, постепенно стали формиро­ваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в обыча­ях, образе жизни, устном слове.

В древние времена, как и в последующие исторические эпохи, общие цели, задачи воспитания и обучения подрастающих поколений определя­лись общественно-экономическими факторами (географическая среда, климат, природные условия проживания), отражавшимися на формирова­нии физического и морального облика человека. Во времена древней об­щины необходимо прежде всего было воспитывать в ребенке те качества, которые нужны человеку для его нелегкой трудовой деятельности, непре­рывной борьбы с природными силами, а также для отражения набегов чу­жеземных племен.

Первой воспитательницей ребенка была мать. От матери ребенок по­лучал знание языка, представление о явлениях природы, обычаях племени, религиозные представления. Древние славяне обожествляли природные стихии, считали себя потомками бога Солнца, Даждь-бога, поклонялись великому Сварогу - богу Вселенной, молились Роду и Рожаницам - богу и богиням плодородия.

С семи лет воспитание мальчиков проходило преимущественно на мужской «половине», девочек - на женской. Полноправным членом семьи мальчик становился по достижении 14 лет. В этом возрасте отрок подвер­гался испытанию на зрелость (инициации), проверялись его физические силы, ловкость, умения, религиозные верования.

Подрастающие поколения готовились к труду охотников, земледель­цев, ремесленников, воинов. Трудовая деятельность связывалась с выпол­нением различного рода ритуалов, обрядов с участием в празднествах, иг­рах. В процессе приобщения к различным видам труда проходило и воспи­тание детей. Образ жизни, характерный для древнеславянской демократи­ческой дружины, развивал, обучал и воспитывал.

К дохристианскому периоду относится становление народной педа­гогики и ее методов. Задолго до письменной истории народом был накоплен опыт подрастающих поколений, находивший отражение в самых раз­нообразных произведениях фольклора. Во все времена, начиная с доисто­рических, в устном творчестве получали отражение и осмысление окру­жающая человека природная и социальная жизнь. В устных преданиях че­ловек находил ответы на вопросы своего времени. В народной педагогике человек пытался найти педагогические идеалы, средства и методы их дос­тижения.

В устном народном творчестве большое место занимала тема учения, его важности для достижения жизненных успехов и благополучия. Выра­жженная в устном слове мудрость относилась как к детям, так и к взрослым. Фольк­лор выполнял важные педагогические функции: до появления письменно­сти на Руси он играл большую роль в воспитании, являлся учебником жиз­ни, составляя неотъемлемую часть бытия с его мудростью и предрассуд­ками, вечными истинами и заблуждениями.

В дохристианский период проходило становление и формирование способов и средств устного предания, чрезвычайно эффективных для со­хранения и приумножения педагогического опыта, его передачи из поко­ления в поколение. В тот период сложились методы народной педагогики, которые в дальнейшем нередко служили противовесом односторонностям церковной и государственной педагогики.

Со времен принятия христианского вероисповедования на Руси (X в.) педагогическое сознание русичей радикальным образом изменяется. Роль главного и единственного наставника берет на себя церковь. Проис­хождение российской педагогики гораздо более древнее, чем начало хри­стианизации восточных славян, крещение Руси. До конца X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Таким же длительным был и путь не только их развития, но и воспитания. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что до сих пор существуют языческие представле­ния и в наши дни.

К началу IX в. по обе стороны среднего течения Днепра образова­лось крупнейшее государство Европы - Русь. Оно успешно отражало набе­ги кочевников, воевало с Византией. Древнерусское государство сложилось в результате объединения земель славянских племен - полян, древ­лян, дреговичей, ильменских славян, радимичей, кривичей, вятичей и др. В 1Х-Х1 вв. происходит формирование феодального способа производства, развиваются ремесла, промыслы, растут города. Происходит установление торговых и дипломатических связей с Византией, южными и западными славянами, государствами Западной Европы, народами Кавказа и Средней Азии. Могущество и великолепие Киевской Руси воспеты в древних были­нах, половецких песнях, скандинавских сагах. О ней с уважением писали арабские и персидские географы, византийские историки-летописцы.

В конце X в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость. Принятие христианства -крещение Руси, т. е. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии имело большое значение для развития куль­туры, прежде всего письменности, архитектуры и искусства, обогащения внешнеполитических связей и торговли. Русские князья, купцы строили церкви и монастыри. В церквах звучали проповеди смирения, кротости, милосердия. В общественное сознание входила идея христианского брат­ства. Вместе с тем в народе продолжали сохраняться традиционные веро­вания и обычаи, с которыми церкви предстояло вести длительную борьбу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.