Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект урока




Урок 5

Тема урока: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели

Обучающая - познакомить студентов с вопросами развития образователь­но-воспитательных систем Нового времени и эпохи Просвещения; позна­комить с жизнью и творчеством великого педагога Я.А. Коменского.

Воспитательная: Воспитание интереса к педагогической профессии.

Развивающая: Развитие умений коллективного взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:.

Методы: Методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика Ривина, демонстрация слайдов.

Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.

Педагогическая технология: коллективный способ обучения.

Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.

 

Методика проведения занятия и выполнения заданий.

1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия.

2.Проверка как усвоен материал предыдущего урока: взаимопроверка индивидуальных заданий

 

Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, в которые в сумме входят все вопросы и задания, которые участник образовательного процесса, изучая данный раздел программы, должен был освоить.

Для того чтобы сформировать индивидуальные задания, из всего раздела (темы) выделяются все важные моменты и к ним формулируются вопросы и оформляются задания. Получается общий список заданий и вопросов ко всему разделу. Их может быть любое количество.

Затем эти вопросы и задания компонуются в индивидуальные задания, каждое из которых будет оформлено на отдельной карточке. Таким образом, получается, индивидуальных заданий может быть любое число.

Количество вопросов и заданий во всех карточках должно быть одинаковым. Распределение же вопросов и заданий не имеет ни какой логики, в одно индивидуальное задания попадают любые вопросы и любые задания по этому разделу.

Проверка индивидуальных заданий осуществляется в парах сменного состава.

После того, как участник выполнил полностью свое индивидуальное задание (осветил на все вопросы и выполнил все задания), он находит себе напарника (из тех, кто тоже выполнил свое индивидуальное задание) и начинает проверяться свое понимание первого пункта своего индивидуального задания.

Для этого первый участник восстанавливает (рассказывает вслух) ответ на свой первый вопрос. Напарник следит за изложением, поправляет, вносит дополнения, если считает, что ответ не полный. Затем напарник восстанавливает ответ на свой первый вопрос, а первый участник так же работает с его ответом.

Для проверки второго пункта своего индивидуального задания участник ищет нового напарника и т.д. Таким образом, каждый пункт (вопрос, задание) своего индивидуального задания участник проверяет в новой паре.

После того, как первое индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), участник отмечается у руководителя сводной группы о выполнении и получает новое индивидуальное задание, самостоятельно выполняет его и снова проверяется в парах сменного состава.

Учет ведется руководителем сводного отряда с помощью табло учета, где знаком «+» отмечается выполненное задание, а знаком «.» то задание, над которым участник работает в данное время.

 

Таблица 2

ФИО и1 из2 и3 из4 из5 из6 из7 из8 из9 и10
  +                  
    +                
      +              
        +            
          +          
            +      

 

3. Проработка новой темы по темам.

• Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи
Просвещения.

• Философско-мировоззренческие основы педагогики Я.А. Комен­ского.

• Дидактика Я.А. Коменского.

• Педагогическая система Я.А. Коменского.

Каждый участник сводной группы, которая работает по методике Ривина, получает текст по выше перечисленным темам и прорабатывает его поабзацно (по частям) в парах сменного состава (каждый абзац в новой паре) следующим образом:

- для проработки первого абзаца участник находит себе напарника, которому читает вслух свой абзац;

- обсуждает, выясняет содержание этого абзаца;

- озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует):

-записывает заголовок в специально отведенное в тетради место. Таким же образом он помогает своему напарнику разобраться в его абзаце, озаглавить. Заглавие своего абзаца напарник записывает в свою тетрадь. Напомним, что у каждого участника сводной группы своя тема.

После этого, для проработки своего второго абзаца, участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает содержание его первого абзаца, помогает ему разобраться в содержании второго, озаглавить его и записать название в тетрадь.

Для проработки третьего абзаца текста участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и написать название в его тетрадь... И так далее. Очень важным обстоятельством является то, что каждый новый абзац участник должен проработать с новым напарником.

После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, участник выступает по данной теме перед малой группой. Затем он получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

Для учета работы в сводной группе по методике Ривина составляется такое же табло учета, как и для методики взаимопередачи тем (таблица 1). После проработки темы каждый участник группы отмечается у руководителя сводной группы о том, какая тема им проработана, и к проработке какой темы он приступил.

 

4 Подведение итогов занятия:

 

После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.

Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?

Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 5 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор, в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.

Сообщение темы следующего урока.

Ключевые понятия: дидактика, принципы обучения, педагогическая система.

Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи

Просвещения

Замечательные идеи педагогики Возрождения и Реформации оказали сильное влияние на развитие педагогической мысли, но практику воспита­ния они почти не затронули.

В ХУП-ХУШ вв. педагогика и школа в Западной Европе развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и ду­ховных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и окружающей действительности.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позд­него Возрождения и возникшего в ХУШ в. движения Просвещения - фи­лософии и культуры эпохи крушения феодализма и утверждения капита­листического общества. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу чело­века.

В отличие от прежней гуманистической образованности новая педа­гогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучно­го, светского образования.

Так, английский ученый Фрэнсис Бэкон (1564-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем экспериментов. Бэкон про­возгласил власть человека над природой, но считал человека частью окру­жающего мира, т.е. признавал принцип природосообразного познания и воспитания. В начале XVII в. английским философом и естествоиспытате­лем впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал идею природосообразного обучения. Обучение идет как движение от про­стого и известного к сложному и непознанному. В работе «Всеобщее на­ставление» Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для ка­ждого человека как условие его счастливого существования. Он создал но­вую науку - методологию образования, и установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и определять со­держание образования.

Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил фран­цузский философ Рене Декарт (1596-1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий ме­ханизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Декарт полагал, что если окружающая человека природа подчинена законам механики, то человек - не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании нужно учитывать дуализм (двойст- венность) человеческой сущности.

В процессе воспитания, считал Декарт, необходимо преодолевать из­держки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Подобные свойства ребенка про­тиворечат нормам нравственности, утверждал Декарт, ведь капризничая и получая вещи, которые желает, ребенок «незаметно приобретает убежде­ние в том, что мир существует только» для него и «все принадлежит» ему. Будучи убежден в нравственном и интеллектуальном вреде детского эго­центризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений (самостоятельного и верного осмысления собственных поступков и окружающего мира).

Критикуя феодализм, идеологи революционной буржуазии XVII-XVIII вв. создали идиллическую картину будущего общественного устрой­ства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. Яркими предста­вителя были Ш.Л. Монтескье (1689-1755), К.А. Гельвеции (1715-1771), Вольтер (1694-1778) и др. Они выражали свободолюбивые мысли и рато­вали за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье.

Другим направлением эпохи Просвещения был материализм, в ос­новном рассматриваемый на базе материалистического естествознания Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилео (1554-1642), И. Ньютона (1643-1727), Д. Дидро (1713-1784) и др.

Философско-мировоззренческие основы педагогики Яна Амоса Коменского

Среди педагогов начала Нового времени особое место занимает Ян Амос Коменский (1592-1670) - крупнейший педагог-демократ, выдаю­щийся общественный деятель XVII в. Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мысли­тель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к чис­лу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззавет­ным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общи­ны Чешских братьев. Образование получил традиционное для того време- ни - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельберг-ском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедни­ком, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогиче­ской деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учеб­никам он стал знаменит еще при жизни, по учебникам Я.А. Коменского учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немец­кого дворянства и католической церкви. Во время тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынуж­ден был покинуть родину. В польском городе Лешно, он руководил брат­ской школой, а позже был избран епископом. Здесь в 1631 г. составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые со­четала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. Ко­менский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая ди­дактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки. В эти же годы Коменский напи­сал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошко­льного возраста «Материнская школа» (1633).

Коменский написал 7 томов огромного труда «Общий совет об ис­правлении дел человеческих» (при его жизни было напечатано всего 2 то­ма, остальные найдены лишь в 1935 г. и позже изданы в Чехословацкой социалистической республике). Он поддерживал широкие международные связи, работал в Англии над созданием так называемой «Пансофии», под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе и обществе, которые были бы доступны всем людям. Работая консультантом по школьным вопросам в Венгрии, он написал замечательную учебную книгу «Мир чувственных вещей в картинках», переведенную на многие языки.

Мировоззрение Коменского сложились под влиянием культуры эпо­хи Возрождения. Коменский учил, что человек - это «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный микрокосм». По словам Коменского, «человек, руководимый природой, может дойти до всего». Человек - это гармония в отношении как тела, так и души. Школу педагог считал «мас­терской гуманности».

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражне­ния детей в нравственном поведении; борьбу с детской распущенностью и недисциплинированностью. Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания: «Надо следить за тем, чтобы академии воспи­тывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не долж­ны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример без­действия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся»». Указывая на большое значение дисциплины, педагог ссылался на чешскую пословицу: «Школа без дисциплины, что мельница без воды», но выступал против отупляющей палочной дисциплины и телесных наказаний детей. Коменский придавал большое значение учителю, считая должность учите­ля очень почетной, «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем».

Педагогические идеи Я. А. Коменского оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Ученого пригла­шали для улучшения школьного дела в разные страны (Англию, Швецию, Венгрию и др.). Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и России в ХУП-ХУШ вв.

Дидактика Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский был новатором в области дидактики, выдвинув много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, классно-урочная система, учет знаний учащих­ся, продолжительность учебного дня и т.д.). Рекомендации его по этим во­просам до сих пор в соответствующей мере применяются в школах разных стран.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и жи­вотных, так и человеческом обществе.

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания, как следования всеобщим законам природы, Коменский при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил достаточно часто ссылался на природные возрастные особенности детей.

Педагог, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно;

отрочество - от 6 лет до 12 лет;

юность от 12 до 18 лет;

возмужаемость от 18 до 24 лет.

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу позна­ния

и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и под­робно раскрыл принцип наглядности как один из важнейших дидактиче­ских принципов. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, теоретически разработал классно-урочную систему и практически приме­нил ее.

Ученый-педагог высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников: «Открытая дверь языков и всех наук»(1631), «Мир чувственных вещей в картинках»(1658).

Большое значение ученый уделял последовательности, посильности, сознательности и систематичности обучения, а также прочности приобре­таемых учащимися знаний.

Метод обучения, который предложил Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был превращать овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому - дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

В «Великой дидактике» педагог выдвинул такие основные положе­ния принципа природосообразности:

природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдель­ности, в определенном порядке;

всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;

природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;

начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца и др.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необ­ходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущ­ность этих принципов:

принцип сознательности и активности;

принцип наглядности;

принцип постепенности и систематичности знаний;

принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает

такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваива­ют знания и навыки.

Коменский считал главным условием успешного обучения постиже­ние сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правиль­но обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из ав­торов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать спо­собность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из жи­вого источника, потекли ручейки (знания)».

Коменский подчеркивал, что основным свойством сознательного знания является не только понимание, но и использование знаний на прак­тике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это может принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указании о том, как осуществлять созна- тельное обучение. Самым главным из них является требование: «При обра­зовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью уча­щегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движе­ния и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых глав­ных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее искоренить.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвое­ние учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предме­тами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Ко­менский считает золотым правилом обучения. Коменский первым ввел ис­пользование наглядности как общепедагогического принципа.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран наглядность имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идею нагляд­ности прекратили использовать в педагогической практике.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Комен­ский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим обра­зом:

Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувствен­ное доказательство.

Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам
учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкуша­ли все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцина­ций.

То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посред­ством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для со­зерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяю­щие их изображения.

Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого
тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширней­шие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.

Отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только прин­ципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления на­глядности Коменский считал необходимым использовать:

реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

когда это невозможно, модели и копию предмета;

картинки как изображение предмета или явления.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категори­чески требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: види­мое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.