Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка




 

Вслед за Я.А. Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистер-верг (1790-1866) в Германии.

В своем труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (1аЬи1а газа), на которой можно пи­сать что угодно, указывая на решающую роль воспитания как основного средства развития личности.

Педагог в своей теории воспитания утверждал, что если ребенок не может получить в обществе необходимые идеи и впечатления, следова­тельно, надо менять общественные условия. Необходимо развивать физи­чески сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. Локк утверждал, что добро - это то, что достав­ляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро - это добровольное подчинение человеческой воли законам общества и природы. В свою очередь законы природы и общества находятся в бо­жественной воле - истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Конечная цель воспитания по Локку - обеспечение «здорового духа в здоровом теле». Локк рассматривал физическое воспитание как основу все­го последующего воспитания. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны: умственное воспитание должно подчиняться формирова­нию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от во­ли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности, поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключая дерзкое и систематическое неповиновение). С детьми, считал Дж. Локк, надо обращаться строго, но в меру, приучать к самообуз­данию и повиновению. При этом не подавлять личность ребенка, воспиты­вать с помощью примеров, рассуждений, ласковыми словами.

Из практических потребностей надо исходить и в умственном обуче­нии. В обучении, по мнению Локка, главное - не память, а понимание и способность к суждениям. Для этого необходимы упражнения. Правильно мыслить, считал Локк, более ценно, чем многое знать К школам Локк относился весьма критически, ратовал за семейное воспитание с гувернером и учителем.

Система воспитания Локка применима к воспитанию детей из со­стоятельной среды. Педагог был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Поэтому он оправдыва­ет разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, выход­цев из высшего общества; ограниченное поощрением трудолюбия и рели­гиозности - воспитание неимущих. В проекте «О рабочих школах» мысли­тель предлагает создать за счет благотворительных фондов особые приюты - школы для бедных детей 3-14 лет, где они своим трудом должны окупать свое содержание.

Система воспитания и образования по Дж. Локку имела практиче­скую направленность: «для деловых занятий в реальном мире».

Система воспитания джентльмена

Цель воспитания, по Локку, - сформировать джентльмена, дельца, умеющего «вести дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества. Джентльмен - это человек добродетельный и дея­тельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Программа обучения долж­на включать латинский и французский языки, арифметику, географию, ис­торию, танцы, фехтование, а также ребенок должен приобрести навыки со­циального поведения - «хорошие манеры и знание света». Основную зада­чу Локк видел в воспитании нравственного, физически и умственно разви­того джентльмена.

Приведем некоторые рассуждения Дж. Локка по воспитанию джент­льмена.

Родителям следует заботиться, чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду. Также следует обмывать ребенку ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду. Только начинать это делать нужно весной, тепловатой водой, и переходя постепенно к все более холодной, до тех пор пока через несколько дней не перейдете к совершенно холод­ной; затем уже продолжайте так и зимой, и летом. В этот период мальчика должны научить плавать, поскольку это может пригодиться ему в нужную минуту.

Очень полезно для всякого, и особенно для детей, проводить много времени на открытом воздухе и как можно меньше бывать возле огня, да­же зимою. Но держать юного джентльмена всегда в тени, никогда не вы­пуская его на солнце и ветер из опасения за цвет его лица, - это хороший способ сделать из него красавчика, но не человека дела. Но если в детские годы ему будут постоянно и строго запрещать садиться на землю и пить холодную жидкость, то правило предосторожности, превратившись в при­вычку, сильно поможет ему оберечь себя, когда он выйдет из-под надзора своей няни или воспитателя. Когда мальчик подрастет, он должен полу­чить свободу, и во многих вещах необходимо будет предоставить ему са­мостоятельность, так как нельзя же вечно держать его под надзором. Са­мым лучшим и надежным контролем, считал Локк, будут тогда те хорошие принципы, которые внушили ему, и те привычки, которые ему привили; поэтому им-то и следует уделять самое большое внимание.

Пища должна быть совсем обыкновенной и простой; пока ребенок ходит в детском платьице или, по крайней мере, до двух или трехлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса. На завтрак и ужин очень полезно да­вать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать к сильно приправленным блюдам. Когда мальчик просит еду не в установленное время, не давать ему ничего другого, кроме сухого хлеба. Не нужно при­учать к определенному времени еды, так как еда по установившейся при­вычке будет приурочиваться к определенным промежуткам времени, же­лудок ребенка будет требовать пищи к привычному часу и будет испыты­вать раздражение, если этот час пропущен. Джентльмен должен воспиты­ваться так, чтобы во все времена быть в состоянии носить оружие и стать солдатом.

Питьем ребенка должно быть только слабое пиво; да и его не следует никогда давать пить в промежутках между едой, а лишь после того, как тот съест кусок хлеба. Запрещение пить без употребления еды должно преду­предить привычку часто подносить ко рту кружку; это опасное начало и подготовка к веселой компании. Дети не должны никогда пить никаких крепких напитков, разве только в тех случаях, когда это требуется как ле­карство для укрепления сердца, и притом лишь по предписанию врача. Но и в этих случаях нужно с особой строгостью следить за слугами и самым строгим образом ставить им на вид, если они нарушают предписания.

Из фруктов детям вовсе не следует давать дынь, персиков, а также слив большинства сортов и всех произрастающих в Англии сортов вино­града, так как, обладая весьма соблазнительным вкусом, они содержат очень нездоровый сок. Но клубнику, вишню, крыжовник и смородину, ес­ли они совершенно зрелые, можно, разрешать им есть почти без всякого опасения и притом в довольно большом количестве.

Только сну нужно полностью удовлетворять их желание: ничто в та­кой мере не способствует росту и здоровью детей, как сон. Все, что нужно здесь регулировать, сводится к вопросу, какое время должно отводиться детскому сну. На это можно только сказать, что очень полезно приучать детей вставать рано утром. Это самое лучшее с точки зрения здоровья; и тот, для кого благодаря укоренившейся привычке вставать рано сделалось легким и привычным делом с самого детства, не станет, будучи взрослым, тратить лучшую и полезнейшую часть своей жизни в ленивой дремоте, ва­ляясь в постели.

Постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло лучше пе­рины; жесткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости.

Послушание и уступчивость, внушенные детям настойчивостью ро­дителей в столь раннем возрасте, что дети не могут помнить, как эти каче­ства у них появились, будут казаться детям естественными и в дальней­шем, будут проявлять свое действие с силой природных качеств, преду­преждая всякое сопротивление и недовольство. Нужно лишь позаботиться об одном: начать применение этого метода в раннем возрасте, а затем не­уклонно его держаться до тех пор, пока почтительный страх и уважение к родителям не войдут у детей в привычку, пока не исчезнут малейшие про­явления непокорности с их стороны и они не проникнутся готовностью слушаться. Именно эта почтительность, если только удалось укрепить ее в детях (а этого следует добиться в раннем возрасте, ибо иначе эта почти­тельность может быть достигнута лишь ценою усилий и побоев, которых потребуется тем больше, чем позже начинают воспитывать, в сочетании с такой мерой снисходительности, которая не позволила бы детям использо­вать эту снисходительность во зло), должна явиться в будущем, после того как, дети подрастут и сделаются разумнее, средством воздействия на них, а не побои, брань или другие унизительные наказания.

Танцы сообщают детям пристойную уверенность и умение держать­ся и, таким образом, подготовляют к обществу старших; поэтому танцам детей следует обучить возможно раньше, как только становятся к этому способными. Хотя это искусство заключается в одной лишь внешней гра­ции движений, оно, больше чем что-либо другое, сообщает детям мужест­венные привычки и повадки».

Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мне­нию, было важной составляющей воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограж­дало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспита­ния не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он ско­рее выступает в качестве хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена.

Введение элемента хобби в педагогическую систему, на взгляд Локка, значительно модернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок го­раздо труднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не увлекающийся человек. В нашей стране этот аспект стал чрезвычайно важным, когда с разрушением организованного досуга молодёжи возросла преступность среди несовершеннолетних. А, следовательно, многие положения педаго­гической системы Локка актуальны и сегодня.

Следующим аспектом педагогической системы Локка является то, что юноша должен был получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного воспитателя, который ста­новился практически членом семьи. Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: «Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёт­кой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрел интеллекту­альную культуру».

Что ж, на тот период времени подобный подход являлся обоснован­ным. Школа той эпохи не столько развивала, сколько подавляла и уничто­жала у ребенка тягу к знаниям, стремление к учёбе. Действительно, как уже упоминалось выше, система образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образо­ванию, вместо умного, энергичного и любознательного человека, получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, за­зубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Но­вом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраи­вала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно воспитанных детей («ста­до») будет плохо влиять на молодого джентльмена.

Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны, роль воспитания значительно упрощается, так как исключили из развития ребенка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды. Таким образом, создаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человек видит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать. В результате получается своеобразный «идеальный» продукт воспитания.

Однако данный подход обладает также рядом негативных моментов. Во-первых, эффект новизны какого-либо порока, встреченного молодым человеком в жизни, может перевесить всё воспитание, полученное дома от педагога. Во-вторых, общение со сверстниками - это своеобразная «школа жизни», и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин. Нельзя не согласиться с тем, что группа дурно воспитанных людей часто плохо влияет на отдельную личность, но воспитатель должен это учитывать и воспитывать в ребёнке чувство собственной неповторимости, индивиду­альности. Ребёнку также может пригодиться общение с дурно воспитанными людьми, так как это научит его коммуникабельности, умению найти общий язык с представителями самых разных сословий, а это обязательно пригодится человеку в будущем. Подобный подход к воспитанию имеет практико-ориентированный характер.

Обучение джентльмена - долгий и сложный процесс. Чтобы хорошо изучить все выше перечисленные предметы, нужно немало времени и средств. И если не приучить с самого раннего детства ребенка к порядку и строгости, то вряд ли он сможет так углубленно изучать предметы, кото­рые, возможно, будут ему не по душе.

Так же джентльмен должен владеть и ремеслом. Знание некоторых вещей настолько необходимо усваивать детям, пока они малы, что усо­вершенствованию в этих вещах должна быть посвящена некоторая часть их времени. Эти занятия вовсе не способствовали здоровью. Таковы чте­ние и письмо и все другие занятия, связанные с сидением на месте, цель которых - воспитание их ума и которые неизбежно отнимают у джентль­менов значительную часть времени с самых ранних лет. Из ручных реме­сел, для усвоения которых, равно как и для упражнения в них, требуется физический труд, многие благодаря этому упражнению не только увеличи­вают ловкость и искусство, но и укрепляют также здоровье, особенно если ими заниматься на открытом воздухе.

Чтение служит совершенствованию разума. Совершенствование же разума нужно для двух целей: во-первых, для расширения собственных знаний, во-вторых, для того, чтобы люди могли передавать эти знания и делать их понятными для окружающих. Последнее пусть для занятий джентльмена и не главное, все же не менее важно, чем первое, так как большая часть жизненных дел и выгод зависит от того, что говорим или пишем другим людям.

Круг наших знаний не может быть шире круга наших идей. Следова­тельно, тот, кто желает быть сведущим во всем, должен познакомиться с объектами всех наук. Но для джентльмена, чье призвание - в служении отечеству, это необязательно, ему более всего подобает заниматься вопро­сами нравственными и политическими. Итак, к его призванию самым не­посредственным образом относятся науки о добродетелях и пороках, о гражданском обществе и видах правления, а также право и история.

Джентльмену достаточно воспринять идеи, относящиеся к его при­званию; он найдет их в книгах на вышеупомянутые темы. Следующим ша­гом в совершенствовании его разума должно стать усмотрение связи этих идей в утверждениях, которые выдвигаются и преподаются в книгах в ка­честве истин. До того как человек сможет судить, истинно это или нет, его разум едва-едва усовершенствуется, и он будет думать, и говорить лишь в соответствии с книгами, которые прочитал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.