Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо




 

Французский мыслитель Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять де­тям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма (воспитательная концепция, согласно которой интере­сы семьи концентрируются исключительно на ребенке) в педагогиче­ской науке, согласно которым воспитание должно следовать исключи­тельно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторван­ный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребе­нок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ре­бенку его самовоспитание. Руссо был сторонником развития у детей само­стоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудо­вому воспитанию.

К педагогическим принципам Ж.-Ж. Руссо относятся следующие.

1. Содержание и методика обучения должны способствовать разви­тию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обуче­ния всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, - писал Руссо, - достигает зна­ния не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а вы­думывает ее сам».

Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики - недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Факторы, влияющие на развитие личности, по Руссо, - природа, лю­ди, вещи.

Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, тру­довое воспитание. Педагогические идеи Руссо необычны и радикальны для своего времени. И хотя Руссо не порвал с некоторыми педагогическими предрассудками (в частности, он выступал за ограничение женского обра­зования), его идеи послужили источником обновления теории и практики воспитания.

Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспи­тания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Выдвинув тезис активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал прогрессивный путь совершенствования человеческой лично­сти.

Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей эпохи Просвещения.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы основные положения педагогической теории Джона Локка?

2. Какие качества должны быть сформированы у джентльмена?

3. В чем суть домашнего воспитания?

4. Почему Дж. Локк ратовал за домашнее воспитание?

5. Насколько в современных условиях востребована идея домашнего воспитания Джона Локка?

6. В чем состоит идея воспитания джентльмена?

7. На основе содержания педагогического романа «Эмиль, или О воспитании» проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.- Ж. Руссо.

8. Что понимает Руссо под свободным воспитанием?

9. Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах и содержании?

10. В чем выражалась связь между педагогическими идеями Просве­щения и Французской революции XVII в.?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.