КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о педагогических ценностях
Категория «ценности» стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека. Понятие ценности вне человека и без человека не существует не может, так как ценности - производные категории от соотношения «мир -человек». К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже «одноценностный» предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира. Само творчество, лежащее в основе созидательного процесса, следует рассматривать как ценность саму по себе. Следовательно, именно творчество создает индивидуальную культуру человека, являющуюся составной частью культуры общества, тем самым, развивая самого человека, общество и мир в целом. Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью. Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной. Благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.
Педагогические, как и любые другие духовные, ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры. Носителем определенных ценностей выступает еще и сам ученик. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие связующим звеном между общими ценностями и ценностями, формирующимися у учащихся. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.
Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
В отличие от понятия ценностей в русской педагогике более принятым было понятие идеала Идеал (от греч. - идея, прообраз), в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления; б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. В философском смысле идеал - абсолютное ценное представление (о благом и должном). Понятие идеала шире и глубже понятия ценности, в большей степени характеризует личностное отношение к цели стремления, поскольку «в понятие идеала входит творческое представление, созданное воображением, изображающее известную мысль, идею, вообще идеальное содержание, посредством сопоставления в одно стройное целое частных мыслительных данных физического и умственного бытия» (М.И. Демков). Ценности передаются, идеалы формируются в результате творческого преобразования «мыслительных данных». Нельзя ограничивать систему ценностей теми или иными рамками. Национальные и общественно-гражданские особенности не только страны, но даже определенной общности людей могут выдвигать и делать актуальными особые, свойственные лишь данным условиям ценности. Смысл понятия ценности должен быть приближен к понятию идеала: не только как усвоенное представление об определенной «цене» чего-либо, но как творчески переработанное представление о смысле жизни. По тому, признается ли существование универсального и абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.
Классификация педагогических ценностей
Педагогические ценности классифицируются по принципу уровня своего существования. Социально-педагогические ценности функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
Групповые педагогические ценности - совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Эта система включает: ценности общественной значимости труда педагога (престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.); ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, обмен идеями, знаниями и личным опытом и др.); ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.); ценности творческой самореализации (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.); ценности прагматического характера социальные гарантии, карьера, оплачиваемый отпуск и др.). Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов. Самодостаточные -это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической Функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства образуют триединую систему средств: Технологии обучения и воспитания - собственно педагогические действия, направленные на решение образовательных задач. Технологии общения - коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи. Технология поведения — действия, отражающие субъектную сущность педагога. Именно технология поведения и объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию, в которой проявляются: ценности-отношения к профессиональной деятельности, учащимся, самому себе; ценностикачества профессионально-личностных характеристик педагога; ценностизнания основ, систем, законов и закономерностей педагогической теории. Названные группы педагогических ценностей порождают друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |