Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о педагогических ценностях




 

Категория «ценности» стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х годов XX столетия, когда возрос ин­терес к проблемам человека.

Понятие ценности вне человека и без человека не существует не мо­жет, так как ценности - производные категории от соотношения «мир -человек». К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осущест­вляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творче­ства создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно твор­чество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль твор­чества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реали­зацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже «одноценностный» предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрыва­ет в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира. Само творчество, лежащее в основе сози­дательного процесса, следует рассматривать как ценность саму по себе.

Следовательно, именно творчество создает индивидуальную культу­ру человека, являющуюся составной частью культуры общества, тем са­мым, развивая самого человека, общество и мир в целом.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью. Принципиально важно понять разницу между понятиями цен­ности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть ис­тинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только поло­жительной, но и отрицательной. Благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Педагогические, как и любые другие духовные, ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, кото­рые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практи­ки. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необхо­димое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает ко­торое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Носителем определенных ценностей выступает еще и сам ученик. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педа­гогической деятельности, в ходе которой происходит субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показа­телем личностно-профессионального развития педагога.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламенти­рующие педагогическую деятельность и выступающие связующим звеном между общими ценностями и ценностями, формирующимися у учащихся.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъ­ективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей опреде­ляются богатством личности учителя, направленностью его профессио­нальной деятельности.

 

Соотношение понятий «ценности» и «идеал»

 

В отличие от понятия ценностей в русской педагогике более принятым было понятие идеала Идеал (от греч. - идея, прооб­раз), в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наи­лучшее, завершенное состояние какого-либо явления; б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, ка­сающийся личных качеств или способностей. В философском смысле иде­ал - абсолютное ценное представление (о благом и должном). Понятие идеала шире и глубже понятия ценности, в большей степени характеризует личностное отношение к цели стремления, поскольку «в понятие идеала входит творческое представление, созданное воображением, изображаю­щее известную мысль, идею, вообще идеальное содержание, посредством сопоставления в одно стройное целое частных мыслительных данных фи­зического и умственного бытия» (М.И. Демков).

Ценности передаются, идеалы формируются в результате творческо­го преобразования «мыслительных данных».

Нельзя ограничивать систему ценностей теми или иными рамками. Национальные и общественно-гражданские особенности не только страны, но даже определенной общности людей могут выдвигать и делать акту­альными особые, свойственные лишь данным условиям ценности. Смысл понятия ценности должен быть приближен к понятию идеала: не только как усвоенное представление об определенной «цене» чего-либо, но как творчески переработанное представление о смысле жизни.

По тому, признается ли существование универсального и абсолют­ного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.

 

Классификация педагогических ценностей

 

Педагогические ценности классифицируются по принципу уровня своего существования.

Социально-педагогические ценности функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокуп­ность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности - совокупность идей, концеп­ций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильно­стью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеа­лы, и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, со­ставляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.

Эта система включает:

ценности общественной значимости труда педагога (престиж­ность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расши­ряющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, обмен идеями, знаниями и личным опытом и др.);

ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индиви­дуальности (возможности развития профессионально-творческих способ­ностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

ценности творческой самореализации (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

ценности прагматического характера социальные гарантии, карьера, оплачиваемый отпуск и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценно­сти самодостаточного и инструментального типов. Самодостаточные -это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, пре­стижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценно­сти этого типа служат основанием развития личности и учителя и учащих­ся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической Функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической дея­тельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содер­жание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценно­сти-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, стано­вятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на ин­струментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогиче­скими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства образуют триединую систему средств:

Технологии обучения и воспитания - собственно педагогические действия, направленные на решение образовательных задач.

Технологии общения - коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно- и профессионально-ориентированные задачи.

Технология поведения — действия, отражающие субъектную сущ­ность педагога. Именно технология поведения и объединяют все три под­системы действий в единую аксиологическую функцию, в которой прояв­ляются:

ценности-отношения к профессиональной деятельности, уча­щимся, самому себе;

ценностикачества профессионально-личностных характеристик педагога;

ценностизнания основ, систем, законов и закономерностей педа­гогической теории.

Названные группы педагогических ценностей порождают друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер. Он проявляется в том, что ценности-цели оп­ределяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое це­лое. Данная модель может выступать критерием педагогических ценно­стей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.