Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика национального и общечеловеческого в образовании




Ценностное воспитание

Ценностное воспитание - направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Рассматриваемое на­правление возникло в США в 60-70-е гг. XX в. в связи с распространением явлений контркультуры (явление, противостоящее официальным установ­кам и принципам, господствующим в конкретной культуре) среди молоде­жи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры.

Основная цель ценностного воспитания - не прямая передача воспи­танникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у моло­дежи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравст­венных критериев, основанных на гуманистических идеалах. В качестве методологии ценностного воспитания рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А. Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др.

Теория ценностного воспитания объединила ряд самостоятельных концепций: «ценностное внушение», «разъяснение ценностей», «ценност­ный анализ», «ценностная рефлексия», «ценностное действие» и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объеди­няет общая воспитательная цель: «помочь людям жить в соответствии с ценностями» (Кл. Бек).

 

 

Индийский писатель, гуманист, педагог общественный деятель Рабиндранат Тагор писал: «Каждая нация обязана выявить перед миром свою национальную сущность. Если же нации нечего дать миру, это следует рассматривать как национальное преступление.... Нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее. Благородный дух и есть богатство нации, а ее достояние - готовность, преодолевая узкие частные интересы, послать миру приглашение принять участие в празднике духов­ной культуры».

Нация (или этнос) - исторически сложившаяся устойчивая совокуп­ность людей, обладающим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Особенности психики и поведения, связанные с этнической принад­лежностью людей складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.

Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и це­лых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяже­нии тысячелетии все нации формировались на своей этнической террито­рии. Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, создавали соответствующий тип хозяйствования, свой ритм жизни. При­знание биологической составляющей национальной принадлежности не сопровождается утверждением о превосходстве одной нации над другой, одного народа над другим, а лишь дает основание для констатации этниче­ских различий в психике и поведении конкретного современного человека.

В настоящее время большую роль играет социально-культурная со­ставляющая психики и поведения людей. В современных условиях на пер­вое место выдвигаются совершенно другие отличия, которые зачастую оп­ределяются языком, который считается родным, и культурой, стоящей за этим языком. Таким образом, вряд ли следует игнорировать роль нации, но и не следует ее абсолютизировать.

Влияние этнокультурных условий на конкретного человека принято называть менталитетом, понятие которого введено в начале XX в. фран­цузским ученым Л. Леви-Брюлем. Менталитет представляет собой сово­купность представлений, воззрений, чувствований общности людей опре­деленной эпохи, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях (Б.С. Гершунский). Ментальность - эволюционно и исторически сложившаяся структура, которая предопределяет наличие целостного взгляда на мир и на место человека в нем и этим определяет мироощущение, характер мировоззрения его носи­теля. Фактически ментальность формирует строй мыслей, чувств, поведе­ние и вырабатывает системы ценностей и норм у человека.

История педагогики не безликий процесс; она конкретна и слагается из деятельности и результатов этой деятельности отдельных народов, каж­дый из которых имеет свое лицо. Смысл исторических событий и образовательно-воспитательных систем и процессов в то же время не принадле­жит только конкретному народу, а в полной мере открывается лишь через всеобщую историю педагогических идей, педагогику и образование всего человечества. А это свидетельствует об общечеловеческой сущности педа­гогических явлений и процессов.

Практически все страны мира оказались сегодня перед необходимо­стью решать одни и те же задачи в области воспитания и образования под­растающих поколений. Как никогда стоит острота задачи максимального использования всего накопленного «человеческого капитала», поскольку все важнее становится роль образования всех людей, населяющих планету, для поступательного прогрессивного развития.

Стал очевидным тот факт, что недостаточно становится получение начального и среднего образования. Наступило время «непрерывного об­разования», т.е. необходимо человеку на протяжении всей жизни. При этом остается нерешенной такая актуальная проблема, как ликвидация эле­ментарной и функциональной неграмотности, которая имеет место даже в высокоразвитых странах,

К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира - природного, социального, личностного, картину, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир - это, пре­жде всего, гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и вос­питание толерантного отношения к другим народам. Педагогическая про­блема, какой бы она ни была, таит в себе общечеловеческое в том смысле, гсо она имеет универсальный характер и представляет общую ценность Для всех народов мира. Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового XXI в. К числу главных из них можно отнести:

обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повыше­нию уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной;

интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успеш­ность в освоении новых технологий и сохранение здоровья;

креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности;

духовность, патриотизм, гуманность и толерантность.

В процессе изучения дисциплины «История педагогики и философия образования» у студентов формируются интернационалистические качест­ва, с одной стороны, а с другой - уважение к собственной национальности за ее вклад мировую сокровищницу педагогической науки.

В педагогическом наследии разных народов много общего, сходного, что свидетельствует о близости идеалов, интересов, потребностей всего человечества, выраженных через национальное. Это общечеловеческое проходит через национальное, пробивается через национальные особенно­сти и проявляет себя как универсальный, всеобщий закон развития челове­чества и общества в целом.

На протяжении всей истории человечества создавалось единое все­мирное образовательное пространство, в пределах которого идет постоян­ный обмен знаниями, опытом, достижениями и стремлениями к повыше­нию уровня образованности и воспитанности. Любая педагогическая про­блема несет в себе универсальный характер и представляет общую цен­ность для всех народов мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.