Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение цели и задач диссертационного исследования




Непосредственными характеристиками научно- исследовательской деятельности являются цель и задачи исследования.

Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить и каким будет этот результат.

Цель работы может быть определена слишком общо. Например, почти в каждой диссертации по педагогике может быть дано следующее определение цели: «Разработать педагогические условия по активизации процесса обучения и воспитания учащихся». Отсюда видно, что цель работы – это фактически расширенное изложение названия работы. Однако, нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели. Например,

1) определены педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учителя и выявления приемов познавательной активности студентов.

2) изучить средства формирования творческого отношения студентов к усвоению профессиональных знаний.

Автор должен много поработать над формулировкой цели своей диссертации, добиваясь, чтобы она звучала четко и красиво, а, главное – действительно отражала цель, кот он поставил перед собой. Правильно сформулированная цель диссертации сразу раскрывает перед читателем (в том числе экспертом) основную сущность исследования раскрывает перед читателем (в том числе экспертом) основную сущность исследования. В то же время вводить в целевую установку чрезмерную детализацию, не следует, так как это входит уже в описание задач диссертации. Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи.

Под задачей в теории познания понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Задачи диссертационного исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов:

1 вариант. Более простой и менее строгий, хотя и допустимый для кандидатской диссертации – когда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Пример: «Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике». Задачи:

1) выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;

2) выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;

3) разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;

4) проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.

В данном случае чётко просматривается этапная, временная структура построения задач исследования – каждая следующая задача может решаться только на основе решения предыдущей.

2 вариант. Более сложный и строгий и более предпочтительный. Задачи формулируются также, как относительно самостоятельные, законченные части исследования. Но здесь временная последовательность прямо не просматривается. Задачи тут выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме исследования, и как частные цели (подцели) по отношения к общей цели исследования. Пример; диссертация «Педагогическая импровизация в деятельности учителя». Задачи:

1) выявить природу и движущие силы педагогической импровизации;

2) определить виды педагогической импровизации, критерии оценки ее эффективности и функции в процессе обучения;

3) установить структурные компоненты импровизационной готовности учителя;

4) выявить способы и условия формирования импровизационной готовности учителя.

Важный этап работы – определение логики общего пути исследования. Это определение основных шагов, ведущих к решению проблемы и выполнению цели исследовательской работы. Разумеется, каждая проблема специфична и требует от исследователя интуиции и творчества. Однако вполне возможно обозначить общий ход исследования, как определенный ориентир для исследовательской деятельности, по которым можно было бы сверять свой путь и судить о качестве исследования по ходу его развертывания. Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Пример: цель – выявить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов и определить пути их создания в процессе обучения и воспитания студентов. Ряд задач (отражающих логику исследования):

1) изучить состояние культуры учебной деятельности студентов;

2) проанализировать понятие «культура учебной деятельности»;

3) определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы дидактические условия формирования культуры учения;

4) разработать методические рекомендации для преподавателей по управлению развитием культуры учебной деятельности студентов.

Во введении и автореферате диссертации автор дает 4-5 основ задач. Более детальное перечисление задач дается в начале каждой из глав диссертации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.