Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм обучения




Рассмотрим некоторые из наиболее часто применяемых в ву­зовской педагогической практике форм и методов проведения игро­вых занятий. Среди них ведущее место занимают деловые игры.

Деловая игра - одна из наиболее сложных форм игровых заня­тий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность.

Чтобы представить широту и многообразие методических воз­можностей применения деловых игр в учебном процессе, приведем их классификацию по двум наиболее характерным признакам.

По характеру моделируемых ситуаций.

1. Игра с соперником (борьба сторон). Моделируются процес­сы управления в условиях взаимовлияющего поведения или воздейст­вия друг на друга различных систем.

2. Игра с природой. Моделируется процесс управления в усло­виях вероятностного поведения окружающей среды или управляемого объекта.

3. Игра тренировка. Моделируется процесс управления систе­мой в динамике самопроизвольного развития ситуации

По характеру игрового процесса.

1.Отношения между играющими группами обучающихся но­сят характер противоборства. Действие одной группы прямо или кос­венно влияет на действие другой группы

2. Разыгрывается взаимодействие между группами

3. Состязание. Группы студентов между собой не связаны, иг­рают независимо друг от друга

4. Игры с применением автоматизированных обучающих уст­ройств и систем (запрограммированные игры).

От других форм игровых занятий деловые игры отличают­ся следующими наиболее важными признаками, характеризующи­ми их дидактические свойства.

1. Наличие важной социально-экономической или социально-психологической проблемы,

2. Наличие общей цели для всего игрового коллектива и вместе с тем возможность каждому участнику игры своими действиями вли­ять на достижение конечного результата

3. Наличие информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке как и в реальной жизни.

4. Принятие и реализация в процессе игры определенной по­следовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от дей­ствий других участников.

5. Наличие и необходимость развитой системы стимулирова­ния, реализующей следующие основные функции:

а) побудить каждого из участников игры действовать как в жизни, на пределе своих интеллектуальных возможностей;

б) подчинить в случае необходимости интересы того или иного участника игры общей цели коллектива;

в) обеспечить объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели, общего результата дея­тельности игрового коллектива

Под деловой игрой понимается процесс вы­работки и принятия решения в условиях поэтапного многошаго­вого уточнения необходимых факторов, анализа информации, до­полнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных ша­гах в ходе игры.

Деловые игры, используемые в учебном процессе, облада­ют широкими дидактическими возможностями, поскольку они обеспечивают:

- закрепление и комплексное применение знаний, полученных при изучении разных дисциплин

- развитие навыков эффективного управления реальными про­цессами, в том числе с помощью современных

- развитие навыков эффективного управления реальными про­цессами, в том числе с помощью современных освоение особенностей коллективной профессиональной дея­тельности

При разработке деловой игры особое значение имеет выбор целей и объекта игры.

Совокупность основных документов, инструкций и описаний по игре представ­ляют в виде методической разработки (указаний) для преподава­теля.

Сборник документов и методических указаний по игре обычно включает титульный лист, на котором указывается: название вуза, на­звание кафедры, учебной дисциплины и игры, коллектив авторов раз­работчиков и год разработки. Эти выходные данные должны дать ис­черпывающее представление, кем и для кого данная игра разработана. Далее следует содержание самой игры, распределяемое обычно по разделам.

Первый раздел - тема игры, ее назначение и цели. В этом раз­деле приводится дидактическое обоснование ее назначения. Второй раздел - исходная информация о деловой игре. Третий раздел - технология проведения игры. Четвертый раздел - формирование групп управления. Содер­жит инструкции преподавателю. Пятый раздел - система управления игрой. Содержит ряд ин­струкций игрокам и преподавателям. Шестой раздел - система стимулирования Содержит материа­лы, позволяющие в ходе игры производить оценку качества решений, Седьмой раздел - разбор игры. Содержит материалы, позво­ляющие преподавателю подготовить. В приложениях обычно приводятся формы всех используемых документов с необходимыми пояснениями, список.

Разновидностью деловой игры являются - профессиональные игры, которые предназначены для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивиду­ального стиля общения и поведения при коллективном решении задач.

Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения. Организация познавательной деятельности сту­дентов в форме анализа конкретных ситуаций имеет ряд разновидно­стей в зависимости от дидактических целей занятия и контингента обучающихся В их числе разбор "микроситуаций" или казусов по ходу лекции, рассмотрение конфликтных ситуаций, имевших место в реальной действительности, "метод клиники", решение ситуационных задач и т п.

В учебной игровой практике метод анализа (разбора) конкрет­ных ситуаций основан на анализе некоторого фиксированного соче­тания исходных данных, динамика в таких ситуациях отсутствует. Он является первой и наиболее распространенной формой игрового моделирования, спо­собствует формированию профессиональной интуиции, умения раз­бираться в нестандартных ситуациях, а также предвидеть возможные последствия тех или иных решений.

"Метод клиники" рекомендуется для тренировки обучающихся в решении задач в рамках заранее составленной и известной програм­мы. Он эффективен, если надо исправить какие-то ошибки, наиболее часто допускаемые студентами, помочь им преодолеть трудности. Главным условием успеха в этом случае является постановка задач, непосредственно связанных с их профессиональными интересами.

Применяемые в учебном процессе конкретные ситуации клас­сифицируются по различным признакам: по степени новизны (извест­ная, подобная, неизвестная); применяемым в зависимости от метода решения (стандартные, модифицируемые, новые); этапам принятия решений (простые или одношаговые, сложные - многошаговые, тре­бующие для своих решений нескольких последовательных операций); иерархическому уровню принятия решения; специализации (техноло­гические, оперативно-управленческие, экономические.

Модификации метода "мозговой атаки" при организации игрового обучения. Метод прямой мозговой атаки используется для решения любых творческих задач, имеющих самую различную форму и содер­жание. При постановке задачи должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить или иметь и что меша­ет получению желаемого?

Метод обратной мозговой атаки ориентирован на решение задачи, составления наиболее полного списка недостатков рассматри­ваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.

Двойная прямая мозговая атака. Суть ее заключается в том, что после проведения первой прямой мозговой атаки делается пере­рыв от 2 часов до 2-3 дней.

Обратная и прямая мозговые атаки проводятся чаще всего для прогнозирования развития техники, выявления и устранения не­достатков. Прямую и обратную мозговые атаки используют, как прави­ло, для прогнозирования недостатков технического объекта (класса изделий) или принятой системы управления.

Мозговая атака с оценкой идей предназначена для решения сложных конструкторских, технологических и организационных за­дач.

46. Самостоятельная работа обучающихся в вузе: содержание, особенности организации и проведения.

Самостоятельная работа студентов предусматривает, как пра­вило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических задач, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий.

Известный ученый академик А. Н. Крылов всю жизнь пропа­гандировал тезис о том, что основная задача вуза научить умению учиться. Самостоятельная работа обучающихся под руководством пре­подавателя является одним из видов учебных занятий. Они проводят­ся в целях приобретения навыков работы над источниками по данной учебной дисциплине. Самостоятельная работа студентов под руководством препо­давателя должна быть логически взаимосвязана с другими видами учебных занятий. Нельзя начинать изучение дисциплины (сложной темы) с самостоятельной работы

Материал, выделяемый на такие занятия, должен удовлетворять следующим требованиям:

• быть изложенным в учебнике достаточно полно и с примера­ми; наличия достаточного количества литературы, учебных пособий, учебно-методических материалов, образцов техники по избранной те­матике является непременным и обязательным условием для успеха таких занятий;

• содержать сведения, углубляющие знания, полученные на лекции;

• по возможности не вводить новые понятия, а расширять представления уже усвоенных понятий и определений;

• содержать проблемные ещё не полностью решённые вопросы;

• требовать настойчивой углубленной работы и обдумывания.

Обоснуем особенности подготовки преподавателя к прове­дению самостоятельной работы с обучающимися. Проведению данного вида учебного занятия (как и любого другого) должна предшествовать подготовка как преподавателя, так и студентов. Подготовка к занятию первого начинается с изучения ис­ходной документации, определения (уточнения) целей и задач заня­тия, времени его проведения. На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться четкое представление о том, какой материал студенты должны отработать и с какой степенью оп­ределенности. На этой основе педагог разрабатывает задания студен­там, которые в принципе могут быть индивидуальными или общими. Задание на самостоятельное занятие должно быть выдано за­благовременно с тем, чтобы обучающиеся имели время на информа­ционный поиск в библиотеке необходимых учебных материалов.

В плане проведения занятия методом самостоятельной ра­боты указываются: тема, цель занятия, тезисы вводной (установоч­ной) части; излагаются узловые вопросы, по которым проводится са­мостоятельная работа, а также определяется порядок и организация мест занятия, объем учебной литературы и порядок подведения ито­гов. Одно из важнейших требований к плану - это обеспечение инди­видуализации обучения.

Подготовка аудитории (учебных мест), технических средств обучения, тренажеров, наглядных пособий.

Раскроем особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавате­ля.

Самостоятельную работу под руководством преподавателя це­лесообразно строить из трех основных частей: вводная (установоч­ная); собственно самостоятельная работа обучающихся по выполне­нию предложенного задания (исполнительская) и подведение итогов.

Методика дос­тижения конечной цели может определяться преподавателем и включать: последовательность изучения и усвоения учебно-методического материала, пособий, руководств, наставлений, техники.

В заключительной части самостоятельной работы препода­ватель подводит итоги, сообщает (дает оценку), как работали обу­чающиеся. Возможен отчет отдельных студентов, их заслушивание по результатам самостоятельной работы. Основная дидактическая цель подведения итогов - научить обучающихся анализировать ход и ре­зультаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержа­ние, рационально планировать учебную деятельность.

В целом же ориентация учебного процесса в вузе на самостоя­тельную работу обучающихся и повышения ее эффективности пред­полагает:

- увеличение часов на самообразование студентов;

- организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно;

- создание учебно-методической и материально-технической базы вуза (учебники, учебные и учебно-методические пособия, ком­пьютерные классы и т. п.), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину;

- развитие систем дистанционного и открытого образования;

- доступность лабораторий и специальных аудиторий для са­мостоятельной работы обучающихся;

- отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоя­тельную работу и обслуживание консультационных пунктов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.