Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарные образовательные технологии




Логика научного исследования.

Выделяют два подхода к построению логики научного исследования: инвариантный и вариативный.

Инвариантная логика включает в себя:

1) определенные научные проблемы;

2) доказательство актуальности ее;

3) вытекание объекта и предмета исследования;

4) формулирование цели и задач исследования;

5) выдвижение гипотезы;

6) построение плана исследования;

7) выбор методов и методик исследования;

8) осуществление намеченного плана по ходу исследования;

9) корректирование плана по ходу исследования;

10) получение результатов подтверждающих или опровергающих гипотезу;

11) формулирование выводов, рекомендаций.

Вариативная логика предполагает разработку плана последовательности научного исследования по конкретной проблеме (для каждого исследования уникальна). Она формулируется как совокупность, последовательность вопросов и варианты ответов на них, определяющие путь исследования: представив конечный результат исследования надо определить какие знания необходимы, чтобы получить этот результат и где эти знания можно добыть.

Гуманитарные технологии не есть новое явление в истории человечества, просто на фоне расцвета так называемого научно-технического прогресса они ушли в тень, но всегда хранились в неявном виде в литературе, искусстве, философии, политике, образовании (Е. Л. Мезенцев). Именно сегодня проявилась острая потребность общества в гуманитарных технологиях, что связано, возможно, со стремительными изменениями, происхо­дящими в обществе, точно охарактеризованными Е. И. Кня­зевой и С. П. Курдюмовым следующим образом: «В особых со­стояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальиые процес­сы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым чело­веком огромного груза ответственности за судьбу всей соци­альной системы, всего общества». Именно вовлеченность субъекта в процесс принятия решения есть единственный спо­соб эффективного влияния на человека, по мнению П. Г. Щед ровицкого, так как сегодня люди слишком сложны, слишком информированы, чтобы руководствоваться простыми мотивами в принятии решений.

Совершенно очевидно, что система образования, реализу­ющая гуманитарные (т е. направленные на человека) процессы становления и развития личности человека в образовательном процессе, не может не обратиться к феномену гуманитарных тех­нологий. Это обусловлено становлением качественно нового эта­па развития профессионального образования, когда возникает потребность в выработке общепедагогической платформы дея­тельности вуза; в развитии потребности в знаниях об организации образовательного процесса у руководителей предприятий, обще­ственных деятелей, т. е. у профессионалов сферы «человек — че­ловек»; в укреплении экспертной функции образовательных уч­реждений в оценке инновационных процессов в социальной сфере.

В современном научном знании имеются как узкое понима­ние гуманитарных технологий (например, PR или политтехнологии и манипулятивные методики ресурсами), так и широкое, раз­мывающее понятийные границы — как программы, имеющие ориентации на человека. Второе понимание смысла рассматри­ваемого феномена представляет интерес с точки зрения разраба­тываемой концепции, поэтому обозначим уже существующие по­зиции.

Гуманитарные технологии есть совокупность технологий влияния. Это тех­нологии мягкого человечного влияния, технологии социальной инженерии. Эти технологии создают условия для конвенцио­нальной социальной игры. Это влияние нужно затем, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество открытое, обра­щенное к своей истории и своему будущему, перспективное про­странство и пригодную для жизни среду, чтобы преобразовать это общество в образованное и увлеченное новой социальной иг­рой, где создаются положительные жизненные стратегии, приво­дящие к успеху.Гуманитарные технологии — систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на ос­нове современного гуманитарного знания. Согласно В. В. Мац-кевичу и П. Г. Щедровицкому, составляющими гуманитарной технологии являются «особые» нематериальные элементы: раз­личного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п.

Гуманитарная технология — разновидность социальных технологий^ основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всесто­роннего развития личности.

Таким образом, под гуманитарными технологиями можно понимать технологии влияния на общество, на человека. Так, в открытом пространстве коммуникации через определенные группы влияния и средства массовой информации (с помощью гуманитарных технологий, т. е. мягких технологий воздейст­вия на человека) продвигаются новые формы деятельности, которые «прорастают» в непосредственные стратегические государственные проекты и управленческие структуры госу­дарства, в корпоративные проекты и различные кампании. За­частую это качество влияния усиливается, переходя в манипу­лирование. Манипуляция понимается как вид воздействия, выполненного достаточно искусно, чтобы возбудить у человека намерения, не совпадающие с его сущест­вующими на данный момент желаниями.

Е Л Доценко приводит основные признаки воздействия:

1) это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия;

2) при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимо­действия;

3) результатом воздействия выступают некоторые измене­ния в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия.

Е. Л. Доценко утверждает, что манипуляция (а не жесткое дав­ление, например, или ограничение) нужна именно для того, чтобы неизбежное давление облечь в более мягкие формы, чтобы пощадить достоинство и самолюбие.

Во-первых, формирующее воздействие может быть мини­мально манипулятивным, если оно соответствует личности в це­лом, а не направлено на отдельные особенности.Во-вторых, опасность насильственного нормирования жиз­недеятельности можно снизить путем взращивания способности становиться в рефлексивную позицию по отношению к предла­гаемым для усвоения нормам. От педагога требуется умение ста­вить обучающегося в рефлексивную и диалогическую позицию по отношению к самому себе.В-третьих, нормирование и стандартизация могут быть за­метно смягчены, если не требовать безусловного принятия. Вос­питание в этом смысле есть обучение условностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.